Краткое описание коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

При составлении описания использовалась информация из публичных источников, в том числе библиографические источники по этнографии.

Подробности

Тлинкиты

Тлинкиты

(колоши, тлингиты)

 

Взгляд из прошлого

- «Описание всех в Российском государстве, обитающих народов» 1772-1776 гг.:

- Индейские племена, известные под названием колоши, живут на побережье Северной Америки. Вероятно, их название — это искаженное русским произношением индейское слово. Можно также предположить, что происходит оно от русского слова колоть и отражает обычай колошей прокалывать себе нижнюю губу. Сами они называют себя тлинкитами, что значит «человек». Они, кажется, пришли на заселяемые ими теперь земли из глубины американского материка. Колоши поклоняются богу Эбль, который считается у них создателем вселенной и всего живого. Его сила беспредельна, и он создал все сущее: землю, людей, растения и т. д. и отдал им место под солнцем, луной и звездами. Он принес огонь с одного острова посреди океана и свежую воду из источника, бьющего на ближайшем мысе Омманои. Он любит людей, но тем не менее время от времени насылает на них тяжкие болезни. Живет он на востоке, недалеко от истоков реки Нэсс, где он недоступен не только для смертных, но и для духов.

 

Современные источники

Тлинкиты — коренной индейский народ, проживающий на территории некогда существовавшей т.н. «русской» Америки, на юго-востоке Аляски и прилегающих частях Канады.

 

Самоназвание

Тлингит, возможны варианты: лингит, клинкит, означает «человек, люди».

 

Этноним

Искаженное русскими самоназвание, превратившееся в «Тлинкит».

В старых русских источниках они фигурируют под следующими названиями: ко́лоши, ко́люжи, ка́лоши, ка́люжи, ко́люши.

 

Численность и расселение

Численность: аборигенная численность оценивается в 10 тыс. чел.;

- в 1805 году было только мужчин 10000, (по другим данным в начале XIX века их было около 6 тыс. чел).;

- более 5800 чел. в 1835 г.;

- около 7 тыс. чел. в конце XIX века;

- 3895 чел. на Аляске на 1 января 1920 г.;

- 4462 чел. на Аляске на 1 октября 1929 г.;

- около 5780 чел. в 1950 г. в 19 посёлках на Аляске;

- 9 тыс. чел. в 1959 г.;

- 9500 чел. в 1977 г.;

- в 1976 г. в Канаде было 534 тлинкита;

- в 1980 г. в США перепись населения зарегистрировала 9509 чел.;

- 11 тыс. чел. в 1994 г.;

- ныне около 19,4 тыс. чел., в том числе приблизительно 18.450 чел. в США и около 1 тыс. чел. в Канаде.

 

Это-территориальные группы

Тлинкиты отличали себя от соседей: хайда, атапасков, квакиутлов, цимшианов, чугачей, эяков.

По культуре тлинкиты принадлежат к индейцам Северо-западного побережья.

Изначально имелось 18 территориальных подразделений (куанов), а в конце XIX века их было 14 (от 1 до 8 деревень в каждом): чилкат, ситка, якутат, стикин, аук, тонгас, таку, хуна, хуцнуву, кейк, тагиш, хенья, акой и санья.

Антропология

В физическом отношении Тлинкиты составляют переход к индейцам нутка на острове Ванкувер, но язык их значительно отличается от наречия последних.

Темно-бурым цветом кожи, переходящим у иных в желтоватый, Тлинкиты несколько отличаются от других индейских племен Северной Америки.

В среднем они малого роста, но хорошо сложены и сильны; голова небольшая, лицо правильное, скуластое, лоб прямой и высокий, осанка горделивая; волосы вообще черные, жесткие, похожие на лошадиную гриву.

 

Этнография

Некоторые Тлинкиты собирают волосы наверху головы в кучку и завязывают в виде пучка, или стараются как можно более спутать их и затем намазывают жиром.

Ребенку Тлинкиты сжимают при рождении верхнюю часть головы в виде лопатки, вследствие чего они кажутся широколицыми.

 

Лицо К. раскрашивали киноварью и сажей, выводя на нем разные узоры.

Тлинкиты прокалывают себе ноздри для ношения колечек, а в ушах делают по несколько дырочек, в которые продевают разноцветную шерсть.

 

Калюжи или губные украшения, обезображивающие лица женщин вставляются девушкам после первого месячного очищения, после которого они подвергаются продолжительному затворничеству.

 

Сначала в нижней губе, обыкновенно медвежьим когтем, делается маленькая скважина, куда вставляется небольшая шпилька, которая постепенно заменяется все большей и большей.

С течением времени шпильку сменяет калюжка, сначала небольшая, впоследствии же доходящая до 6 дюймов в окружности.

Калюжка является признаком достаточности и хорошего тона.

Оттягивая губу, калюжка в значительной степени мешает женщинам говорить отчетливо.

При замене калюжки новой, большего размера, справляется семейный праздник, и чем больше калюжка, тем большим уважением пользуется женщина.

 

Всякое торжество сопровождается плясками, страсть к которым очень развита среди Тлинкитов.

Пляски бывают зимние, более торжественные, и летние; участвующие, переодевшись в парадное платье и, надев маски (некоторые маски, например, волка, орла и др. животных имеют религиозное значение), начинают сначала поодиночке, затем хором кружиться вокруг огня под звуки барабана и потрясая гремушками; окружающая публика бьет в ладоши, или чем попало, лишь бы было громче.

 

Язык

Ранее основным языком тлинкитов был тлинкитский (семья на-дене)..

В конце ХХ в. Майкл Краусс оценивал количество носителей тлинкитского языка в 700 человек.

 

История

Нередко тлинкиты участвовали в военных походах, причём они имели и флотилии из каноэ.

Использовалось оружие: луки, стрелы, медные и железные кинжалы, палицы с каменным ударником, весла, шлемы с забралом и деревянные защитные панцири.

В XVIII веке на запад Америки проникают русские, испанцы и в XIX веке англичане и французы.

В период освоения так называемой Русской Америки русские не оказали на тлинкитов значительного влияния.

 

Традиционное жилище

Селения тлинкитов состояли из домов, которые строились обычно вдоль берега реки или бухты, фасадами к воде.

Небольшие селения имели по 4 — 5 домов, и около 100 человек населения, крупные — до 25 домов и около 1000 человек населения.

Летом на рыбалке и охоте они сооружали временные шалаши.

 

Тлинкиты живут в бараборах - род деревянного здания с двускатной крышей, в которой проделано отверстие для выхода дыма, входом же служит небольшое отверстие в передней стороне здания, к которому приставлена лестница и близ которого стоит иногда резной деревянный столб с резными человеческими и чудовищными фигурами, заменяющими герб (тотем).

Обстановку дома составляли деревянные сундуки, ящики, циновки из кедровой коры, деревянная посуда.

 

Семья

Большая многопоколенная.

В социальном плане племя делилось на фратрии, фратрии — на роды, род — матрилинейный.

Браки могли заключаться только между представителями родов противоположных фратрий. Брачный возраст для юношей — 17-18 лет, для девушек — 15-16.

Семья была обычно парная, но было распространено и многоженство (среди богатых).

Племя делилось на куаны (группы).

Куан составляли несколько селений, каждый куан и каждое селение имели своего вождя.

Кроме вождей (тойонов) знать составляли шаманы.

 

Традиционное хозяйство

Занятия: рыбалка, главным образом на лосося и сельдь, как в реках, так и в море, а также охота на морских и сухопутных животных и отчасти огородничество

Тлинкиты обнаруживали замечательные способности к резьбе из дерева, камня, кости и др. материалов.

Прежде самые обыкновенные вещи домашнего обихода были покрыты у них разнообразными орнаментами.

Главными мотивами изображений был «глаз», а также морды зверей, орлы, медведи, бобры, другие животные.

Такой же орнамент наносился на каноэ. 

 

Изготовляли ткани.

 

Ещё до прихода европейцев умели обрабатывать железо, знали добывание металлов.

До прихода европейцев Тлинкиты изготовляли свои кинжалы и острия копий из меди.

Среди орудий труда тлинкиты использовали остроги, гарпуны, плетёные ловушки для рыб, сачки, деревянные и костяные рыболовные крючки, ножи и дубинки для глушения рыб и тюленей. 

 

Их пироги, часто вмещающие 50-60 человек, состоят из выдолбленных колод, обтянутых тюленьей шкурой.

 

Тлинкиты вели торговлю, например с атапасками, предмет торговли — шкуры, меха, одежда.

 

Хозяйственный год делился на 4 сезона: зима (така), весна (такуити), лето (кутан), и осень (еес).

Месяц — дис, диси, то есть «луна».

Начало года приходилось на июль.

 

Религия и обрядность

Традиционная религия Анимистический Пантеизм, в большой мере напоминающий религию народов Сибири и дальнего Востока.

 

Тлинкиты считали землю плоской, небо твёрдым, звёзды — кострами в жилищах духов, солнце и луна были для них живыми, понимающими язык людей.

Земля, согласно мифу, покоилась на гигантском столбе в виде лапы бобра, его удерживала подземная старуха Агишануку (Айишанаку).

Землетрясения происходили, по их мнению, из-за борьбы Агишануку с человеком-вороном Йэлом (главный герой их мифов, родственный Кутху).

 

Тлинкиты верили в числовую магию, их магическим числом было 4, как и у многих народов северной Америки.

Собственно, оно символизирует 4 сезона, 4 стороны света и т. д.

Их мир был населён множеством духов и душ людей, и животных.

Духи покровительствовали озёрам, рекам, ледникам, горам и другим стихиям.

Например, главным подводным духом был Конакадет.

Богатый фольклор, эпос о Вороне, миф о гигантской птице-Гром по имени Хетл, распространены танцы и игры.

 

Тлинкиты верили в загробный мир собак.

Туда могли попасть и люди, кто плохо обращался с животными, убивал их не ради пропитания, а также колдуны и самоубийцы.

К концу девятнадцатого века часть тлингитов приняли христианство, причём некоторые вошли в православную церковь, основанную ранее во время российской колонизации.

 

 

Традиционная одежда

Плащи или одеяла из козьей или бараньей шерсти, прежде главная одежда Тлинкитов, умевших красиво ими драпироваться, также приводят путешественников в удивление как искусством отделки, так и приготовлением шерсти, прочностью красок, правильностью и оригинальностью рисунка и проч.

Одежда делилась не только на мужскую и женскую, но и на летнюю и зимнюю.

Летом тлинкиты носили меховые накидки или рубахи из оленьей или тюленьей кожи, ходили босиком, а женщины — туникообразные рубахи-платья из кожи.

Зимой к этому добавлялись штаны, представлявшие единое целое с мокасинами.

На голове носили плетёные шляпы.

Ценными мехами считались шкуры калана, бобра, волка, сурка.

Куницу носили только вожди и знатные индейцы.

Одежда богато украшалась своеобразным орнаментом, главным мотивом которого был «глаз», а также морды зверей.

 

Национальная кухня

Главным компонентом пищи Тлинкитов был рыбий или тюлений жир.

Основной продукт — рыба, в первую очередь лосось, сельдь.

В пищу шли также крабы, моллюски, водоросли, мясо оленей, коз, баранов, медведей, тюленей, дельфинов, китов и т. д.

 

Читать электронный журнал Космополитен, Бурда и другие.