Краткое описание коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

При составлении описания использовалась информация из публичных источников, в том числе библиографические источники по этнографии.

Подробности

Долгане

 

Долганы (долган)

 

Взгляд из прошлого

Н.В.Латкин, "Енисейская губерния, ее прошлое м настоящее", 1892.:

Близкие родственники якутов, долганы, сформировались как народность только в первой половине XIX века. Большие группы якутов переселились в Туруханский край, где "объякутили" местное тунгусское племя и так называемых "затундренных крестьян" — русских старожилов Таймыра, обитавших там еще с XVI века. В результате такого смешивания и сложился долганский этнос. Долганский язык можно считать наречием якутского языка, хотя и сильно обособленным под влиянием эвенкийского (тунгусского) языка.

Долгане имеют более тунгусский, чем якутский тип. Лицо продолговатое, лоб довольно высокий, выражение лица серьезное, умное и добродушное. Между женщинами встречаются миловидные лица. Девушки долганские славятся красотой и пылкостью характера. Мужчины и женщины заплетают волосы в косы и надевают наличник из бисера. Верхнее платье похоже на русскую поддевку; подол его убирается разноцветным сукном, вместе с бисером, а по краям оторачивается меховою опушкою. Зимою надевают шубы. 

В старые годы, даже еще в нынешнем столетии, у якутов и долган отец нередко продавал свою дочь или сестру заезжему гостю, пожелавшему за это приятное угощение хорошо заплатить или даже даром, если этому гостю нужно было чем-нибудь особенно угодить, ради своего личного интереса или прибытка. Ныне обычай этот совсем вывелся. Девушки, в особенности долганки, несмотря на подчинение их воле отца, а за неимением его — старшего брата, не склонны выходить замуж по принуждению, а стараются сами выбрать себе суженого. Они не стесняются заводить любовные сношения с молодыми людьми, и это не ставится им в порок.

У якутов и долган немало песен, в особенности любовных, и песни эти — не набор слов или отрывки каких-то бестолковых фраз, как у других инородцев. Они имеют все признаки поэзии и одушевлены искренним чувством, хотя в них заключается, по нашему понятию, немало нецензурных выражений, так как все вещи и действия называются в них полных их именем, без всякого стеснения, как вообще у всех первобытных детей природы.

 

А. Миддендорф "Коренные жители Сибири"

- "...Долганы живой подвижный, ловкий, услужливый народ, с большим достоинством. В единоборстве они отличались ловкостью, так что долганы одерживали верх над моими казаками. Между кочующими долганами больше всего встречались неподдельно якутские физиономии. При всем этом они физически слились с тунгусами не менее, чем в отношении нравов и образа жизни..."

 

Современные источники

Долганы – т.н. «ново-сформированный» коренной народ Крайнего Севера Сибири, проживающий в основном в Таймырском муниципальном районе Красноярского края и Якутии.

Считаются самым северным тюркоязычным народом мира.

 

Самоназвание

Долган, тыа-кихи, саха.

Этноним

У долган долгое время не было общего самоназвания и они именовали себя по имени рода.

«Долган» происходит от наименования одного из эвенкийских родом долган/дулгаан (букв. «средний», «срединный», «внутренний»).

С 1935 года в Таймырском национальном округе было принято официальное наименование долган — саха.

 

Численность

Всего в России 7885 человек (по переписи 2010 года); в том числе в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края 5805 человек (по переписи 2002 года) и в Якутии 1906 человек (по переписи 2002 года).

 

Расселение долган в населённых пунктах в 2002 г.

Красноярский край:

- город Дудинка 757

- село Хатанга 637

- посёлок Новорыбная 635

- посёлок Сындасско 523

- посёлок Хета 402

- посёлок Катырык 362

- посёлок Попигай 346

- посёлок Волочанка 300

- посёлок Усть-Авам 300

- посёлок Кресты 289

- посёлок Новая 247

- посёлок Жданиха 244

- посёлок Хантайское озеро 224

- город Норильск 152

- посёлок Левинские Пески 112

 

Республика Саха (Якутия):

- село Юрюнг-Хая 611

- село Саскылах 364

- город Якутск 107

 

Этногенез

Формирование долган происходило на севере Енисейской губернии в результате метисации в ХVII — ХIХ вв.

Однако, даже в Х1Х в. их этническое самосознание было не стойким, поскольку в нем преобладала ориентация на собственный род, хотя учитывалось родство и с другими подразделениями долган.

 

Основу новой народности составили тунгусские роды Долган, Донгот, Эдян, Каранто, илимпийские эвенки, которые попали под якутское влияние, затундренские якуты и затундренные крестьяне, оленекские якуты, отдельные семьи энцев и ненцев.

В результате чего, долган до сих пор иногда определяют именно как “объякученных тунгусов”.

 

Язык и письменность

Долганский язык входит в якутскую группу тюркских языков. В его основе лежит якутский язык, который подвергся воздействию эвенкийского.

По мнению Е.И. Убрятовой долганский язык сложился в результате распространения якутского языка среди эвенков рода Дулган в конце XVI века и позднее среди других групп эвенков.


В долганском языке выделяются норильский, пясинский, авамский, хатангский и попигайский диалекты.

В 1973 году вышла первая книга на долганском языке — сборник стихов «Бараксан» Огдо Аксёновой, а в 1984 году появился долганский букварь. Долганская письменность на основе русского алфавита была официально принята в 1970 году.

 

История

В период появления здесь русских (ХVII в.), долган как самостоятельного народа, еще не существовало.

Первое упоминание о долганах, как одном из народов Таймыра, относится к 1841 г.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, отмечает, что «некоторая часть якутов перешла в Енисейскую губернию, в Туруханский край, где они успели совершенно объякутить долган — небольшое тунгусское племя, точно так же, как и русских, заброшенных в дальние углы Якутского края».

 

В. В. Ушницкий в своей работе «Тунгусские роды Якутии XVII в.: вопросы происхождения и этнической принадлежности» пишет:

- «Есть две точки зрения по вопросу о происхождении долган. Первая заключается в том, что долганы — самостоятельный по происхождению этнос, со своей самостоятельной культурой и языком, а вторая — в том, что долганы являются одной из групп северных якутов-оленеводов.

Заслуживает внимания историческая фигура Дыгынчи — князца долганов. Он же на Яне упоминается как князец «юкагиров».

Видимо, долганы бежали на Яну к юкагирам.

Его образ вошёл в фольклор северных якутов-оленеводов под именем Даринчи, его сын Юнгкээбил уже жил и действовал на Оленьке.

Таким образом, весьма характерно, что северные якуты юкагиро-тунгусского богатыря (Юнгкээбил означает «юкагир») уже считали своим героем.

По В.А. Кейметинову, этноним долган относился к метисным группам.»

 

Казаки, которые принесшие православие, давали долганам при крещении свои фамилии, сохранившиеся до сих пор: Кудряков, Жарков, Чуприн, Поротов.

 

По переписи 1939 года долганы причисленны к якутам.

По переписи 1959 года согласно словарю национальностей выделялись уже как отдельный народ, однако, при публикации были отнесены к якутам.

 

Традиционное жилище

Жилища долган весьма разнообразны — русская изба, якутский балаган, тунгусский чум, голомо.

Долганы-оленеводы используют в качестве мобильного жилища нартенный чум-балок — поставленное на оленьи нарты каркасное жилище, сверху накрывавшиеся чехлом из парусины или брезента.

Такое жилище перевозилось с одного стойбища на другое, упряжкой из 5-7 оленей.

Идею балка взята у русских купцов, — пример заимствования у доминирующей (русской) культуры, сделавшегося элементом культуры традиционной.    

Наиболее распространенным жилищем был конический чум, каркас которого состоял из наклонно установленных шестов, перекрещивающихся вверху и образующих форму конуса.

Таежные народы обычно изготавливали шесты для остова на месте стоянки, а при перекочевках перевозили только покрышки.

В тундре и лесотундре, где леса мало, оленеводы перевозили свое жилище полностью, вместе с шестами (летом волоком, зимой на нартах) и могли поставить его на новом месте за несколько минут.

Материал покрышек зависел от времени года и наличия природных материалов.

Таежные народы летом использовали берестяные и ровдужные покрышки, а зимой — сшитые из шкур оленя.

Менее зажиточные семьи жили в корьевых или жердяных чумах.

В суровых условиях тундры оленеводы использовали покрышки из меха оленя и летом, зимой же они были двойными — мехом внутрь и наружу.

 

Интерьер чума отличался простотой и скупостью декоративного убранства, свойственной быту охотников и оленеводов.

В центре жилища устраивали очаг.

Слева от него находилась женская половина, а справа — мужская.

Почетное место для гостей-мужчин находилось за очагом напротив входа.

 

Семья

Традиционная семья имела патриархально-родовые признаки, хотя, как правило и преобладали т.н. «малые» семьи.

Счет родства у долган велся по мужской линии, а «семейная» терминология была якутской.

 

Традиционное хозяйство

Хозяйство долганов впитало в себя признаки всех вышеупомянутых этносов.

Оно включало рыболовство, оленеводство, охоту на диких оленей и пушной промысел.

Однако, имело, по сравнению с соседними этническими группами, более выраженный товарный характер.    

 

В охотничьем промысле долган отмечаются крайне архаичные формы и приемы, восходящие, вероятно, к культуре аборигенов Северной Азии, — поколки диких оленей на переправах их через реки и озера, охота с оленем-манщиком.

А также приемы, заимствованные от самодийцев (нганасан), — охота на диких оленей с помощью кожаной сети.

Наряду с этим имелась система охоты на песцов при помощи линий ловушек — «пас» (русское название «пасти»).

 

Названия некоторых промысловых животных у долган — русские: ускан (заяц), курупаскы (куропатка), но большинство — якутские.

 

В главных орудиях рыбного лова ставных сетях — пущальнях можно различать якутские по происхождению сети из конского волоса и русские — из пряжи.

Хотя невод (мунка), сеть {илим} имеют якутские названия, но их детали часто именуются по-русски — поплобок, (поплавок), лагда (поплавок мотни невода) и т. д.; по-русски называется и такая снасть как перемет.

Из названий промысловых рыб часть тоже русского происхождения — чыр (русское чир), нельма, муксун, хэлдэй (русское сельдь), пелятка, остальные по большей части якутские.

В целом мы видим, что охота и рыболовство долган испытали большое якутское и русское влияние. 

 

В приемах оленеводства также сочетались разнообразные этнические элементы.

Так, вьючно-верховая езда на оленях тунгусского типа у долганов (как и у северных якутов), сочеталась с зимней ездой на нартах самодийского образца.

Причем, способ запряжки оленей и посадки седока на нарты принципиально иной.

В долганской нарте передовой олень всегда идет справа, ездок сидит на правой стороне нарты и держит вожжу в правой руке.

В отличие от северных якутов, долганы использовали пастушеских собак.

 

К 1920-м годам значительная часть долганов жила в маленьких поселочках («станках») вдоль тракта, соединявшего Таймыр с Якутией, и занималась перевозкой грузов на оленьих упряжках.

 

С наступлением весны соседние семьи долганов собирались в кочевые группы, каждая из которых имела свою территорию.

Осенью группы снова распадались на отдельные семьи, которые кочевали, поправляя к зиме песцовые пасти, или охотились на дикого оленя, пока не наступало время возвращаться в «станки».

Зиму они проводили в лесотундре, немного отступив к югу от границы леса, а лето — несколько севернее этой границы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокого мастерства достигли долганы в области прикладного искусства.

Распространена резьба по оленьей и мамонтовой кости: украшение пластин оленьей упряжи, рукояток ножей и т. д.

 

Религия и обрядность

Анимизм и Пантеизм сочетались у долган с православием.

Войдя в чум, долганы крестились, на видном месте стояли иконы, перед ними молились.

Календарь у долган был построен на православных святцах, а специальный шестигранник, по которому отсчитывались дни, назывался по-русски паскал.

 

Как и многие другие северные народы, Долганы верили, что окружающий мир состоит из трех частей: Верхний, Средний и Нижний.

Божества и духов они делили на три категории: невидимые существа, способные вселяться в любой объект (иччи); духи, доброжелательные к людям (айыы); духи, недоброжелательные к людям, обитающие в подземном мире (абаасы).

Только шаман мог переходить из одной части мира в другую, во время ритуальных действий (камлания).

 

У шаманов (ойун) костюм и бубен были якутского типа.

 

Как и у соседних самодийских народов, долганские шаманы различались по уровню владения магическим мастерством: «певцы-врачеватели» (ырыахыт), не имевшие костюма с погремушками и бубна; «шаман, обращающийся за помощью к духам Нижнего мира» (муолин ойун); «шаман, имеющий удила» (уостуган ойун), т. е. обладающий комплектом ритуальных атрибутов.

 

Как у эвенков и якутов, шаманы долган могли быть «мелкими, слабыми» (ылгын), «средними» (орто) и «великими» (атыыр) избранниками духов

 

Народ почитал семейных и охотничьих покровителей (сайтаанов).

Ими могли быть различные предметы (причудливой формы камень, рога оленя и т.д.), в которые шаман вселил духа — иччи.

 

Наряду с этим существовала культовая деревянная скульптура.

В процессе адаптации к окружающей среде у оленеводов, рыбаков, охотников выработался комплекс правил и запретов, позволяющих использовать природные ресурсы, не истощая их, не нарушая стабильной экологической системы.

Они интуитивно чувствовали необходимость охранять окружающий их растительный и животный мир от напрасного истребления.

Придумывали всевозможные ограничения, запрещения, обряды.

Эти верования сохранились в фольклоре, обычаях.   

    

У долганского народа множество обычаев, поверий, обрядов, связанных с природой.

Например: обычай делиться первою добычей.

Если охотник пришел с добычей, то он должен всю добычу разделить на все стойбище, причем лучшие куски отдавались старикам и детям, а семье добытчика доставались не самые лучшие куски.

 

В некоторых обрядах стойко сохраняется этническая специфика.

В похоронном обряде переплелись православные и национальные традиции. В отличие от других народов Таймыра долганы хоронят умерших в земле, но на могилу сваливают дерево или ставят деревянный сруб, украшенный резьбой.

 

На всех могилах устанавливают кресты, однако возле них устанавливают кресты, однако возле них оставляют принадлежавшую умершему одежду, разрубленные пополам нарты.

У оленеводов — ставят шест с головой оленя

 

 

Традиционная одежда

Выделка шкур и шитье одежды считалось обязанностью женщин.

У долган кроевая национальная одежда, которую характеризует немного удлиненный задний подол.

Что объясняется долганами так: когда они садятся на холодную землю, удлиненный подол заменяет им дополнительную подстилку.

Одежду и обувь шили жильными нитками, украшая вышивкой различных орнаментов, которые представляют собой рисунок из сочетаний узоров.

Простейший вид геометрического орнамента долган – полосовой орнамент – получил значительное развитие.

Он исполняется различным способом – краской по ровдуге, чаще всего со жгутиками белого волоса по краям узора, нашиванием цветной ткани на кожу, вшиванием кусочков цветного или темного меха, нашиванием цветного бисера.

 

Количество полос различно – от одной-двух до нескольких десятков.

Кроме полос в долганском орнаменте имеется группа мотивов в виде прямоугольников, квадратов и ромбов – крупных, мелких, наложенных один на другой или поставленных на угол.

Иногда квадраты располагаются в шахматном порядке.

Наряду с такими мотивами фигурируют треугольники, зигзаги, два пояска из треугольников с зигзаговидным мотивом между ними, шевроны.

Зигзаги нередко дополняются мелкими элементами – прямоугольниками, короткими вертикальными линиями, кружками.

В отличие от других народностей Севера долганы имели однослойную верхнюю одежду.

 

Наиболее употребим долганский скребок для выделки кожи и шкур (бака), который под тем же названием известен нганасанам и энцам.

Другой скребок (кыхыан) известен у нганасан под название моротенса,  у энцев — нагио и считается у них долганским.

 

Существует 18 – 20 разновидностей долганской одежды разного покроя, но общий вид почти одинаков.

 

Выкройки, в сегодняшнем понятии, не практиковались, а размеры выверялись с помощью пальцев.

Сначала мастерицы подбирали одинаковые, с коротким ворсом шкуры и приступали к крою, используя специальный нож.

Выкраивали три фигурные детали спинки, потом полочки, рукава, которые с плеча образуют прямую линию.

Женская одежда приталенная, сзади удлиненная.

Полы спереди сходятся встык, застегиваются на пуговицы или завязываются замшевыми вязочками.

Нижняя часть полы расклешена, по бокам вшиты клинья.

Палитра долганского орнамента строится на сочетании черного, белого, синего, красного и зеленого цветов.

Широко применялись широкие кожаные и инкрустированные пояса, из наборных металлических фрагментов.

 

Долганская мужская одежда тоже имеет несколько разновидностей, довольно своеобразных, сшитых из длинношерстных оленьих шкур, которые надеваются поверх песцовой или лисьей шубки, отлично сохраняют тепло и удобны для работы в тундре.

 

Сакуи меховые – широкие, расклешенные снизу, длинные до пят, с капюшоном – надеваются поверх одежды в морозные дни во время дальних поездок.

Сакуй из белой плотной ткани надевают поверх всей одежды во время пурги, ветров.

 

Для мужчин шилась и праздничная одежда.

Верхняя одежда для мужчин приталена и расклешена книзу.

Она бывает короткая, до колен, и длинная, присборенная сзади.

Основная часть этой одежды шьется из темного неблюя или из черного сукна.

Пришивная кайма узкая, красного цвета.

Расшивается она, как и женская, бисером или цветными нитками.

Нагрудник украшается узором «розетка», которая вышивается вперемежку с вертикальными узорами-полосами.

Пояс, воротник, манжеты украшают полосками с орнаментом «тумус».

Подол и края бортов окаймлены пушистым мехом «карга апыю».

 

Шапки шились праздничные и повседневные.

Шапка имеет капорообразную форму и состоит в основном из четырех деталей: двух боковых, продольной и передней, утепленных внутри мехом песца или зайца.

Шапка плотно облегает голову, защищая уши, затылок, завязывается спереди узкими замшевыми вязочками.

Поражает огромное разнообразие головных уборов, каждый из которых имел свое назначение.

Праздничную бисерную мужскую шапку шили из черного сукна, меха неблюя на меховой подкладке.

Тщательно расшивали такую шапку юные мастерицы.

Существовал обычай: если девушка наденет такую шапку своему избраннику, то считается, что они помолвлены.

Капор украшали бисером и аппликацией, по голове вдоль лица – вышитая полоска.

На затылке вшивалась ярко-красная суконная вставка, которая украшалась орнаментом из цветного бисера в виде четырехлепестковых розеток.

По бокам полосы по диагонали располагались вышитые бисером фигурки в виде острых углов острием вниз.

Вся композиция завершалась меховой опушкой.

 

Женская шапка из лисьих лапок состоит из двух боковых деталей и одной продольной шириной в 10 см, которая опускается до затылка, она инкрустирована с помощью искусно подобранных узеньких полосок из лисьих лапок темно-коричневых и желтоватых тонов.

Передние и затылочные края окаймлены мехом росомахи.

Женские головные уборы обычно надевают поверх ярких цветных платков с кистями.

 

Обувь, сшитая из оленьих камусов, очень разнообразна.

Она делится на домашнюю – короткую и длинную, обувь для улицы, для праздников.

Мужские и женские унты имеют вертикальные вставки, вышитые цветным бисером.

Верхняя часть унтов шьется из красного сукна шириною 12 – 13 см, расшивается бисером узором «розетка», которая чередуется с вертикальными узорными полосами.

Обычно эта обувь шьется из очень темных или белых камусов.

В унтайки, предназначенные для улицы, шьются чижи (чулки) из хорошо выделанной шкуры взрослого оленя.

Особенностью детской обуви, так называемой «лопатки», является то, что край ее носовой части имеет округлую форму, как лопатка.

В таких унтайках детям удобно ходить и легко надевать их на ноги.

Подошвы на все виды обуви ставят из выделанной оленьей шкуры мехом внутрь.

В осенне-весенние дни для впитывания влаги вкладываются стельки из сухой травы.

 

Еще до революции долганы шили для себя одежду из тканей.

Мужчины носили рубашки и штаны русского покроя, женщины – платья, поверх которых надевали закрытые фартуки.

Для украшения женской одежды из материи долганки использовали различные декоративные изделия: кольцо с опускающимися от пяти до десяти ажурными цепочками с прорезными орнаментами, которое надевалось поверх платья; изготовленные из низкопробного серебра, украшенные гравировкой браслеты, серьги на длинной подвеске с ажурной резьбой.

Большая часть ювелирных изделий завозилась из Якутии в обмен на другие товары.

 

Национальная кухня

Главное место в пищевом рационе таймырских семей всегда занимало оленье мясо, употребляемое чаще в вареном, а также в мороженом и копченом виде.

После забоя пастухи с удовольствием едят сырое свежее мясо, печень, почки.

Традиционным лакомством являются молодые оленьи рога, предварительно опаленные над пламенем костра.

Большой популярностью пользуется также крепкий мясной бульон.

 

Рыба употребляется в пищу всеми группами населения как оленеводами, так и жителями поселков.

Осенью и зимой особым успехом пользуется строганина — нарезанная в виде длинных стружек мороженая рыба: нельма, муксун, сиг.

Летом наиболее излюбленным блюдом является сырая (свежепойманная) или же малосольная рыба.

Во все времена года в пищу употребляется вареная рыба.

Повсеместно сохраняется и приготовление впрок сушеной рыбы, известной под названием «юкола».

Съедобные растения в пищевом рационе таймырских народов значения почти не имели.

Очень важно заметить, что живя в суровых условиях Заполярья и питаясь как будто бы крайне однообразно – мясом и рыбой, — народы Крайнего Севера не болели цингой и другими видами авитаминозов.

 

Рецепты

Уха.

Берем небольшую, но и не очень маленькую рыбу (сижок, подчирок), снимаем кожу, нарезаем на небольшие кусочки, один кусок нарезаем на маленькие кусочки.

В кастрюлю наливаем холодной воды, добавляем по вкусу соль, кусочки рыбы и ставим на огонь. Самый важный момент: как только появилась пенка, не доводя до кипения, вынимаем большие кусочки рыбы, а мелкие доводим до кипения.

В современном варианте добавляем картошку, зелень, лук, специи.

 

«Сагудай» или «Сугудай».

Блюдо из свежей рыбы, без лука, перца и уксуса!!!

Свежепойманную, живую, трепещущуюся рыбу семейства сиговых, очищают от чешуи, отделяют филе от костей, разделяют на поперечные ломтики и едят.

Весь смысл в том, чтобы разделать рыбу очень быстро, не дав ей умереть.

У профессионалов – уже сагудаишь, т.е. ешь, а освежеванная рыба еще шевелит жабрами.

 

Строганина.

Обычно ее едят после тяжелого рабочего дня и перед сном.

Холодное блюдо после окончания трапезы запивают горячим чаем, после чего очень хочется спать – своего рода снотворное.

Для приготовления, берем большую свежемороженую рыбу, очищаем ее от кожи, после чего строгаем тонкой стружкой.

Практически, блюдо готово – рыбу подают к столу, к ней же подают всевозможные соусы, лук, чеснок, кому что нравится.

Главное, строгать и после этого съедать рыбу нужно быстро, чтобы она не успела оттаять.

Также, из остатков подтаявшей рыбы можно приготовить рыбу-«пятиминутку».

Для этого необходимо нарезать рыбу мелкими кусочками, добавить кружочками нарезанный лук, залить растительным маслом, добавить соль и перец по вкусу.

 

Жаренные мозги.

Голову оленя необходимо разделать и достать мозги.

На сковороду наливаем растительного масла, выкладываем на оленьи мозги и жарим 30 мин, не забывая помешивать.

По вкусу добавляем специи, соль.

 

Музыка

Музыка в жанровом и стилистическом отношении представляет собой вариант культуры северных якутов и имеет родственные связи с музыкой эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев и северосибирских русских старожилов.

Из жанров выделяют эпическую, обрядовую, инструментальную и фоносигнальную музыку, а также песни.

Они всегда связаны с персональной певческой традицией, характерной для тунгусских и самодийских этносов.

 

С начала ХХ в. играют на якутском самозвучащем щипковом варгане — металлической пластинке с вырезанным в ней язычком, к которому крепят веревочку.

 

Распространен также хороводный танец Хэйро, помогающий испросить у духов плодородия, благополучия семье, размножения скота.

Мужчины и женщины, взявшись за руки, становятся в круг, двигаясь то в одну, то в другую сторону и припевая в такт ударам ног: «Ехорь-е, ехорь-е, чах, чех, чех, ехэрь-е» или «хэй-нан-хачу, хай-нан-хачу».

Непременный атрибут танца — вбитый в землю или лед в центре круга шест (хорей), которым погоняют оленей

 

Музыкальные инструменты отражают особенности хозяйственного уклада, обрядовые традиции и специфику художественного мышления: подвеска-ботало на рогах оленя (каангалда); ботало (колокол) на шее упряжного оленя для отпугивания волка (купулээн); погремушки-бубенчики на праздничной одежде детей (кобо), у женщин и в шаманском одеянии подвески (уостаак кобо), в оленеводстве металлические шары на оленях (каагыр кобо); колокольчики на детской колыбели и одежде (чуораан); звякающие украшения-подвески на одежде (тингкинэс).

Особое место занимают шаманские атрибуты: бубен (дингур); подвески-погремушки, символизирующие кости и перья (кыыраан); ремень с тремя колокольчиками, за который шаман держится во время камлания (ситим) — ритуала общения с духами.

 

 


 

Читать электронный журнал Космополитен, Бурда и другие.