Краткое описание коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

При составлении описания использовалась информация из публичных источников, в том числе библиографические источники по этнографии.

Подробности

Калмыки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калмыки

(хальмг, хальмгуд, халимаг, ойраты, зюнгары, джунгары)

 

Взгляд из прошлого

«Описание всех в Российском государстве, обитающих народов» 1772-1776 гг.:

- Привычные с детства к жаре и холоду и другим особенностям сурового климата, калмыки весь год носят одну и ту же одежду: меховую шубу с длинными и широкими рукавами из козьих, овечьих или лошадиных шкур, сшитую жилами животных, обычно отделанную с правой стороны, от рукава и вниз, полосой рыжего конского меха шириной в два вершка, очень широкие штаны из грубой ткани, войлочные сапоги с подошвой из толстой кожи, без каблуков.

На голове полусферическая шапка, украшенная кисточкой красного шелка.

Кибитки, в которых живут калмыки, называются юртами, они имеют коническую форму и состоят из каркаса из легких жердей, покрытого сверху берестой. В центре крыши делается отверстие для выхода дыма. В предгорьях Алтая юрты могут также быть крыты войлоком.

 

 

Современные источники

Калмыки (Ойраты) — некогда единый монголоязычный народ, после распада Монгольской империи и покорения монголов манчжурами, создавший три государства — Джунгарское ханство, Калмыцкое ханство и Кукнорское (Хошоутское) ханство.

Западные Монголы, народ ойратской группы, коренной народ Сибири, Китая и Монголии, частично мигрировавший в XVII веке в том числе на Нижнее Поволжье (Калмыкия) и Северный Кавказ.

 

Этноним

Калмыки (Калмаки)- название всего этноса Ойратов в ранних мусульманских и последующих им старых русских источниках.

Так западные тюрки называли своих соседей, живших восточнее Иртыша, на Алтае и вокруг него.

 

Сейчас это называние закрепилось за ойратами, обосновавшимися в XVII веке в низовьях Волги.

Хотя данный этноним не употребляется для самоназвания западными монголами (ойратами) живущими в Монголии и Китае.

 

Калмыки изначально известны в русском языке как ойраты (калм. Өөрд).

В русских письменных источниках название «калмыки» появилось XVI веке (Строгановская летопись с указом Ивана IV Грозного от 30 мая 1574 года), а с конца XVIII века его стали употреблять и сами калмыки, использовавшие до этого общий для западных монголов этноним — ойраты.

Этноним ойраты использовался до 1948 в отношении алтайцев (которые традиционно назывались русскими как белые калмыки).

 

Одним из первых по поводу этнонима «Калмык» высказался в 1761 году русский чиновник и учёный В. М. Бакунин, долгое время живший среди калмыцких племён, который писал: «Торгоуты <…> как себя, так и хошеутов изенгорцев калмыками хотя и называют, но сами свидетельствуют, что сие название не свойственно их языку, а думают, что их так назвали россияне, но в самом деле видно, что сие слово „калмык“ произошло из языка татарского, ибо татары называют их „калмак“, что значит „отсталых“ или „отстальцев“».

 

Большая часть современных исследователей соглашается с Бакуниным в том, что калмыки получили своё имя от татар (той их части, что населяла территорию от Волги до Оби в XVI веке).

Хотя некоторые советские и российские учёные обнаруживают корни этнонима в Восточном Туркестане.

 

Существуют две основные теории по поводу интерпретации тюркского названия калмыков.

- Происхождение значения «оставшиеся» связано с географическим местоопределением племён, отделившихся от общей массы ойрат-монголов.

Эта точка зрения изложена в трудах П. С. Палласа, Ж.-П. Абель-Ремюза и А. М. Позднеева.

 

-Значение «калмыки-оставшиеся» связано с религиозными отличиями от соседей.

По Б. Бергману, происхождение значения связано с отступничеством от Тенгрианства, которое сначала было распространено у них и их соседей — татар, но после принятия калмыками буддизма татары стали называть их калмак — «отделившиеся», «отставшие».

По версии В. В. Бартольда (поддержанной Ц.-Д. Номинхановым), калмак — это оставшиеся язычниками ойраты в противоположность «вернувшимся» вновь в ислам (по известным мусульманским представлениям) дунганам.

Подтверждением данного предположения может являться то, что название «калмыки» пришло именно от мусульманских тюркских народов (западные монголы в монгольских источниках — ойраты, в китайских — элюты и только в мусульманских — калмыки).

 

Происхождение базового этнонима «Ойраты» по различным исследователям

- Название происходит из монгольских языков: «Ойрат есть монгольское слово в переводе: союзный, ближний, союзник», өөр (совр. калм.), ойр (совр. халх.) — ближний, близкий (географически); живущий по соседству, недалеко». (Н. Я. Бичурин)

 

- Слово «ойрат» распадается на два термина «ой» и «арат» (лесные люди). На совр. халх.: ойн иргэд — лесное племя, ойн арад — лесной народ. (Банзаров Д.)

 

- Происхождение этнонима «ойрат» (оjiрад) и «огуз» из общей формы огiзан либо огiз (монг. ojiран, мн. ч. ojiрад). (Г. Рамстедт)

 

- Тотемное происхождение термина «ойрат» (в значении волк) считается не случайным совпадение с финским «koira» (собака), то есть табуизированным (запрещающим вслух употреблять имя предка, заменяя его родственным словом) названием волка.

У калмыков считающих своим предком чонэ (волка) ранее часто волк, помимо своего основного имени - чонэ, назывался "тенгрин ноха" - небесная (божественная) собака.

Гипотеза может говорить о возможности контактов финно-угорских племен с предками западных монголов в районе Минусинской котловины. (Н. Н. Убушаев)

 

Этнос

Калмыки принадлежат к центральноазиатскому антропологическому типу большой монголоидной расы.

Русские путешественники отмечали необыкновенную остроту слуха и зрения калмыков, их выносливость и прекрасную приспособленность к суровым природно-климатическим условиям с жарким засушливым летом и холодной малоснежной зимой.

 

Этногруппы

В составе калмыцкого народа имеется деление на субэтносы — родоплеменные группы, наиболее крупными из которых являются торгоуты (иначе торгуты), дербеты (иначе большие дэрбэты, дэрбеты, дюрбеты, дорвуды), хошеуты, хойты, олёты (иначе элеты) и бузавы, в исторический период известны этнонимы «чорос» и «зюнгар» (иначе джунгары).

Названия торгоутов, хошутов, дербетов, олётов впервые упоминаются ещё в древней монгольской хронике «Сокровенное сказание монголов» в 1240 году.

Группа бузавов появилась значительно позднее — в XVIII веке, она формировалась из донских калмыков, нёсших постоянную службу в казачьих войсках.

В XVII — середине XX веков субэтническое деление калмыков выражалось в существовании у них улусов — обособленных кочевий, примерно соответствовавших какому-либо субэтносу.

После перехода большей части калмыков с середины XIX века к оседлому образу жизни улусы получили от российских властей статус административно-территориальных единиц.

В настоящее время деление на родоплеменные группы проявляется в быту и политической жизни народа.

Оно поддерживается большой частью российских калмыков, а также калмыками, эмигрировавшими из России.

В современной литературе специфика калмыцких «малых этносов» получила название «улусизм».

 

Традиционный ареал расселения

На рубеже XII и XIII вв. ойраты жили на территории современных Тувы, Хувсголского аймага Монголии и близлежащих регионах.

Занимая обширную территорию, верховье и среднее течение Енисея, включая Приангарский край, лесные районы, межгорные долины и степи на северо-востоке Саян и Танну-Ола.

 

Современная численность и расселение

Всего 639 000 человек (оценка 2015 года).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В том числен в Китае (торгоуты, дербеты (дервюды), хошуты, зюнгары (олёты), 390000 человек, из них в СУАР 290 000 человек и провинция Цинхай 100 000 человек.

- В Монголии 257 000 человек, из них в Западной Монголии — в Кобдоском аймаке (захчины (дзахчины), в целом в стране 31,2 тыс.,., мингаты (мянгаты) 8,2 тыс., торгоуты 13,0 тыс.), в Убсунурском аймаке (дербеты (70,3 тыс.), баяты (53,2 тыс.), хотоны (6,9 тыс.)), а также на востоке самого западного аймака Баян-Улгий (зюнгары или олёты (11,3 тыс.)).

- Киргизия (под именем сарт калмыков) 15 000 человек.

- США 8 000 человек.

- Франция 3 000 человек.

- Казахстан 992 человека.

 

 

 

 

 

 

 

- И в РФ 220 000 человек (дербеты, торгоуты, хошоуты, бузавы).

 

Из них в Калмыкии 200 000 человек и Астрахнской области 7 000 человек.

 

Язык и письменность

Калмыцкий язык принадлежит к монгольской семье алтайской языковой макросемьи.

Определённое влияние на калмыцкий язык оказали тюркские, урало-угорские и тунгусские элементы, влившиеся в состав калмыцкого этноса.

Несмотря на длительное разделение ойратских групп и использование различных письменностей, разговорно-ойратский и калмыцкий языки практически тождественны.

 

В лингвистике язык западной ветви монголов (ойратов) именуют калмыцким (иногда ойрат-калмыцким).

В то время как для языка ойрат Монголии и Китая в русскоязычной литературе названия не имеется.

Одни авторы называют его калмыцким, другие пишут об ойратских говорах, которые основаны на едином литературном ойратском языке, возникшем в XVII в. (на слух это один язык).

Российские ойраты (калмыки) до 1924 года в переписке пользовались своей ойратской национальной письменностью "Тодо Бичг" созданной в 1645 году ойратским ученым и просветителем буддистским монахом Зая-Пандита на основе устаревшего к тому времени и не передававшего точного звучания многих слов старомонгольского алфавита.

 

В 1924 году национальная калмыцкая(ойратская) письменность российских ойратов(калмыков) "Тодо бичг" была заменена в ходе проводившейся тогда кампании кириллизации алфавитов народов СССР на кириллицу (русский алфавит).

 

Монгольские и китайские ойраты продолжают использовать "Тодо бичг".

На "Тодо Бичг" велся документооборот в ойратских государствах (Зюнгарском, Калмыцком и Хошутском ханствах).

В частности, сохранившаяся в российских архивах переписка зюнгарских и калмыцких ханов с русскими царями и императорами.

Также на "Тодо бичг" написаны ойратские литературные произведения, тууҗ (предания) и летописи, буддистские тексты и документы 17-19 века.

Например общемонгольский свод законов "Ик цааҗин бичг" (Степное уложение)- переработанный и дополненный свод законов Чингисхана "Яса (Йосн)", принятый в 1640 году на съезде ойратских(калмыцких, джунгарских) и монгольских князей(нойонов) и тайшей.

 

Как отмечают исследователи, ойратский диалект, основу которого образует дурбэтский говор, значительно отличается от современного халхасского диалекта.

 

Традиционное жилище и поселения

До начала XX в. традиционные поселения калмыков (хотоны) имели семейно-родственный характер.

Для них была характерна планировка в форме круга из переносных жилищ, в центр его загоняли скот, там же проводили общественные сходки.

С XIX в. появились стационарные поселения с линейной планировкой.

 

Основным жилищем кочевых калмыков была кибитка (юрта монгольского типа).

Её деревянный остов состоял из 6-12 складных решеток, круга в верхней части, который соединялся с решетками длинными изогнутыми рейками. Дверь делалась двустворчатой.

Левая от входа сторона считалась мужской, здесь были конская упряжь, обработанные шкуры, кровать для хозяев, постельные принадлежности; справа от входа располагалась женская половина с кухонной утварью.

В центре был очаг, над ним на треножнике ставили котел, за очагом было почетное место, куда сажали гостей.

Пол застилали войлоками.

Другим переносным жилищем кочевых калмыков была кибитка, устанавливаемая на повозку.

Стационарными жилищами сначала были землянки и полуземлянки из сырцовых или нарезанных из дерна кирпичей, а с XIX в. стали распространяться строения русского типа, бревенчатые и кирпичные.

 

Семья

Брак заключался путём сговора между родителями будущих мужа и жены, согласия парня и девушки обычно не спрашивали.

Девушку выдавали замуж за пределы своего хотона.

Калыма не было, но ценности, которые передавала семья жениха семье невесты, могли быть значительными.

Предварительно гелюнг определял, будет ли брак удачным.

Для этого сопоставляли годы рождения жениха и невесты по восточному календарю.

Считалось, например, хорошим, если невеста родилась в год зайца, а жених — дракона, но не наоборот, так как «дракон пожрет зайца», то есть мужчина не будет главой в доме.

Для новой семьи ставили отдельную кибитку, причём сторона жениха готовила само жилище, а сторона невесты обеспечивала внутреннее убранство и предметы обихода.

Для сокращения свадебных расходов по взаимной договоренности сторон могло быть устроено мнимое похищение невесты.

Сваты трижды приходили в семью невесты для оформления сговора, эти встречи сопровождались праздничной трапезой.

Будет ли брак удачным и «счастливый» день свадьбы определял зурхачи (астролог) специальным гаданием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Традиционное хозяйство

Основу традиционного хозяйства калмыков составляло кочевое скотоводство.

В стаде преобладали овцы, курдючные и грубошерстные, и лошади калмыцкой степной породы, отличающиеся неприхотливостью; разводился также крупный рогатый скот — коровы красной породы, выращиваемые на мясо, а также козы и верблюды.

Скот круглогодично содержался на пастбище, с 19 в. стали запасать корм на зиму.

С переходом на оседлость (за исключением российских калмыков и тех, кто проживал на Западе, остальная часть ойрат-калмыков продолжает вести полукочевой образ жизни) стало практиковаться разведение свиней.

В Приволжье и на Каспии значительную роль играло рыболовство.

 

Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц и другую дичь.

Земледелием некоторые группы калмыков занимались издавна, но значительной роли оно не играло.

Лишь с переходом к оседлости стало расти его значение.

Выращивались зерновые — рожь, пшеница, просо и др., технические культуры — лен, табак, огородные, садовые и бахчевые.

С 20 в. калмыки начинают заниматься также заливным рисосеянием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развиты были ремесла, в том числе кожеобработка, валяние войлока, резьба по дереву и др., в том числе художественные — тиснение по коже, чеканка и гравировка по металлу, вышивка.

 

Религия и обрядность

Калмыки (ойраты) — единственный народ в Европе, основной религией которых является буддизм.

Они исторические приверженцы школы тибетского буддизма Гелуг, хотя помимо Гелуг были распространены и другие школы.

До принятия желтой веры (шарын шашин, шар шажн, шар шаҗн) - буддизма, ойратам был традиционно хорошо известен Индуизм, Иудаизм, Зороастризм, Манихейство, Бон, Христианство и Ислам.

 

В XVI—XVIII веках они исповедовали простую веру (бөө мөргөл, хар шажн, хара шаҗн) – Тенгрианство, которое у российских ойратов широко применялось наряду с индо-тибетским учением.

 

Практиковались жертвоприношения огню и животным-тотемам.

Особое место занимал культ предков, интегрировавшийся впоследствии в буддийскую религиозную систему.

В указанный период в калмыцком обществе была велика роль шаманов. Немецко-российский путешественник П. С. Паллас, побывавший в приволжских степях в конце 1760-х годов, отметил, что у местного населения шаманами были как мужчины («чародеи „бе“»), так и женщины («чародейки „удугун“»).

 

Влияние архаических религиозных представлений сохраняется в калмыцкой культуре по сей день.

Очевидно, наиболее ярко оно проявляется в современных калмыцких праздниках, в частности — в Цаган саре, связанном с началом весны (обычно отмечается в феврале).

Другой, праздник лета Урюс, направленный на обеспечение приплода скота.

В дни Урюса лошадей и овец окропляют молоком и кумысом, принося жертвы духам предков, земли и неба, устраивают состязания в национальных видах спорта: борьбе, скачках, стрельбе из лука.

 

Календарь

Летосчисление у калмыков, как и у большинства народов Восточной и Центральной Азии, вплоть до начала XX века велось по лунно-солнечному календарю.

Впервые среди монголоязычных народов, в том числе ойратов, календарь этот был введён в XIII веке монгольским ханом Хубилаем.

 

Традиционная одежда

Мужской одеждой калмыков была рубаха с длинными вшивными рукавами и круглым вырезом ворота (она имела белый цвет) и синие или полосатые штаны.

Поверх них носили сшитый в талию бешмет и ещё одни штаны, обычно суконные.

Бешмет подпоясывался кожаным ремнем, богато орнаментированным серебряными бляхами, он был показателем благосостояния владельца, к поясу с левой стороны подвешивали нож в ножнах.

Мужским головным убором была меховая шапка типа папахи или барашковая ушанка.

Парадные головные уборы имели красную шелковую кисть, почему соседние народы называли калмыков «краснокисточные».

Обувью были мягкие кожаные сапоги чёрного или красного цвета со слегка загнутыми носами, их носили с войлочным чулком-вкладышем зимой и холщовыми портянками летом.

Женская одежда была более разнообразна.

Она состояла из белой длинной рубахи с открытым воротом и разрезом спереди до талии и синих штанов.

Девушки с 12-13 лет поверх рубахи и штанов носили камзол, туго стягивающий грудь и талию и делавший фигуру плоской, его не снимали даже на ночь.

Женской одеждой был также бииз из ситца или шерстяной ткани в виде длинного платья, в талии он стягивался поясом с металлическими накладными бляхами, а также бирз — широкое платье без пояса.

 

Девичьим головным убором была шапочка: женский головной убор напоминал берет с широким твердым обручем внизу.

Замужние женщины заплетали волосы в две косы и пропускали их в накосники чёрного цвета или бархата.

Женской обувью были кожаные сапоги.

Многочисленны были женские украшения — серьги, заколки, шпильки и т. д. из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней.

 

Мужчины носили серьгу в левом ухе, кольцо и браслет-амулет.

 

Фольклор

С незапамятных времен в народе широко бытовало публичное исполнение песен, сказок, благопожеланий, эпических поэм, особое место среди которых занимает героический эпос «Джангр», по праву вошедший в сокровищницу мировой литературы.

Огромным уважением пользовались джангарчи — мастера-исполнители «Джангра», поющие строфы эпоса под аккомпанемент домбры.

Это произведение содержит несколько десятков тысяч стихов.

Популярностью пользовались трёхстишия гурвнт, сочетающие признаки загадки и пословицы или поговорки.

 

Йорял — один из видов устного народного творчества калмыков. Применяется в разных жизненных ситуациях, таких, как: рождение ребенка, вручение подарков и др.

 

История

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первые упоминания об ойратах известны с XIII века, когда в Сборнике летописей указывает расположение ойратов:

- Юртом и место пребыванием этих ойратских племен было Восьмиречье (Секиз-мурен - малый Енисей). В древности по течению этих рек сидело племя тумат.

Тогда же они добровольно в качестве союзников вошли в состав империи Чингисхана и их дальнейшая история была тесно связана с её становлением и завоеваниями.

После распада Монгольской империи в XIV в. ойраты создали государство Дербен-Ойрат (1399 — 1634гг.).

А в кон. XVI — нач. XVII веков проживавшие в Джунгарии и соседних регионах племена ойратов разделились: хошуты откочевала в район озера Кукунор (Хошутское ханство, 1640-е — 1717), другая, оставшись на месте, составила основное население Джунгарского ханства, а третья — переместилась на европейские территории (Калмыцкое ханство, 1630 — 1771).

В XVII веке четыре монголоязычных ойратских народа — зюнгары, дербеты, хошуты, торгуты после покорения южных монголов маньчжурской династией Цин, создали на западе Монголии Дербен Ойрад Нутуг — в переводе с калмыцкого (ойратского) языка — «Союз Четырёх Ойрат» или «Государство Четырёх Ойрат», в научном мире именуемое Джунгарским ханством (в переводе с монгольского «джун гар», или «зюн гар» — «левая рука», когда-то — левое крыло монгольского войска, которое составляли при Чингис-хане и его потомках — ойраты).

Джунгарами (зюнгарами) называли поэтому также всех подданных этого ханства.

В 1640 году ойратские правители провели общемонгольский съезд, на котором приняли Степное Уложение, установившее единые законы для всех ойратских владений и определившее буддизм школы гелуг в качестве единой религии.

В этом съезде принимали участие представители всех ойратских и халха-монгольских ханских и княжеских родов, от междуречья Яика и Волги до Западной Монголии и Джунгарии.

От высшего буддийского духовенства в работе съезда принял участие хошоутский учёный и просветитель Зая-Пандита.

 

Ойраты достигли пика могущества под руководством Галдана Бошогту (1670—1697 годы), а также его наследников — Цэван Рабдана (в 1697—1727 годах) и Галдан-Цэрэна (в 1727—1745 годах).

 

Ойрат-монгольское государство, существовало в XVII—XVIII веках на территории, которая ныне относится к Казахстану, Киргизии, Китаю, России, Монголии.

Оно занимало земли от Тибета и Китая на юге, Сибири на севере, до оазисов Сырдарьи на западе и  Халха-Монголии на востоке

Включая в себя озеро Балхаш, Семиречье, озеро Кукунор, горы Тянь-Шань, Алтай, долину реки Или, верховья Оби, Иртыша, Приангарье, южное и среднее течение Енисея и пр.

Территория, на которой оно находилось, называлась (и называется) Джунгария.

В 1710 году джунгарами был разорён российский Бикатунский острог, который пытались основать на землях Джунгарского ханства российские войска.

В 1715 году джунгары снова начали военные действия против империи Цин, и захватили Хами.

 

В феврале-апреле 1716 года по указанию ойратского хана Галдан-Церена ойратским отрядом разгромлен российский отряд полковника И. Д. Бухгольца, который по указам Петра Первого «О завладении городом Еркетом и о искании золотого песку по реке Дарье», «О песочном золоте в Бухарии, о чинённых для этого отправлениях, и о строении крепостей при реке Иртыше, которым имена: Омская, Железенская, Ямышевская, Семипалатная, Усть-Каменогорская» пытался основать на территории Джунгарского ханства Ямышевскую крепость.

Ямышевская крепость была срыта, отряд Бухгольца, потеряв убитыми и пленными 2300 человек, был вынужден отойти на российскую территорию и на окраине Джунгарского ханства вместо Ямышевской крепости основать новый опорный пункт — крепость Омск.

При этом ойратами (джунгарами) был также захвачен обоз с солдатским жалованием в 200000 рублей и 1300 человек.

 

В 1716 году ойраты начали поход в Тибет, где Цэван-Рабдан надеялся восстановить влияние Джунгарского ханства, и заняли Лхасу, а в 1717 году в районе Нагчу дали отпор цинской армии, попытавшейся вытеснить их из Тибета.

 

В 1720 году цинские войска вытеснили джунгар и вернули Тибет под контроль империи, но на территории самой Джунгарии продолжали терпеть поражения.

В 1723 году Цэван-Рабдан вёл успешные войны с казахами, в результате которых казахи потеряли обширные территории в районе Семиречья и уступили ойратам Ташкент и Туркестан.

Зависимость от джунгар признали также Ходжент и Самарканд.

В 1725 году джунгары разгромили каракалпаков.

 

С 1729 до 1737 года преемник Цэван-Рабдана Галдан-Цэрэн вёл войну против империи Цин, его задачей было отвоевание у неё Халха-Монголии и объединение её с Джунгарией.

В 1730 году цинские войска были разбиты ойратами у озера Баркуль, а в 1731 — на Алтае.

Однако в 1732 году цинская армия построила на джунгарской границе в урочище Модон-Цаган-куль мощную крепость, которая послужила базой для её дальнейших операций.

 

23 августа 1732 года 30-тысячная ойратская армия выступила в поход на восток по направлению к Толе и Керулену, и 26 августа разбила 22-тысячную группировку противника у горы Модон-хотон.

Ойраты дошли до резиденции главы буддийской церкви в Халхе — монастыря Эрдэни-Дзу, однако были там отброшены цинскими войсками.

В 1733—1734 годах цинские войска перешли в наступление, но не добились каких-либо успехов.

Война продолжилась до 1737 года.

 

Стало понятно, что решить конфликт силой оружия невозможно, ни одна из сторон не могла нанести решающего поражения другой.

В 1739 году Галдан заключил мир с империей Цин на выгодных для себя условиях.

В 1740—1743 годы войска Галдан-Цэрэна совершили успешные походы против казахов.

В результате войны султан Среднего жуза Абылай был взят в плен, а сам жуз подпал под власть джунгар. 

 

В 1755—1759 годах в результате внутренних междоусобиц и гражданской войны, вызванных распрями и борьбой правящей элиты Джунгарии за престол Джунгарского ханства, один из претендентов на престол Джунгарского государства (ханства) Амурсана, надеявшийся при помощи маньчжуро-китайцев захватить престол, призвал на помощь войска манчжурской династии Цин.

Государство пало.

При этом территория Джунгарского ханства была окружена двумя манчжуро-китайскими армиями — около полумиллиона человек.

Было убито около 90 % тогдашнего населения Джунгарии, в основном женщины, старики и дети.

Один улус — около десяти тысяч зюнгаров, дербетов, хойтов под руководством нойона (князя) Шееренга (Церена) с тяжёлыми боями пробился и вышел на Волгу в Калмыцкое ханство.

Остатки некоторых улусов джунгар пробились в Афганистан, Бадахшан, Бухару и были приняты на военную службу тамошними правителями.

После разгрома Джунгарского ханства Цинской империей, вся территория бывшего ханства вошла в состав Цинской империи.

 

Можно утверждать, что именно принципиальная победа династии Цинь над Джунгарией, уничтожившая унитарный союз ойратских государств, оказала русской империи неоценимую услугу, в развитию завоеваний в Сибири и Прикаспии.

Более того, сам Китай понесший в войне серьезные потери, как альтернативная русской империи сторона, претендующая на доминирование в регионе был серьезно ослаблен.

 

Приход калмыков в Поволжье

В конце XVI века русские, пришедшие в Сибирское ханство, вошли в соприкосновение с кочевавшими по Иртышу хошутами и торгутами.

 

Причины перехода торгутов на Волгу и Северный Кавказ не ясны, однако известно, что торгуты и хошуты были втянуты в длительную междоусобицу, продолжавшуюся почти весь XVII век.

Вначале преобладали хошуты, затем в конце XVII века верх взяли торгуты.

В середине XVII века торгуты окончательно утвердились на западе Великой Степи, частью подчинив себе, частью вытеснив кочевья Больших и Малых Ногаев в Крым и на Северный Кавказ.

Кочевья торгутского хана располагались от Терека на юге до Самары на севере и от Дона на западе до Яика на востоке.

Особого расцвета ханство достигло в период правления Аюки, который в 1690 году официально принял титул хана от Далай-ламы VI, получив ханский титул и печать.

В частности, иллюстрируя этим поступком независимость от России.

Когда в 1697 году Пётр Великий уезжал за границу, он отправил к Аюке особое посольство с просьбой охранять русские границы.

Русские, с своей стороны, обязались помогать Аюке пушками и выдавать ему ежегодно по 20 пудов пороха и 10 пудов свинца, а также без согласия его не крестить калмыков, под опасением пени за окрещённых.

 

В 1750-х годах на волжские кочевья перешло большое количество дербетов из восточных джунгарских улусов, которых русские называли «Зенгория».

 

Участие в войнах и походы волжских калмыков, в большинстве своем в данный период самостоятельны и никак не связанны с политикой Московии.

Либо их лояльность и участие в крупных войнах в первую очередь, продиктована исключительно суверенными интересами ханства.

1607 - Калмыки совершили успешный поход против Казахского ханства.

1619 - Калмыки разгромили ногайцев.

1620 - Калмыки атаковали башкир на их территории.

1635 - Калмыки совершили поход против Астраханских татар.

1645 - Калмыки напали на Кабарду из Северного Кавказа.

1658 - Успешная военная кампания против крымских татар и ногайцев.

1660 - Нападение на Томск погибло значительное количество людей, около 700 женщин и детей взяты в плен.

1661 - 11 июня калмыки начали войну с Крымским ханством.

1676 - Калмыки участвуют в Русско-турецкой войне (1672—1681).

1678 - Калмыцкие казаки разбили войско крымского хана "Гирея".

1680 - Калмыцкий рейд в Пензе.

1684 - Калмыцкими войсками был захвачен Сайрам, Аюка сделал успешную кампанию против казахов и туркмен.

1696 - Калмыки участвуют в захвате Азова.

1698 - Калмыки совершили рейд против крымских татар на юге России и на Украине.

1700 - Калмыки активно участвуют в Северной войне, в том числе битве под Полтавой.

1710 - Калмыцкое ханство активно участвует в Русско-турецкой войне (1710—1713).

1735 - Калмыки участвуют в Русско-турецкой войне (1735—1739)

1735 - Калмыки совершили успешные походы на Кубани (регион) и в Крыму.

1741 - Калмыцкие отряды приняли участие в Русско-шведской войне (1741—1743).

 

Дата окончательного вхождения Калмыцкого ханства в состав России остаётся предметом дискуссий, равно как и сам факт этого вхождения.

 

По мнению одних учёных, процесс вхождения калмыков в Русское царство был завершён около 1657 года, других в 1722 году, третьих в 1771 году.

Четвертые утверждают, что окончательных подтверждений ни одна из указанных версий сегодня не имеет.

Ясно одно, Калмыцкое ханство создавалось ойратами самостоятельно, без чьего либо позволения и вплоть до 1771 года вело независимую внутреннюю и внешнюю политику.

В состав Московского царства оно не входило, будучи сувереном своих земель, а с Московией (затем с Российской империей), состояло лишь в договорных и лишь иногда, союзнических отношениях.

 

Факт принесения Калмыками шертей — присяг на верность договорным отношениям с Русским государством, в большинстве своем носит предположительный характер.

Правомочия Тайши (старейшин) на данные действа, даже если они и состоялось, крайне спорны.

А шерть сама по себе, как и способ её свидетельства не отвечали обычаям и законам ойратов, т.е. были по сути не законными для них.

Шерти между российским государством и калмыками если и заключались, то никогда не по поводу их суверенитета.

Лишь в сентябре 1724 года калмыки дали первую шерть, которую большинство признали первой заключенной с Россией….

Но и она не означает передачи суверенитета над территорией, вхождения в состав империи или отказа от полномочий, а лишь верность союзу с русским государством.

 

Ликвидация волжского Калмыцкого ханства

После уничтожения маньчжуро-китайские войсками важнейшей составляющей Ойратского государства, Джунгарии, Калмыцкое Ханство лишилось её вооруженной поддержки.

После чего, имперское правительство России стало активно проводить т.н. «ползучую аннексию» территорий калмыков.

Происходило это повсеместно, от Прибайкалья и Южной Сибири, до р. Дон.

Во время правления ханов Дондук-Даши (1741-1761) и Убаши (1761-1771) в Калмыцком ханстве усилились кризисные явления, связанные с колонизацией традиционных земель русскими помещиками и крестьянами, сокращением пастбищных угодий, вмешательством имперской администрации в калмыцкие дела.

 

Снежной и морозной зимой 1767-1768 гг. в улусах начался падеж скота. Массовый голод спровоцировал правительственный Указ 1768 года, запретивший продажу хлеба калмыкам в неустановленных местах.

 

Российское правительство в целях привлечения калмыков к боевым действиям русско-турецкой войны (1768-1774) запретило переходить им на левый берег реки Волги.

Дальнейшее сокращение территории кочевий калмыков вызвало истощение пастбищ, в улусах вновь начался падёж скота.

 

После устройства укрепленной Царицынской линии в районе основных кочевий калмыков стали селиться тысячи семей донских казаков.

Сужение района кочевий обостряло внутренние отношения в ханстве.

 

В этих условиях распространение получила идея возврата на историческую родину - в Джунгарию, находившейся на тот момент под властью маньчжурской империи Цин.

В 1771 году большая часть калмыцких улусов во главе с ханом Убаши совершила семимесячный переход с берегов Яика в Джунгарию, контролируемую цинским Китаем.

Всего вышло 33 000 кибитки или около 169 000 человек.

 

Для противодействия перекочёвке калмыков правительство Екатерины II разослало циркуляр яицким казакам, губернатору в Оренбург и ханам подвластных казахских жузов, в первую очередь своему подданному, хану Младшего жуза Нурали.

 

Яицкие казаки не смогли задержать войска Убаши, которые сожгли и разгромили форты и крепости недавно созданной Яицкой линии на участке в 70 верст (крепости Кулагинскую, Калмыковую в Индерских горах, Сорочиковую (Сарайчиковую) и форпосты: Зеленовский, Атаманский, Красный Яр, Котельный, Харькинов и Гребенщиков) и в течение недели переправляли через Яик (Урал) свои семьи и скот.

 

Высланные с Оренбургской линии войска под командованием генерала М. М. Траубенберга также не смогли противодействовать калмыкам и, в условиях зимней бескормицы и распутицы, вернулись на линию.

 

Ополчение трёх казахских жузов безуспешно пыталось остановить калмыков, которые, потеряв от бескормицы и безводья свой скот и часть людей, прошли на территорию бывшего Джунгарского ханства.

Где были расселены манчжурским правительством на границах Синьцзяна в качестве пограничных войск.

 

Этот поход обернулся национальной трагедией калмыков.

В пути небольшой по численности калмыцкий этнос потерял погибшими в боях, от ран, холода, голода, болезней, а также пленными около 100 000 человек, лишился почти всего скота - основного богатства.

Лишь около 70 - тысяч калмыков достигли Цинской границы.

 

Лишившись своего руководства, двух третей своей армии и народа после ухода Убаши, Калмыцкое ханство значительно ослабло.

Оно было захвачено и упразднено в октябре 1771 года по указу императрицы Екатерины II.

Его территория была включена в Астраханскую губернию, в составе которой калмыки были разделены на 8 (позже 9) улусов.

Управлялись эти улусы каждый собственным тайшой, при котором имелся российский пристав.

Позднее, император Павел I в 1800 году восстановил Калмыцкое ханство, однако в 1803 году при Александре I оно было упразднено окончательно.

 

Национальная кухня

Калмыцкая кухня несёт в себе отпечаток кочевого скотоводческого быта калмыков.

Основные ингредиенты молоко и как правило отваренное в походном казане мясо (баранина и говядина).

Варили мясной бульон, приправляя его сырым репчатым луком (махан-шельтяган), лапшу с мясом и луком (хурсын-махан-гуйртяган), береки (ср тур. Börek) — крупные пельмени, популярен был дотур — тушёные в воде мелко нарезанные внутренности, запекали мясо в закрытой посуде, раньше — целой тушей в земле (кюр).

Разнообразны были блюда из молока — сыр, творог, сметана, простокваша из коровьего молока и кумыс из кобыльего.

Повседневным напитком был джомба — чай с молоком, маслом, солью, мускатным орехом и лавровым листом, он утолял жажду в жару, согревал в холод.

Готовили мучные изделия — пресные лепешки в бараньем жиру, борцог — лепешки различной формы, цельвг — тонкая лепешка обжаренная в кипящем масле или жиру.

Там, где калмыки жили у водных источников, преобладали рыбные блюда. Алкогольным напитком была арькэ (арака) — молочная водка.

 

Рецепты

Махн-шельтяган (суп)

Говядина 300 г , лук репчатый 80 г , вода 500г, лавр, перец черный горошком, соль.

Говяжью грудинку рубят на куски весом по 30- 40 г с косточкой, промывают, кладут в кастрюлю, заливают холодной водой и варят 30 минут, периодически снимая пену.

Затем добавляют печеный репчатый лук, лавр, перец горошком, соль и варят до готовности.

Вареное мясо кладут в тарелку и посыпают сырым репчатым луком, нарезанным кольцами.

Отдельно в пиалах подают бульон.

 

Хурен-махн-гуертяган (жареное мясо с лапшой) 

Мясо 350 г, мука 60 г, яйцо 1/2 шт., масло сливочное 15 г, лук репчатый 25 г, лук зеленый 5 г, перец молотый, соль.

Баранину или говядину нарезают брусочками, как на бефстроганов, посыпают солью, черным молотым перцем и обжаривают на сливочном масле вместе с репчатым луком, нарезанным полукольцами.

Пресное тесто раскатывают в пласт, нарезают лапшу и отваривают ее в бульоне.

Откидывают лапшу на дуршлаг, соединяют с обжаренным мясом и посыпают зеленью.

 

Берг (изделия типа пельменей)

Говядина 200 г, сало-сырец 10 г, лук зеленый 30 г, мука 75 г, яйцо 1/4 шт., масло сливочное 15 г, соль.

Говядину, сало-сырец, зеленый лук пропускают через мясорубку, солят и тщательно перемешивают.

Отдельно готовят пресное тесто, раскатывают его на жгуты.

На каждый жгут кладут мясной фарш, края теста заворачивают.

Изделия отваривают в подсоленной воде и при подаче поливают маслом.

 

Борцоки

На 1 килограмм борцоков: 700 г муки, 1 яйцо, 300 г молока или кефира, 100 г маргарина, 30 г сахара, 1 ч.л. соды, 2 ч.л. соли.

Замешивают сдобное пресное тесто, оставляют на 1-1,5 часа для расстойки, затем производят разделку теста.

Форма борцоков может быть различной: фигурки животных, лепешки, баранки, шарики, плетеные жгуты и т.д.

Жарку производят в большом количестве жира.

 

Джамба (чай)

Чай плиточный 4 г, молоко 50 мл, масло сливочное 5 г, соль.

Плиточный чай кладут в холодную воду, жидкость кипятят, вливают молоко, снова доводят до кипения, добавляют сливочное масло и соль.