ПРЕДЫСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТРАН СИБИРСКО-АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА С РОССИЙСКИМ ЦАРСТВОМ XVI-XVII ВЕКА

 

Зададимся вопросом предпосылок и исторического фона, на котором разворачивались процессы завоевания Сибири, кою, предлагается нам идентифицировать с Сибирским ханством…

Что, изначально ошибочно, поскольку по занимаемой площади, то было достаточно небольшим и едва составило бы двадцатую долю Сибири современной. 

Большую её часть, западноевропейские историки, географы и политики XIV—XVIII веков именовали Grande Tartarie… 

Показательны в этом отношении, современные событиям, карты Г. Меркатора (1594 г.), И. Гондиуса (1606 г.), Джона Спида (1626г.), др.

А так же гораздо более поздние карты, Фредерика де Вита (1680) и П. Шенка, Г. Делиля (1742), Н. Сансона (1752 г.) и т.д.

Великая Тартария присутствует на собственно российской картах, от «Большого чертёжа» («Чертеж всему Московскому государству») 1556 года.

И карты царевича Фёдора Борисовича Годунова, изданной Герритсом в 1613 г., использованной в картах 1612-14 гг. Масса и Герардом в Голландии.

До Ремезовской «Чертёжной книги Сибири» 1701г. и далее, до 1737 года, мы встречаем данное название в «отечественной» картографии...

 

Сегодня в России, существование Тартарий, объявляется антигосударственным мифом.

В то время как, вплоть до начала 19-го века, это полагалось рутинной констатацией непреложного факта.

О Тартарии говорит Джиованни Ботеро в своем многотомном труде «Relatione universali» вышедшем в 1599 году: …

- Изначально называлась Скифия, но триста лет назад перешла к тартарам (одному из народов великого Чингиса), из региона Азии, на их языке называемом Монголия.

Те стали править и также изменили название.

В неё входит (за исключением тартаров-прекопитов) почти половина азиатского материка.

Она простирается от Волги до границ Китая и Индии, от Скифского океана до Меотидского озера и Гирканского моря.


О ней же подробно упоминается в географическом приложении к «Opus de doctrina temporum» Петавиуса, изданном в Лондоне в 1659 году….

А старейшая, наиболее полная и вероятно, самая авторитетная энциклопедия мира, «Британика» (первое издание, Том 3, Эдинбург, 1771 г.) сообщает: …

- Тартария, громадная страна в северной части Азии, граничащая с Сибирью на севере и западе, которая называется Великая Тартария.

(Занимающая земли Западной Сибири, Восточной Сибири и Дальнего Востока.)

- На юго-востоке к ней примыкала Китайская (маньчжурская) Тартария (Сhinese Tartary).

- На юге от Великой Тартарии была, Независимая Тартария (Independent Tartary) [Средняя Азия].

- Тибетская Тартария (Tibet) располагалась на северо-запад от Китая и на юго-запад от Китайской Тартарии.

- На севере Индии находилась Монгольская Тартария (Mogul Empire) (современный Пакистан).

- Узбекская Тартария (Bukaria) была зажата между Независимой Тартарией на севере;

- Китайской Тартарией на северо-востоке; Тибетской Тартарией на юго-востоке; - Монгольской Тартарией на юге и Персией (Persia) на юго-западе.

В Европе тоже было несколько Тартарий:

- Московия или Московская Тартария (Muscovite Tartary) в границах до Урала!!!,

- Кубанская Тартария (Kuban Tartars),

- и Маленькая Тартария (Little Tartary)... 

 

Та же "Encyclopedia Britannica", в 1797 г. повторяет…

Тартария, очень большая страна Асии...

Она ограничена на севере Сибирью, или той части Асии, которая принадлежит России...

Сведения о Великой Тартарии сохраняются в 6-томной испанской энциклопедии «Diccionario Geografico Universal» 1795 года издания и других, не менее уважаемых, научных изданиях. …

 

Вряд ли нам следует присоединяться к категорическим точкам зрения на вопрос.

Но, судя по всему, вероятность принципиальных ошибок действительно минимизирована.

Меркатор, именуя Карское море Татарским, или Скифским океаном, знает о городе Грустине в верховьях Оби, городах Коссине и Серпонове.

Гондиус зафиксировал на своей карте города Грустина и Камбалык, Сансон - город Арса.

И т.д. и т.п.

 

На всех европейских картах и глобусах, опубликованных до конца XVIII века, Великой Тартарией называется огромная страна, охватывающая центр и север Азиатского континента…

Представляющая собой десятки конкретных суверенных государств, царств, княжеств, ханств и каганатов, часто объединяемых в конфедерации.

Что важно учесть…!!!

Так как в тот период, здесь не существовало, единого федеративного, русского, сибирского либо тартарского государства.

Но, присутствовали меняющие состав и конфигурацию, союзы государственных образований.

Крупнейшие и устойчиво выделяющиеся, в подвластных татаро-монголам регионах, со времен империи Чингиз Хана, назывались европейцами по характерным признакам или самоназванию, различными Тартариями.

И сегодня мы можем классифицировать эти образования, аналогом европейских империй.

Чьи типы формирования, при имеющихся различиях, принципиально близки друг другу.

А в тот период времени, считались неизбежным состоянием миропорядка.

 

Основное отличие колониальной империи от «простой» конфедерации или унии, вероятно заключено в:

- её открыто-насильственном формировании,

- законодательно-административном доминировании метрополии, находящейся в особом, по отношению к остальным членам, правовом положении,

- а так же, отсутствие у населения колоний гражданства и гражданских прав действующих в метрополии.

Когда, при том граждане и учреждения метрополии пользуются в колониальных территориях большей властью и привилегиями, в сравнении с коренным населением.

Однако, во всех случаях, речь не идет об упразднении рядовых государств-участниц, аннексии их территорий или вхождении в состав метрополии!!!

Наоборот, подчеркивается государственный статус разно-зависимых земель, сохранявших степень собственного суверенитета

Нахождение в «зоне исключительных интересов» метрополии и её власть над ними в рамках данного союза.

 

Частичным подтверждением указанному тезису, являлись общепринятые принципы титулованья.

Как московский пример, титул Ивана IV, внука золотоордынского темника и беклярбека Мамая...

Это перечисление его полномочий в землях-государствах, входящих в конфедерацию Московской Тартарии (Российского царства): …  
Великий Государь Царь и Великий Князь всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский,

Царь Казанский,

Царь Астраханский,

Государь Псковский,

Великий Князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных,

Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский и иных,

Повелитель всея Сибирския земли и Северныя страны

Государь земли Вифлянской и иных.

 

Поясним, что до «романовских» реформ, князем назывался выборный или назначаемый военачальник, в некоторых странах ответственный за гражданский суд….

Царь, государь и повелитель, так же являлись не более чем персонифицированной частью верховной исполнительной власти, имевшей различные полномочия в зависимости от традиции определенной территории.

Другую её неотделимую составляющую являли «полномочные представители региональной власти», княжеская, с XI века боярская дума, выборные от народа или сословий, духовенство, а с XVI до конца XVII века земские, церковные соборы и т.д.

 

Понятие «Московское государство» здесь так же употребляется в узком смысле, тождественном древнему Московскому княжеству.

А к перечисленным княжествам, странам и царствам, задолго до данного периода и далее, прямо применяться термин «государства» !!!

Вся территория называвшаяся Российским царством, понималась современниками исключительно конгломератом стран, состоящих в унии и представлявших собой классический пример колониальной державы.

То есть союз множества, неидентичных по уровню суверенитета, престолов, занимаемых единым монархом, правителем метрополии.

Встречающееся в разнообразных документах название «Московское государство Российского царства» обозначало саму метрополию.

Центральную область Российского царства, включающую местонахождение верховного престола.

В том же ключе следует понимать и название известного литературного памятника французского путешественника Жака Маржерета — «Состояние Российской державы и Великого княжества Московского», написанного в 1608 году.

Яркое подтверждение тому, соборная клятва 1613 года, говорящая:

- «что быти на Владимирском и Московском и на всех государствах (!!!!!) Российского Царства Государем Царем и Великим Князем всея России Самодержцем — Тебе, Великому Государю Михаилу Феодоровичу»

 

В рассматриваемый нами период, в результате завоевания Казанского и Астраханского Царств, казалось бы утвердилось первенство Москвы в регионе.

Однако и по окончанию «смутного времени», вплоть до середины 17-го века, все еще не определено окончательно, влияние какого именно государства будет здесь главенствующим.

Равнозначность Тартарии Московской и Великой не вызывает сомнений.

 

…И так….

Все начиналось с «Предуралья» …

Пермь Великая.

Мощное древнее государство с городами Сольвычегодск, Соликамск, Кайгород, Пермь Вычегодская, Чердынь и другими.

В X века известно, как состоящая в конфедерации с Булгарией Волжской, «Верхняя Булгария» или страна Вису.

Располагавшаяся на территории от Урала и народов манси на востоке, самодийцев на севере, до башкиров и удмуртов на юге, гранича на западе с Великим Устюгом, Вологдой и Белым Морем.

В XIII веке, часть областей страны фигурирует в составе новгородских данников, при этом сохраняя полную самостоятельность и управляясь собственными эксаями.

 

Известно, что ко времени, когда первые новгородцы проникли за Каменный Пояс, Коми уже имеют здесь свои укрепленные поселения.

В XII-ом столетии, наряду с походами на Северо-восточную Русь и Кольский полуостров, отмечены попытки Новгородской республики организовать сбор дани с зауральской Югры.

Зачастую заканчивались они плачевно, подобно предприятия воеводы Ядрея осадившего Югорский городок в 1193 году, отряд коего, не смотря на огромную численность и профессионализм, был истреблен.

Не более миролюбивы и сами югорские князья, о периодических набегах которых на новгородские земли так же сообщают письменные источники.

 

В 1229 г. на посмертном курултае происходит раздел покоренных земель между 4-я наследными сыновьями Чингисхана.

Разделу подлежали исключительно тюрко-монгольские степи, используемые для кочевой жизни.

Покоренные страны на культивируемых или непригодных землях оставались «общими» территориями империи, государствами данниками.

Примерно-ориентировочно, в 1223 г. завершается завоевание монголами государств Башкир, в 1239 г. Волжской Булгарии.

Западный поход (1236-1242 гг.) под командованием Субэдэя, соратника Тэмуджина и его внука Батыя, ставит точку в подчинении русских княжеств.

Восточная Сибирь и Дальний Восток становиться частью Улуса Великого Хана.

В дальнейшем монгольского государства Юань (т.н. «удел Хубилая»), включающего Китай.

Западная и Центральная Сибирь, Северный Урал и Беломорье отходят Улусу Джучи.

 

В регион, на полтора века, приходит относительное политическое единообразие и «умиротворение».

Он утверждается частью самого глобального, населенного и стабильного государственного образования того периода.

Монгольская империя простирается от Дуная, Польши и Новгорода до Кореи, Тибета, Японского моря, Вьетнама и Оманского залива.

Представляя собой, с конца XIII века, федеративный союз родовых наделов, улусов (монгольско-тюркский термин обозначающий страну, народ, племя), объединяемых властью Великого Хана.

Где улусы, так же являются униями стран и народов под властью конкретных Чингизидов.

А их политико-географические границы включают, в том числе земли зависимых народов-данников.

 

Со времени «Великой замяти» (1359-1380 гг.)», южные районы Перми Великой уплачивают дань Ногайской Орде.

Часть пермских земель уходит под «патронат» традиционно союзного Казанского ханства...

В начале XIV века ТверскоеМосковское княжества и Великое княжество Литовское пытаются включить Новгород и Пермь в свою зону влияния, но эти противоречия все еще успешно регулируются центром.

Однако, в середине XV века начинается фаза безвластия и активной дезинтеграцией Золотой орды.

Подучив карт-бланш на передел, от неё массово отходят т. н. «Татарские ханства», к которым многими историками причисляется и собственно ханство московское…. 

Беспристрастный суд в междоусобных раздорах исчезает вместе с авторитетом имперской монгольской власти.

…Нет арбитров и посредников, приходит хаос войн и беззакония, отныне прав тот, кто быстрей, сильней, беспринципней.

 

Вечевой Новгород активно препятствует проникновению Москвы в «свои» северные даннические территории, ища поддержки у Литвы.

В 1471 году Иван III обвинив республику в «обидах» и предательстве Православия, совершает на неё успешный военный поход.

В 1472 году, Москва, под тем же предлогом «отмщения обиды» (якобы нанесенной московским купцам), посылает в Пермский край воеводу князя Фёдора Пёстрого, с войском и… прогнозируемыми последствиями…

В 1478 году Новгород силой окончательно присоединен к Московскому княжеству, где оставался частично суверенной территорией вплоть до окончания «Смутного времени», в виде Новгородской земли просуществовал до 1708 года. 

 

Становясь данником Великого княжества Московского, Пермь до 1505 года фактически сохраняет государственную независимость, которая впоследствии периодически возникала далее, вплоть до падения в Казани 1552 г..

В царских грамотах и указах, название «Пермь Великая», как идентификация самостоятельного государства, сохранится до средины 17 века.

В конце XV века начинает активную миссионерскую деятельность в Сибири и Пермская епархия подчиненная Москве, основанная еще в 1383 году.

 

После падения Золотой Орды, регион к началу 17-го века номинально все еще считается частью Орды Великой, правил и норм которой Иван Грозный декларативно придерживается.

Основным из их числа полагалось, иерархическое превосходство чингизидов и приоритетное право на престолы родовых уделов.

 

Семья купцов и солепромышленников Строгоновых, которым Иван Грозный якобы жалует в удел гигантские территории завоеванной Перми, после его смерти в 1584, в условиях нарастающего паралича царской власти, превращается в неконтролируемую военно-промышленную корпорацию-государство.

Силой оружия утвердив личную власть в крае и строя городки, Строгановы расширяют владения за счет проживавших здесь коми-пермяков, вогулов, остяков, башкир и русаков, изгоняя их.

Крайне важно отметить, что на настоящее время, равно как и на момент их упоминания Герардом Фридрихом Миллером в «Описании Сибирского Царства», ни оригиналов грамот, дающих Строговым земли Перми, ни списков с них 16-века, найдено не было (!!!!).

Сложно сказать, существовали ли вообще подобные документы.

Поскольку данному факту нет, хоть сколько ни будь заслуживающих доверия, подтверждений.

Как версия, обе эти грамоты валяются запоздалым новоделом, оправдывающим феодально-криминальное самоуправство невиданных масштабов.

 

Центральный и Северный Урал XV—XVI веков.

На восток вынужденно мигрируют Коми-зыряне и Коми-пермяки, постепенно вытесняя и ассимилируя Манси, Вепсов, Ненцев.

С западного на восточный склон Урала перемещаются Манси.

За счет притока мигрантов и ассимиляции местного остяцкого населения число Манси за Уралом быстро увеличивается.

К XV в. племена Манси, жившие по рекам Конде, Пелыму, нижнему течению Сосьвы, объединятся в сильное, Пелымское конфедеративное государство.

С центром у слияния Пелыма с Тавдой; где стоял городок, служивший резиденцией пелымских князей и религиозным центром.

В качестве самостоятельных княжеств в состав Пелымского княжества входили Кондинское княжество и Табаринская земля.

Объединенное войско «государства Пелымского» (под таким названием Пелымское княжество фигурировало в русских документах) представляло собой грозную силу, с которой приходилось считаться всем, кто претендовал на Зауралье, в том числе Москве.

Среди крупных государственных образований выделалась и конфедерация государств Хантов.

Кодское княжество на нижней Оби, в русских летописях именуемое Кодским государством, впервые упоминается в Вологодско-Пермской летописи за 1484 год

Правитель, главный князь, имел резиденцию в окруженном крепостью Кодcком городке.

Ему подчинялись князья, возглавлявшие территориальные уделы.

В русских документах последней четверти XV в. упоминается целый ряд «кодских» князей и стоявший над ними «большой князь» Молдан.

На севере, в самых низовьях Оби, располагается Обдорское княжество с центром в Пулноват-Ваше (Носовом городке).

Где обдорские Ханты соседствовали с кочевыми Самоедами-ненцами.

В бассейне Куновата, Сосьвы и ее притока Ляпина существует Ляпинское княжество. Здесь наличествовало несколько древних хантыйских городков: Куноватский, Ляпинский, Юильский, Березовый, Мункос, Илчма.

На территории Ляпинского княжества жили и манси, переселившиеся из-за Урала.

Со временем, уже в русский период, по Сосьве и Ляпину Манси частью ассимилировали Хантов, частью вытеснив их к востоку.

Селькупы и Кето бассейнов р. Томи и Нарыма, в 14-17 веках имели конфедерацию государств, которой русские в 16-м веке, дали название «Пегая Орда».

Она была союзником Сибирского Ханства и платила дань Ногайскому мурзе, до тех времен пока в 1594 году, часть входящих в неё княжеств не обложило данью русское государство.

Перечень стран или племенных союзов входящих в конфедеративные государства можно приводить долго.

Колоссальные по территориям, существующие с незапамятных времен, союзы Тунгусских племен, Чукотские и Эскимосские племенные княжества, Юкагирские, Камчадалские союзы, «Коряцкая землица», союз Телеутских княжеств Верхнего Приобья, Горного Алтая…

И т.д. и т.п.

 

К 16-му веку, на Юге Сибири и Дальнем Востоке, существуют государства, приемники более древних держав, Динлин, Бохай, Сяньби, Хунну, Жужаней, Киданей и т.д.

Здесь, культурно и экономически развитые, исторически значимые государства, сложились у народов всех языковых семей горностепной зоны: тюркских, монгольских, тунгусо-маньчжурских.

Обладавшие собственной или заимствованной письменностью, они строили каменные города и знали все мировые религии.

Многие сибирско-арктические государства, периодически вовлекались в военно-политическую и экономическую жизнь крупных держав.

Таких как Китай, Тюркские, Уйгурский, Кыргызский каганаты, империя Чингисхана, её последователи, Джунгарское (ойратское) ханство и т.д.

Однако, даже находясь в договорных и даннических отношениях, не теряли своей независимости в международных делах, суверенитета над территориями и внутреннего самоуправления.

Как знаковый пример, конфедерация 4-х государств Енисейских Киргизов, наследников Тюркского и Уйгурского каганатов.

А в последствии, каганата Кыргызского, занимавшего территорию от Алтая, среднего Иртыша и средней Оби, до Байкала и Амура, … от Ангары и среднего Енисея, до пустыни Гоби.

Чей посол в Китай, еще в середине IX в., заявил, что кыргызы правят на Енисее с I в. до н.э.

После вхождения в зону влияния монгольской империи Чингизидов, Китая, а затем Ойратского Ханства, они тем не менее оставались бесспорными суверенами собственных земель.

Все то же справедливо по отношению и к государствам Северо-Восточной, Западной Сибири, Арктики.

 

В конце 16-го века, в образовавшемся вакууме пост-монгольского владычества, на ведущую роль в Арктическо-Сибирском регионе, создание торгово-политических коалиций и организацию колоний претендовали не только многие европейские страны.

В процессе учувствовали Османская империя, тюрко-иранское Сефевидское государство, Китай, Ойратские государства, Хивинское ханство (Хорезм), Тимуриды империи Великих Моголов.

Чьи свидетельства о территориях лежащих от Урала до Тихого океана, от Северного Ледовитого океана до Алтая и Казахских степей, идентичны, перекрёстны и проверяемы.

Там располагались как минимум, десятки межплеменных союзов, чьи территории, ареал обитания, общественное устройство, религия и самоназвания, на протяжении веков были стабильны.

Статус их государств и суверенные права, априори никем не отрицались.

Возьмем основные теории государства: «теологическая» …, родственные ей «древнеиндийская и древнекитайская» …, «патриархально-родовая» …, «договорная», другие…

Сотни долговременно существующих, рода-племенных объединений, на территории Арктики, Сибири и Дальнего Востока имели в соответствии с ними все атрибуты и признаки государственности.

Принадлежащую только им землю, постоянную, в большинстве своем, выборную власть, законы, религию, порядок и войско.

Собственный язык, вот один из фундаментальных, т.н. естественных протопризнаков нации и государственности.

Говорящих о древнем происхождении и существовании устойчивого суверенитета у само идентифицирующего себя народа-носителя.

Об исключительно длительном его доминировании на определенной территорией, позволившем языку сформироваться.

В сегодняшней Сибири проживает около 40 аборигенных народов, относящихся к 9 языковым группам:

- 1) самодийская (ненцы, энцы, нганасаны, селькупы);

- 2) угорская (ханты, манси), угры и самодийцы нередко включаются в одну, уральскую, семью языков;

- 3) стоящая обособленно кетская (кето);

- 4) тунгусо-маньчжурская (эвенки, эвены, ульчи, нанайцы, негидальцы, удэгейцы, ороки, орочи);

- 5) палеоазиатская (чукчи, коряки, юкагиры, ительмены);

- 6) эскимосско-алеутская (эскимосы, алеуты);

- 7) тюркская (алтайцы, кумандинцы, телеуты, шорцы, хакасы, долганы, якуты, тувинцы, тофалары, сибирские татары);

- 8) монгольская (буряты);

-9) нивхи.

Большинство включаемых в них народов, имеют либо свой отдельный язык, либо говорят на его наречиях.

Однако, в 16-17 веках, количество известных нам, коренных народов Сибирско-Арктического региона, было гораздо более значительным.

Равно, как и размеры ареалов их расселения.


Продвигаясь на Восток за Уралом, русские сообщают, что встретили многовековые государственные образования, которые стали называть не менее чем «Княжества» и «Страны». 

Как иначе можно было определить статус и самоидентификацию народа…

Если, например, только у тоболо-иртышских татар насчитывалось до 70 укрепленных посе­лений.

А среди крупных городков тюменских татар в конце XVI века известны были, тот же Чинги-тура, укрепление на холме Цымырлы у устья Туры, "заставной Кучумов городок" Тарханский, Явлу-тура, городище на месте Кургана ("Царево городище"), городок есаула Алышая на То­боле вниз от устья Туры, на реке Туре Епанчины юрты, близ Чимги-туры поселения князьков Маитмаса, Каскара, Барбара и др.

Те же российские источники приводят, как минимум, десятки свидетельств двусторонних «равноправных» торговых, подорожных, союзных и иных договоров.

Подписанных от имени Российского Царства, с местными «правителями государств», «царевичами», «князьками», «князьями», «ханами», «каганами», «старшинами», «лучшими людьми» и т.д.

Доказательств обратного, пусть даже опосредованных или косвенных, не существует.

Главное, что следует понять…:

В Арктике, Сибири и Дальнем Востоке принципиально не существовало «пустых, ничейных земель» …, как не было и некоего «аморфного населения» !!!!

 

В зоне Арктики процветала таёжно-тундровая цивилизация.

Там присутствовала бытовая и производственная культура, обладавшая не только идеографической письменностью или собственной развитой космологией.

Бесчисленные стада домашних оленей и лошадей, эффективная даже со слов европейцев, медицина, обработка металлов и уникальные промысловые технологии.

Все это позволяло, людям тысячи лет комфортно существовать в абсолютно экстремальных природных условиях Крайнего Севера.

Важен и тот момент, что до прихода русских, арктические народы, не знали такого понятия, как голод…, нищета или эпидемии.

А ментальность, мораль и образ их жизни, во многом идеально соответствовал заповедям Христианства, которое казалось бы проповедовали сами европейцы.

 

Европейский Север.

После разрушения в 969 году Булгара, столица древней Перми — Чердынь, становится важнейшим центром международной торговли, о чем свидетельствует множество музейного и археологического материала.

До 80% известных в мире предметов иранского Сасанидского серебра (6 – 7 вв.) обнаружено именно в Пермском крае.

Даже то, что не было похищено и потеряно за века, находки происходящие из случайных дореволюционных сборов и кладов, поражают историков обилием.

Драгоценная утварь Византии и Халифата, клады арабских, хазарских, среднеазиатских и китайских монет, артефакты и ювелирные изделия Сибири, Скандинавии, др.

Кроме Чердыни, аналогичные рынки в то время существуют на Ладоге, Печера, в Холмогорах и Северной Двине.

 

XI-XII вв. были расцветом Древнехакасского государства.

Его известность достигла Китая и Средней Азии, Закавказья и Средиземноморья.

Средневековые авторы описывают цветущий край с городами и орошаемым земледелием, знавшим множество видов злаков, применявшим водяные мельницы и вывозившим хлеб на продажу.

Горное дело и металлургия также создавали славу страны.

Государственная власть поддерживала торговлю — в это время, как показывает археология, древнехакасские караваны, охраняемые воинскими конвоями, достигали Восточной Европы: городов Волжской Болгарии и Руси.

В Поволжье и Приуралье широкое проникновение аскизских изделий вызвало местные подражания их формам.

Интересно, что упоминание о ставшем почти общемировым календаре (гороскопы, символика и т.п.) впервые встречается как раз в китайском повествовании о кыргызах.

Торговлю государства отмечают китайские монеты, ходившие в стране, и редкие среднеазиатские монеты (тюргешские и хорезмийские), китайские зеркала, раковины каури с Индийского океана.

Изделия тюхтятской культуры оказали сильное воздействие на культуру подвластных народов Алтая, Тувы и Монголии, а также соседних стран — Западной Сибири, Казахстана и Джунгарии, монголоязычных киданей и тунгусо-маньчжуров Приамурья.

Древнехакасские изделия найдены и в Европе (Приднепровье, Подонье), они оказали известное влияние даже на культуру викингов.

 

По археологическим артефактам, в степной и таежной зоне Сибири можно утверждать наличие более чем 3-х тысячелетнего кочевого и отгонного скотоводства (разведение лошадей и крупного рогатого скота).

А в ряде регионов имелись давние навыки орошаемого и мелиоративного земледелия, гораздо более развитые, чем в целом по России того же периода.

Бытовые постройки из дерева, сложнейшие архитектурные общественные и культовые сооружения из камня, и т.д. и т.п….

Это невозможно отрицать, но, как оказалось, вполне допустимы попытки оболгать прошлое, вычеркнув его из памяти потомков.

Подобным образом был создан неуклюжий миф, повсеместного, до русского идолопоклонства Сибири...

Направленный, в основном на «граждан» откровенной невежественных, равнодушных и беспричинно самодовольных.

С тем, чтобы создать у них имперскую иллюзию культурного превосходства над народами Сибири и Арктики.

Утверждения о язычестве в Сибири и отсутствии там развитых теистических мировоззрений, настолько явно не соответствует действительности и беспочвенны, что поражаешься, безмерной наглости авторов.

Чье лукавство потрясает безыскусностью и неприхотливостью в аргументации, взывая исключительно к великорусскому шовинизму и псевдорелигиозному мессианству.

 

Обычно, в оправдание указанной позиции, принято апеллировать к Шаманизму.

Как тотемистическому явлению, якобы олицетворяющему простейшие верования, возникавшие из суеверных страхов перед феноменальными явлениями реально-закономерного мира.

При ближайшем рассмотрении, очевидно неверными оказываются важнейшие посылы, предполагающие примитивизм и самостоятельное существование шаманизма.

 

По абсурдным причинам, вырванную из контекста, культовую технику Шаманизма, в России безосновательно принято выделять, классифицируя некоей обособленной религией…

В то время, как она принципиально не несет самостоятельной ценности, являясь не более, чем техническим ритуалом и фрагментом целостного, религиозного мировоззрения.

В данном случае, таких монотеистических ведических течений, как Тенгрианство, Индуизм, Зороастризм, Даосизм и т.д.

Являющихся смысловыми аналогами и предтечами, в том числе современных мировых монотеистических верований.

Древнейшие религии, предполагающие глобальный, перманентно развивающийся и философски осмысленный, космологический взгляд на мир.

Не имеющий ничего общего с утрированным пониманием, недостоверно транслируемых образчиков вторичной мифологии.

В любом случае, Шаманизм, в том виде как с ним познакомились средневековые европейцы, представлял собой монотеистическую веру в Единого Абсолюта.

…Пусть даже зачастую и адаптивно-вульгаризированную под местные условия.

 

Не следует забывать и о том, что южная Сибирь считается родиной и оплотом Зороастризма, первой из известных пророческих, монотеистических религий.

Арктика, почитаема местом расположения горы Меру, центра всех материальных и духовных вселенных — священной горы в космологии индуизма и буддизма.

Которые столь же невозможно обвинить в примитивизме и язычестве.

 

Основной религией народов Сибирской Тартарии, по некоторым данным археологии, в раннем периоде, вероятно являлся Зороастризмом.

Мы находим факты его многовекового присутствия не только на Алтае и Западной Сибири, но в Великой Перми на Западе и Турфане на Востоке (что подтверждается мусульманскими источниками 7-10 века).

Китайцы так же упоминают Заратустру и существование жертвенных алтарей, посвященных огню.

Ему на смену в Южной, Центральной Сибири и части Арктике, пришло Тенгрианство.

Религия Единого Бога (культ «Неба»), следы которой можно проследить до настоящих времен, была распространена у всех древних Тюрок, Тунгусов, части Палеоазиатов, Монголов и т.д.

Возможно, что церемониал её отправления был заимствован в эпоху раннего средневековья из обрядовых практик, существовавших на территории Китая императорских домов разных династий, подражать которым стремились все каганы.

 

Следует отметить, что после падения Второго каганата Азия вступила в эпоху смены веры.

Из Сирии кочевники приняли несторианство, из Аравии – Ислам, из Тибета – теистический Буддизм.

Не менее достоверно и присутствие в регионе иудаизма, что доказывают иудейско-персидские документы Кашгарии и рукопись на иврите примерно 800 г., которую Пеллио нашел в Дуньхуане.

 

Уйгурский каганат в 763 г. принимает одну из мировых религий того времени — манихейство, отождествлявшее себя как с Христианством, так с Зороастризмом и Ведизмом в целом.

Отличавшееся особой книжностью и энциклопедичностью, развитой церковной организацией и монашеством.

Манихейство проповедовал и будущий святой Августин до своего обращения в «истинное» Христианство.

Проповеди и службы велись на национальных языках, применялись письмена приобщаемых к вере стран.

Уйгуры сделав манихейство государственной религией превратились в теократическую державу, во второй половине VIII в.

Манихейство было тесно связано с согдийской культурой и согдийский язык стал вторым официальным языком империи наравне с тюркским, начиная с надписи в Севрее (762 г.).

 

Тогда же манихейство приняло и Древнехакасское государство, так же став теократическим.

С этой религией, имевшей Писание, знавшей астрономию и почитавшей планеты, на Среднем Енисее возникли монументальные храмовые комплексы, сложенные из сырцового кирпича, подробно описываемые в арабских источниках.

По их руинам были обнаружены два Древнехакасских города.

Таким образом, Хакасское г-во, как минимум в 6-м веке н.э. уже имело письменность, регулярную армию, развитую архитектуру, астрономию, сельское хозяйство.

Храм Миропорядка, чтение в нем стихотворных молитв, поклонение планетам и огню описывает побывавший в 942 г. на Енисее араб Абу-Дулаф.

Открытия ждут города, названных иранскими авторами X и XI вв.: столица Кемиджкет (т.е. «Енисейский город») и центр в 7 днях пути от Саян на север.

Религия Света, как называли Манихейство, не менее пяти веков поддерживала на Уйбате (Южно-Минусинская котловина) свой священный центр.

Соответственным образом шла и его проповедь на подвластных и сопредельных территориях.

 

Однако…, обратимся к близким нам временам и более привычным религиям.

Некоторые восточносибирские народы исповедовали Христианство с VI-го века, …на 4 века раньше, чем оно официально пришло на Русь.

Несторианство в 7-м веке прочно закрепилось в Тариме, сделав его апостольским центром, нацеленным на крупные государства кочевников, в том числе Монголию.

В мусульманских источниках упоминается о существовании христианских общин в Х в. в Синьцзяне.

А немецкие экспедиции собрали много несторианских текстов в районе Турфана, которые напоминают тексты, обнаруженные Пеллио в пещере Дуньхуаня, например «Похвала Святой Троице».

В 635 году несторианство проникает в Китай, где первые императоры династии Тан активно ему покровительствовали, позволяя строить церкви.

Несторианство проникло даже в Японию и Индию.

Таким образом, став самой распространённой, как по территории, так и по количеству исповедующих, формой христианства в древности...

В 628 году несторианский патриарх Ишо-Яб II д’Гуэдал получил от пророка Мухаммеда охранную грамоту для своей церкви, которая в эпоху Арабского халифата достигла наивысшего расцвета.

Забайкалье, Арабский историк Абу-ль-Фарадж бин Харун, утверждает, что кереитский хан обратился в 1007 году к несторианскому митрополиту в городе Мерве с просьбой принять его в христианскую веру вместе с народом.

Всего тогда было крещено около 200 тысяч человек.

Общую численность же кереитов в начале XI века определяется по разным оценкам примерно, от 400 до 600 тысяч человек.

В 1256—1260 гг. несторианам даже удалось организовать Жёлтый крестовый поход, что показывает величину их традиционного влияния на монголов, под властью которых в XIII в. находилась большая часть Азии.

А в улусе Бату — русских землях — Православная церковь до принятия Золотой Ордой Ислама, как государственной религии, была подчинена сарайскому епископу-несторианину.

Которому наравне с русскими церквями, повиновались и церкви сибирские.

 

Многие поколения монголов задолго до походов Чингисхана принимали Христианство, Буддизм или Ислам, оспаривать что попросту невозможно.

Сама же Империя Чингисхана, почитавшего Тенгрианство, равно заботилась о всех религиях ЕдиноБожия.

А Тэмуджин назначал виднейших проповедников Ислама и Христианства личными послами.

В изложении Ясы от Макризи отмечается, что «Чингисхан приказал уважать все религии и не выказывать предпочтения какой-либо из них».

 

В 631 г., в Волжскую Булгарию прибывают три проповедника Ислама.

В результате их визита, хан-правитель булгарского государства Туйбик и ближайшее окружение принимают Ислам, который начинает распространяться по стране.

Процесс исламизации населения Нижнего и Среднего Поволжья завершен в 922 г., когда Ислам принимается в качестве государственной религии Волжской Булгарии.

Здесь открываются учебные заведения, создавались библиотеки, распространялись популярные на Востоке научные и художественные идеи.

Обучение проводилось на основе арабской письменности, нравственные основы общинной жизни приводились в соответствие с Кораном.

С середины-конца 10-го века, население Перми Великой так же в подавляющем большинстве своем исповедует Ислам, что возможно связано с официальным принятием его «метрополией», Волжской Булгарией.

 

В Южной Сибири Ислам предположительно появился после 737 г. когда арабское войско вошло в зону Прикаспия, где находился Хазарский каганат и значительно утвердился в конце X-го века.

Последующее распространение Ислама в Западной Сибири явилось уже частью общего процесса Исламизации Улуса Джучи.

Проводившегося по инициативе шейхов Хорезма, ведущую роль среди которых играл Али Ходжа Занги-Ата (конец XII — начало XIII веков).

 

Среди историков существует версия, согласно которой Сибирь преимущественно Исламизирована именно в первой половине 13 века.

Когда суфийский наставник из Бухары Багаутдин аль-Балхи, отец известного суфия Джалалатдина Руми, объединив в один отряд представителей различных суфийских братств, направил их в далекую Сибирь.

А окончательная Исламизация довершилась в конце 14-го века.

В 1389 году, полководцы Джахан-шах-бахадур, Омар-бахадур и Уч-Кара-бахадур, были направленны Тамерланом «в сторону Иртыша на поиски врага».

Нойоны достигли Иртыша и совершенно разграбили вилайет, попутно проповедуя Истинную Веру

И другой поход Тамерлана, закончившийся в апреле 1391 года...

Сообщается, что в ходе преследования противника Тамерлан «вторгся во внутренние пределы Сибири», а на обратном пути обратил в Ислам кочевавших в пределах южно-уральской и западносибирской лесостепи неких Амата и Самата.

К которым «отправил ... для распространения истинных правил веры и для искоренения шаманства, учителей машаиха»

Уже в начале 15-го века, даже по признанию российской историографии, Ислам окончательно становиться официальной религией Сибирского ханства.

В частности, о том, что конце 14 века Сибирь была мусульманской, свидетельствуют, имена её местных правителей.

И то, что Тюменское княжество Тайбугинов входило в состав Золотой орды, где Ислам стал господствующей религией к началу 14 века.

 

Что касается буддизма, он подарил нам много свидетельств на тюркском, уйгурском графическом, согдийском и индийском (брахми) языках.

Уничтожение Уйгурской державы Китаем – акция не только военно-политическая: после ее разгрома китайцы предали огню все «книги мониев», а их имущество взяли в казну.

Разгром манихейства в дальнейшем открыл дорогу буддизму.

 

В начале VIII веке н. э. государство Бохай, занимавшее часть сегодняшних Приморья и Приамурья официально исповедует и распространяет буддизм.

Затем эту роль принимают на себя государства Монголов, Тибет и Китай.

Уже во второй половине I тыс. н. э. появляются свидетельства проникновения буддизма в Южную Сибирь.

Первые буддийские поучения Ойраты по устной традиции получили, в XIII веке, от знаменитого ламы Карма-бакши. 

 

В 1640 г., Джунгарское (ойратское) ханство, простирающиеся до современного Омска, поводит общемонгольский съезд, на котором принимается «Великое Степное Уложение». Установившее единые законы для всех ойратских владений и определившее буддизм школы гелуг в качестве единой религии),

В первой же четверти XVII века северные ойраты (телеуты) мигрируют на юг, в пределы Алтайского края, окончательно принося туда доминанту буддизма.

Особенно прочно буддизм укрепляется в ак-теленгитских и алтай-теленгитский отоках (родах) алтайцев.  

С XVII века тибетский буддизм окончательно утверждается в Бурятии и Туве, став основной религией.

Таким образом, из числа причин объясняющих начало нападения Московского царства на народы Арктическо-Сибирского региона, следует исключить все, хоть как-то относящее к необходимости просвещения, человеколюбия или религиозной миссии.

В 16-17 веках, русское государство не имело ни морального ни политического права, Христианизировать, защищать или цивилизовать кого бы то ни было, кроме себя самого.

А со стороны народов, государств Арктики и Сибири принципиально не существовало предпосылок к оказанию им Россией культурной и военной «взаимопомощи» ….

Читать электронный журнал Космополитен, Бурда и другие.