Краткое описание коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

При составлении описания использовалась информация из публичных источников, в том числе библиографические источники по этнографии.

Подробности

Кереки

Кере́ки (анкалгакку, аракыкку)

 

 

Современные источники

Кереки - один из палеоазиатских народов, коренное население Дальнего Востока.

В 2000 году кереки были включены в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ.

 

Самоназвание

Анкалгакку — «приморские люди», каракыкку — от чук. кэрэкит.

 

Численность

Всего по переписи 2010 года кереками себя записались 4 человека.

В 2002 году — 8 человек.

В 1959 году насчитывали около 100 человека.

Делились на две группы: ыйулаллаку — «верхние», жившие в районе Наваринской бухты, и путылаллку — «нижние» — в низовьях р. Хатырки.

 

В XIX—XX веках кереков обычно относили к корякам, отсюда и путаница в численности по переписям.

Например, в 1897 г. кереков насчитывалось 102 человека, хотя это число предположительно в несколько раз больше.

 

Расселение

Исторически их поселения известны на территории от Анадырского залива до Олюторского мыса.

 

По В.В. Леонтьеву, они делились на 4 группы:

-туманские кереки, жившие на территории от Анадырского залива до мыса Барыкова (пос. Нигрин, Нигрунутэтэгин, Талкапъэргырган, Тапанъэргын, Элкытвээм),

-наваринские кереки с ареалом обитания от мыса Барыкова до мыса Наварин (пос. Гачгатагын, Кайамамкут, Майнамамкут, Упанк, Амаамын, Каныйун), к началу ХХ в. жили только в пос. Мейныпильгына;

- опукинские кереки, занимавшие участок от устья р. Хатырки до бухты Наталия (пос. Ватыркан, Мыллан, Китана, Ягнасынон, Ильпин, Мимилвытгын)

-ковачинские кереки расселялись от бухты Наталия до мыса Олюторский.

В XX столетии жили в населённых пунктах Беринговского района Чукотского автономного округа (Мейныпильгыно,Хатырка, Беринговский).

Проживали в нескольких посёлках отдельными семьями смешанно с чукчами.

 

Этногенез

Долго находились в естественной природной изоляции.

Вероятно, кереки — представители самой древней народности на Крайнем Северо-Востоке.

Археологи выделяют древнекерекскую археологическую культуру (с 1-й половины 1-го тысячелетия до н. э.), происхождение которой связывают с общим протоэскалеуто-ительменским этническим пластом (Н. Н. Диков).

 

Язык

Керекский язык относится к чукотско-камчатской семье (условно включаемой в палеоазиатские языки).

Близок к корякскому языку, часто считается одним из его диалектов.

В лексике кереков встречаются также элементы эскимосского.

Краткое научное описание их языка впервые было осуществлено советским палеоазиатоведом П. Я. Скориком на основании собранных в 1954—1956 годах материалов.

Им же записано несколько текстов на керекском языке.

Также в 1971 году восемь новых керекских текстов было записано В. В. Леонтьевым.

Керекам были известны пиктографическое письмо и двадцатиричный счет.

 

Традиционное жилище и поселения

С первых заморозков жили в зимних поселениях на галечнике, на небольших сопках или косах.

Поселения состояли чаще из одной-трех больших землянок (куймайаана — «жилье с ответвлениями»), в каждой — по нескольку семей.

 

Яма имела глубину от 0,5 м.

По углам вкапывали четыре столба, отстоящих друг от друга на 2 — 4 м и соединенных перекладинами.

На перекладины укладывали толстые жерди, под наклоном закрепляя их в земле.

 

Сооружение утепляли дерном и песком, зимой покрывали еще и слоем льда.

Вверху оставалось светодымовое отверстие, закрытое кусочком льда.

Во время сильных морозов перед входом устраивали длинный снежный коридор (хуттуйун).

Пол землянки засыпали галькой.

Земляной выступ вдоль стен использовали в качестве хозяйственного стола.

 

Каждая семья имела свой полог, но пользовалась общим очагом.

Спальные места располагали головой к восходу солнца.

Кладовые были двух типов: ачаан — для хранения небольших запасов вне землянки и илгпахйакку, соединявшиеся ходом с землянкой.

 

Известен обряд, связанный с постройкой нового дома: четыре основные стойки землянки обмазывали смесью толченых ягод шикши, корешков клайтонии и жира.

Затем эту смесь выносили из землянки на подносиках-тарелках и разбрасывали в разные стороны, чтобы ублаготворить духов.

Кроме того, изготовляли пять-шесть стрелок и расставляли их вокруг жилища, настораживая против злых духов.

 

Весной переселялись в летние жилища, устраивая по этому случаю праздник с охранительными ритуалами.

Летом же в местах рыбного промысла, на террасах рядом с нерпичьими и моржовыми лежбищами люди жили во временных постройках из жердей.

 

Спасаясь от противника, укрывались на скалах, на мысах, сооружали укрепления.

 

В ХХ в. основным жилищем кереков стали рубленые избы, с его середины началось переселение кереков в укрупненные новые пос. Мейныпильгыно и Хатырку.

Люди старшего поколения предпочитали жить на местах промысла.

Селения нового типа улучшили бытовые условия жизни, но привели к утрате традиционной культуры.

 

Семья

Основу керекского общества составляла большая матриархальная семья, на лето разбивавшаяся на малые семьи.

Запасы рыбы и орудия промысла считались общей собственностью.

 

Во всех хозяйственных, семейных и общественных делах главенствовала старшая женщина. Родство считалось по материнской линии.

Существовали экзогамные объединения; так, наваринские кереки брали в жены представительниц группы опукинских кереков.

Браки с другими народами не поощрялись.

 

Керекских женщин нередко насильно забирали чукчи-оленеводы, поэтому многие мейныпильгинские чукчи ведут свое происхождение от кереков.

Распад большой семьи начался в ХIХ в. в связи с упадком морского промысла и переходом от коллективной к индивидуальной охоте.

 

Традиционное хозяйство

Кереки занимались рыболовством, морским зверобойным и пушным промыслом, охотой на дикого оленя и горного барана, собирательством.

Держали упряжных собак (нарты и упряжка восточно-сибирского, или чукотско-корякского типа). У южных кереков существовало мелкотабунное оленеводство.

Рыбу в больших количествах заготавливали впрок.

Распространенным оружием морской охоты было гарпунное устройство, т. н. «керекская спица», лук со стрелами, потесненные впоследствии огнестрельным оружием.

При охоте на морского зверя и медведя до 1970-х гг. использовали в числе других видов оружия дубинку (кэлюунэн) с наконечником из моржового клыка или металла, находящую аналогии среди предшественников томагавка у индейцев Северной Америки.

 

Религия и обрядность

Традиционные верования Кереков Пантеизм и Анемистические представления: мир населяли добрые и злые духи, духи — хозяева природы и зверей.

 

Астрономический год кереков делился на два периода — зиму и лето.

Названия месяцев связывались с промысловой деятельностью.

 

При возвращении с охоты исполняли обряд благодарения (кликыпыттувак), хозяйка землянки хвалебной песней приветствовала охотника с добычей.

Кости съеденного зверя собирали, позвонки нанизывали на ремень и торжественно относили на берег моря, где закапывали в песок или гальку.

Туда же, задабривая дух убитого животного, клали вяленое мясо, юколу, шикшу.

Встречая охотника после долгого отсутствия, в него бросали горящую головешку из очага: считалось, что это отпугнет злых духов, приставших к нему в пути.

 

Сохранялись культы волка и медведя: их изображениям приносили жертвы, просили у них удачи, им поклонялись.

Имеются сведения о праздниках, посвященных добыче медведя, кита.

 

Существовали специальные места для жертвоприношений «хранителям деревни» — камак.

Рядом с керекским поселениями имелись жертвенные места — скопления моржовых черепов с воткнутой китовой челюстью и пр.

 

У кереков известно два способа погребения: зимой умершего бросали в море, летом закапывали в землю.

Грудных детей хоронили под стеной жилища.

Поскольку в детях видели новое воплощение предков, считалось, что кто-то из родственников не пожелал вернуться в мир живых.

Детей, чей родственник умер, на время крепко связывали ремнями и сажали на привязь.

После похорон их развязывали и заставляли выть и лаять по-собачьи.

Погребальную одежду (лумийан) сшивали сухожилиями, не делая узлов.

В ней не должно было быть прорех и дыр (иначе у детей и близких умершего появятся раны).

Опушку на капюшоне, подоле и рукавах отделывали белым собачьим мехом.

Капюшон затягивали, оставляя открытым только нос.

 

Был развит шаманизм; шаман имел специальную ритуальную одежду.

Шаманы предсказывали погоду, удачу в промысле, лечили больных и совершали другие обряды.

Женщины могли колдовать.

 

Фольклор

В фольклоре кереков преобладают сказки (волшебные и о животных), заговоры и песни. Главный герой — Ворон Кукки (Кутхе).— персонаж, характерный для фольклора народов Северо-Востока.

Керекские сказки о Кукки сюжетно близки ительменским: он выступает в них и как Демиург либо как трикстер, в отдельных сюжетах творящий волшебство.

 

Некоторые детали в сказках отражают особенности духовной культуры народа: перед совершением какого-либо поступка герой просит разрешения у «бабушки» (эллапиль) — это является отголоском матриархата; младшие дети обычно умнее своих родителей и постоянно поучают их, что связано с представлением о возвращении предков в образе родившихся детей.

 

Музыка

Музыка кереков исследована мало, она родственна акустической культуре коряков и чукчей.

Основные музыкальные инструменты — пластинчатый варган и круглый бубен с крестовидной держалкой, узкой обечайкой и тонкой мембраной из желудка нерпы.

Шаманский бубен имеет еще и подвески-погремушки на обечайке.

Пищалки и свистки являются прежде всего разнообразными охотничьими манками, но могут выступать и как собственно музыкальные инструменты.

 

Женские танцы сопровождаются «горловыми играми»; горлохрипение на вдохе и на выдохе изображает «голоса» прибрежных птиц и морских животных.

 

Традиционная одежда

На одежду кереков в ХIХ в. сильно повлияла чукотская традиция.

Мужская верхняя одежда — глухого кроя, расширяющаяся книзу кухлянка из двух оленьих шкур мехом внутрь.

В подол вшивали полукруглые клинья, низко вырезанный ворот на груди закрывали меховым воротникомшарфом.

Рукава и ворот оторачивали собачьим мехом.

Широкие в проймах рукава суживались к кисти.

Зимой поверх одной надевали вторую, верхнюю кухлянку — такого же кроя, но мехом наружу.

 

Женщины носили двойной комбинезон (керкер).

Глубокий, до груди, вырез ворота завязывали ремешками.

Рукава были опушены собачьим мехом.

Штаны комбинезона собирали на вздержку ниже колен и застегивали ремешками поверх обуви.

Летом носили только нижний керкер.

 

Обувь — поршневидная: к подошве из толстой моржовой кожи пришивали головку и голенище со швом спереди.

К бокам крепились петли из шкуры нерпы и широкие завязки.

Известна также башмаковидная обувь: союзки огибали пятку и сходились на нет к носку, голенища, составленные из 5 — 6 полос камуса, вверху срезали прямо.

Голенища женских сапог сшивали из четырех полос и делали узкую союзку, окаймляющую подошву.

 

Головной убор мужчин — двойной капор из шкурок с лап собаки, росомахи, выдры.

Состоял из трех частей: продольной (ромбовидной формы), которая покрывала темя и затылок, и боковых, закрывавших уши и щеки.

Капор имел спереди и сзади опушку из меха собаки и завязывался над подбородком.

Летом носили капор без подкладки.

Женщины чаще покрывали голову капюшоном от керкера.

 

История

К моменту выхода русских на побережье Берингова моря (XVII век) территория расселения кереков простиралась от Анадырского лимана до устья Опуки.

Кереки занимались охотой на морских млекопитающих и рыболовством.

 

В XVIII веке, во время жестоких военных столкновений между чукчами и коряками, кереки оказались между двух огней: они подвергались нападениям как чукчей, так и коряков, которые убивали взрослых мужчин и уводили в рабство детей и женщин.

Кереки, не будучи способными оказать активное сопротивление, пытались укрыться в пещерах отвесных скал и прочих укромных местах.

Следствием потерь от военных набегов, а также от эпидемий, прокатившихся по краю в конце XVIII века, стало резкое сокращение численности керекского этноса.

В. В. Леонтьев писал: «Не случайно многие исследователи считали кереков самым несчастным племенем на Северо-Востоке».

 

Национальная кухня

Питались рыбой и мясом, которые вялили, варили, морозили, а с конца ХIХ в. солили и коптили.

Употребляли рыбий жир, сало морских и таежных зверей, из птиц в пищу шла главным образом кайра.

Птицу заготавливали впрок вялением над костром.

 

Лакомством была колбаса из птичьих яиц (павалйаан): пищевод птицы, предпочтительно чайки, или кишки оленя, или медведя надували и высушивали, затем наполняли желтками яиц кайры, чаек, гаги и варили.

 

Сырыми или вареными употребляли в пищу морскую капусту, водоросли, моллюсков, ягоды.

Пищу готовили в земляной печи (пуйалкык) — в яме, обложенной плоскими камнями.

Разводили огонь, когда камни нагревались, угли вытаскивали, а в яму закладывали дичь, рыбу, мясо, сверху покрывали плоским камнем и засыпали песком или землей (способ, аналогичный ительменскому).

Для хранения провизии использовали плетеные корзины и тарелки.

 

Читать электронный журнал Космополитен, Бурда и другие.