Краткое описание коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

При составлении описания использовалась информация из публичных источников, в том числе библиографические источники по этнографии.

Подробности

Эскимосы

Эскимосы

(инуиты, эскиманциг, юк, юит, югыт, юпик)

 

Современные источники

Эскимосы, коренной малочисленный народ Гренландии, Северной Канады, Сибири и Аляски.

 

Самоназвание

Основное самоназвание — «инуи́ты».

 

Слово «эскимос» (эскиманциг — «сыроед», «тот, кто ест сырую рыбу») принадлежит языку индейских племен абенаков и атабасков.

Из названия американских эскимосов это слово превратилось в самоназвание как американских, так и азиатских эскимосов.

 

Эскимосы Чукотки называют себя — юк — «человек», юит, югыт, или юпик — «настоящий человек».

 

Этноним

Название «юиты» было официально присвоено сибирским (азиатским) эскимосам в 1931 году с тем, что бы искусственно выделит их из единой массы Эскимосов мира.

 

Численность и расселение

Всего: около 170 000 человек
В том числе США: 55 942 человека (2000 г.)

Из них:

- Аляска: 47 783 человека (2000 г.)

- Калифорния: 1 272 человека (2000 г.)

- Вашингтон: 1 204 человека (2000 г.)

 

Канада: 50 480 человек (2006 г.)

Из них:

 - Нунавут: 24 640 человек (2006 г.)

 - Квебек: 10 190 человек (2006 г.)

-  Ньюфаундленд и Лабрадор: 4 715 человек (2006 г.)

-  Северо-Западные территории: 4 165 человек (2006 г.)

 

 Гренландия: ок. 50 000 человек


 Дания: 18 563 человека (2007)

Россия: 1738 человек (2010 г.); 1750 человек (2002 г.)

Из них:

- Чукотский автономный округ: 1529 человек (2010 г.); 1531 человек (2002 г.)

- Магаданская область: 33 человека (2010 г.); 26 человек (2002 г.)

 

Численность эскимосов в населённых пунктах в 2002 г.:

 Чукотский АО:

- село Новое Чаплино 279

- село Сиреники 265

- село Лаврентия 214

- пгт Провидения 174

- город Анадырь 153

- село Уэлькаль 131

 

В РФ живут смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде населенных пунктов восточного побережья Чукотки, от Берингова пролива на севере до залива Креста на западе и на острове Врангеля.

Основные группы: навукагмит («науканцы»), живущие на территории от поселка Инчоун до поселка Лаврентия; унгазигмит («чаплинцы»), расселившиеся от пролива Сенявина до бухты Провидения и в поселке Уэлькаль; сиренигмит («сиреникцы»), жители поселка Сиреники.

 

Этногенез

Сформировались как этнос в районе Берингова моря до конца 2-го тысячелетия до нашей эры.

В 1-м тысячелетии нашей эры предки эскимосов — носители археологической культуры туле расселились на Чукотке и вдоль арктического побережья Америки до Гренландии, где ещё до н. э. создали Культуру Дорсет.

 

Антропология и расовая принадлежность

Считается, что эскимосы — монголоиды арктического типа.

Наряду с коряками и ительменами образуют так называемую «континентальную» группу популяций арктической расы, которая по происхождению связана с тихоокеанскими монголоидами.

Основные черты арктической расы представлены на северо-востоке Сибири в палеоантропологическом материале рубежа новой эры.

 

Этно-территориальные группы

Эскимосы разделяются на 15 этнокультурных групп:

Эскимосы южной Аляски, на побережье залива Принс-Уильям и острове Кадьяк, подверглись сильному русскому влиянию в период деятельности Российско-Американской компании (конец XVIII — середина XIX вв.);

- эскимосы запада Аляски, в наибольшей степени сохраняют язык и традиционный образ жизни;

- сибирские эскимосы, включая эскимосов острова Святого Лаврентия и островов Диомида;

- эскимосы северо-запада Аляски, живущие по побережью от залива Нортон до американско-канадской границы и во внутренних районах севера Аляски;

- эскимосы Макензи — смешанная группа на северном побережье Канады вокруг устья реки Макензи, образовавшаяся в конце XIV — начале XX вв. из коренных жителей и эскимосов-нуналиит — переселенцев из северной Аляски;

- медные эскимосы, названы по орудиям из самородной меди, изготовляемым холодной ковкой, обитают на северном побережье Канады вдоль залива Коронейшен и на островах Банкс и Виктория;

- эскимосы-нетсилик в Северной Канаде, на побережье полуостровов Бутия и Аделейд, острова Кинг-Уильям и в низовьях реки Бак;

- близкие к ним - эскимосы-иглулик — обитатели полуострова Мелвилл, северной части острова Баффинова Земля и острова Саутгемптон;

- эскимосы-карибу, живущие во внутренней тундре Канады к западу от Гудзонова залива смешанно с другими эскимосами;

- эскимосы Баффиновой Земли в центральной и южной частях одноименного острова;

- эскимосы Квебека и эскимосы Лабрадора соответственно на севере — северо-востоке и западе — юго-западе, вплоть до острова Ньюфаундленд и устья залива Святого Лаврентия, побережье полуострова Лабрадор, в XIX веке участвовали в сложении метисной группы «сеттлеров» (потомков от браков между эскимосскими женщинами и белыми охотниками, и переселенцами);

- эскимосы запада Гренландии — самая многочисленная группа эскимосов, с начала XVIII века подверглись европейской (датской) колонизации и христианизации;

- полярные эскимосы — самая северная на Земле группа аборигенного населения на крайнем северо-западе Гренландии;

- эскимосы восточной Гренландии, позднее прочих (на рубеже XIX—XX вв.) столкнулись с европейским влиянием.

 

К середине XX века сформировалось четыре самостоятельных этнополитических общности эскимосов.

1) эскимосы Гренландии.

2) эскимосы Канады (самоназвание — инуит).

С 1950-х годов канадское правительство стало проводить политику концентрации коренного населения и строительства крупных посёлков.

Сохраняют язык, распространены также английский и французский языки (эскимосы Квебека).

С конца XIX века имеют письменность на основе силлабического алфавита.

3) эскимосы Аляски, в значительной степени англоязычны, христианизированы.

С 1960-х годов ведут борьбу за экономические и политические права.

Сильны тенденции к национально-культурной консолидации.

4) эскимосы азиатские (сибирские), юпигыт, или югыт.

 

Язык

Язык азиатских эскимосов относят к группе юпик эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи языков.

 

Языки эскимосско-алеутской семьи, разделяются на две группы:

- инупик (близкородств, диалекты островов Диомида в Беринговом проливе, севере Аляски и Канады, Лабрадора и Гренландии),

- и юпик — группа из трёх языков (центральный юпик, сибирский юпик и сугпиак, или алутиик) с диалектами, на которых говорит население запада и юго-запада Аляски, острова Святого Лаврентия и Чукотского полуострова.

 

Название эскимосский язык вошло в научный обиход в кон. XVIII в.

 

В языке российских эскимосов выделяют три основных диалекта: чаплинский (лежащий в основе письменного языка), науканский и диалект сиреникских эскимосов.

Существует также классификация, согласно которой данные диалекты представляют собой самостоятельные языки: чаплинский язык, науканский язык, старосиреникский язык.

 

Названия использовавшиеся ранее:

Юитский язык (название широко употреблялось в 1930–1940-х гг. в российской научной литературе, восходит к самоназванию этноса) Югытский язык Юпигетский уӈазигмит (уназикский или чаплинский) нывуӄагмит (науканский)

 

Название эскимосов азиатских язык принято в российской научной школе с 1920-х гг.

В научной литературе распространено также название сибирский юпик, что соответствует американской научной традиции описания эскимосско-алеутских языков, в российской научной традиции данное название подразумевает чаплинский диалект эскимосского языка (по другой классификации чаплинский язык).

 

Язык характеризуется малой степенью стандартизации.

Устойчивая норма у него до сих пор не была выработана.

Существует мнение, что возникновение эскимосской письменности датируется 1721 г., когда Ханс Эгеде в Гренландии произвел адаптацию латинского алфавита к эскимосскому языку.

В России письменность у азиатских эскимосов была разработана в 1933 г. на основе латинского алфавита.

В основе письменного варианта языка был положен чаплинский диалект.

В 1937 г. латинская графика была заменена на кириллическую графическую основу с дополнительными графемами идиакритиками.

Сегодня используется кириллический алфавит.

В США и Канаде письменность разработана в сер. 70-х гг. 20 в. (на основе латинской графики).

В последнее время, появляется все больше фактических оснований считать, что до прихода европейцев у Эскимосов существовали образцы пиктографической и идеографической письменности.

 

Традиционное жилище

Поселения располагались так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением морского зверя – в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах.

Наиболее древний тип жилища – каменная постройка с углубленным в землю полом.

Стены складывали из камней и китовых ребер.

Каркас покрывали оленьими шкурами, обкладывали слоем дерна, камнями и сверху еще раз покрывали шкурами.

 

До XVIII в., а местами и позже, жили в полуподземных каркасных жилищах (нын`лю).

Стены делали из костей, дерева, камня, снаружи обкладывали толстым слоем дерна с камнем.

Длинные кости китовых челюстей либо бревна плавника служили несущими опорами, на которые клали поперечные балки, также из челюстей кита.

На них настилали потолок из китовых ребер или деревянных брусьев.

Потолок покрывали сухой травой, далее слоем дерна и слоем песка.

Пол мостили костями черепа и лопатками кита.

Если в таком жилище жили постоянно, то делали два выхода: летний – на поверхности земли (на зиму заделывали), и зимний – по подземному коридору.

Стены коридора обкладывали позвонками кита.

Отверстие в крыше служило для освещения и проветривания.

Если землянку строили с одним входом, то летом ее покидали, оставляя для просушки, и жили во временном жилье.

 

В XVII-XVIII вв. появились каркасные постройки (мын`тыг`ак), похожие на чукотскую ярангу.

Они были круглыми в основании, внутри разделялись на две части: холодную (натык) и теплый полог (агра).

Освещал и отапливал полог глиняный жирник (наник) в форме продолговатого неглубокого блюда с одним или двумя выступами для фитилей из мха.

Летнее жилище – четырехугольная палатка (пылъюк), по форме напоминающая косоусеченную пирамиду, причем стена со входом была выше противоположной.

Каркас этого жилища строили из бревен и жердей и покрывали моржовыми шкурами.

 

С конца XIX в. появились легкие дощатые дома с двускатной крышей и окнами.

Иглу, зимнее жилище части канадских эскимосов куполообразной формы, сложенное из снежных блоков.

Высота около 2 м, диаметр 3—4 м.

Вход через отверстие в полу, к которому ведёт коридор, прорытый в снегу ниже уровня пола.

Если снег неглубок, вход делают в стене, а перед ним тоже строят коридор из снежных плит.

Большая часть пространства внутри И. занята лежанкой из снега, покрытой шкурами.

Иногда и стены И. покрывают изнутри шкурами.

Свет в И. проникает через толщу стен, иногда через окна из озёрного льда или тюленьих кишок.

Отапливается и освещается И. плошками-жирниками

 

Семья

Большая многопоколенная патриархальная семья.

У эскимосов преобладал патрилинейный счёт родства, патрилокальный брак с отработками за невесту.

Существовали байдарные артели (ан’ям има), состоявшие из хозяина байдары и его ближайших родственников и в прошлом занимавшие одну полуземлянку.

Члены её делили между собой охотничью добычу.

Для эскимосов были характерны неоформленность племенной организации, отсутствие в XIX веке родов (кроме, по-видимому, берингоморских эскимосов).

 

Традиционное хозяйство

На протяжении своей истории эскимосы создали формы культуры, приспособленные к жизни в Арктике: гарпун с поворотным наконечником, охотничья лодка-каяк, жировая лампа для варки пищи, освещения и обогрева жилища и др.

 

Основным видом хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел.

Мясо, внутренности и жир морских животных ели, жиром обогревали и освещали жилище, из костей изготавливали орудия труда, оружие, утварь, остов жилищ, шкуры употребляли на покрышки для жилищ, на пошив одежды и обуви, на обтяжку байдар, каяков и т.п.

 

До середины XIX в. главными орудиями охоты были копье с наконечником стреловидной обоюдоострой формы (пана), поворотный гарпун (унг`ак`) с отделявшимся наконечником из кости: при попадании в цель наконечник поворачивался поперек раны и отделялся от древка.

Чтобы добыча не утонула, к наконечнику тонким ремнем прикреплялся поплавок (ауатах`пак) из целой нерпичьей шкуры – один – при охоте на моржа и три-четыре – при охоте на кита.

Такой гарпун используют и современные китобои.

Сети для ловли тюленей изготавливали из тонко нарезанных пластин китового уса и из ремней лахтачьей шкуры.

Добивали раненого зверя каменным молотком (нак`шун).

 

Женскими орудиями труда были нож (уляк`) и скребок для выделки шкур с каменным или металлическим вкладышем (як`ирак`).

Лезвие ножа имело трапециевидную форму с закругленным режущим краем и деревянную рукоятку.

 

Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками.

Байдара (анъяпик) – легкая, быстроходная и устойчивая на воде.

Деревянный каркас ее обтягивали моржовой шкурой.

Байдары были разных типов – от одноместных до огромных 25-местных парусников.

В больших байдарах совершались дальние переезды и военные походы.

 

Каяк – мужская охотничья лодка длиной 5,5 м для преследования морского зверя.

Каркас ее делали из тонких деревянных или костяных планок и обтягивали моржовой кожей, сверху оставляли люк для охотника.

Весло обычно было двухлопастным.

Водонепроницаемый костюм с капюшоном из нерпичьих шкур (тувилик), наглухо скреплялся с краями люка так, что человек и каяк представляли собой единое целое.

Управлять такой лодкой трудно, поскольку она очень легка и неустойчива на воде.

К концу XIX в. каяками почти не пользовались, в море стали выходить в основном на байдарах.

 

По суше передвигались на дугокопыльных нартах.

Собак запрягали «веером».

С середины XIX в. нарты тянули собаки, запряженные цугом (упряжка восточносибирского типа).

Использовались также короткие бескопыльные сани с полозьями из моржовых клыков (канрак).

 

По снегу ходили на лыжах- «ракетках» (в виде рамы из двух планок со скрепленными концами и поперечными распорками, переплетенными ремнями из нерпичьей кожи и подбитой снизу костяными пластинами), по льду – с помощью специальных шипов из кости, укрепленных на обуви.

Способ охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций.

 

Два сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив: весной на север, осенью – на юг.

Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее – гарпунными пушками.

 

Важнейшим объектом промысла был морж.

Весной его добывали на плавучих льдах или с ледовой кромки длинным копьем или гарпуном, летом – на открытой воде с лодок или на лежбищах копьем.

Тюленей отстреливали с каяков короткими металлическими дротиками и гарпунами, с берега – гарпунами, на льду – подползали к зверю или подстерегали его у отдушины.

На нерпу в начале зимы расставляли подо льдом ставные сети.

 

С конца XIX в. появилось новое промысловое оружие и снаряжение.

Распространилась охота на пушных зверьков.

Добыча моржей и тюленей сменила пришедший в упадок китобойный промысел.

Когда не хватало мяса морских животных, отстреливали из лука диких оленей и горных баранов, птиц, ловили рыбу.

 

Традиционное декоративное искусство — меховая мозаика, вышивка цветными сухожильными нитками по ровдуге, бисером, резьба по моржовому клыку.

 

У Эскимосов сегодня выделяется пять хозяйственно-культурных комплексов:

- охота на крупных морских животных - моржей и китов (Эскимосы Чукотки, острова Святого Лаврентия, побережья северо-запада Аляски, древнее население западной Гренландии);

-  охота на тюленей (северо-западная и восточная Гренландия, острова Канадского Арктического архипелага);

- рыболовство (Эскимосы запада и юго-запада Аляски);

- бродячая охота на оленей-карибу (Эскимосы-карибу, часть Эскимосов севера Аляски);

- сочетание охоты на карибу с морской охотой (большинство Эскимосов Канады, часть Эскимосов севера Аляски).

 

После втягивания Эскимосов в орбиту рыночных отношений значительная часть их перешла к товарной пушной охоте (трапперству), в Гренландии - к товарному рыболовству.

Многие работают на строительстве, железорудных рудниках, нефтепромыслах, в арктических факториях и пр.

У гренландцев и Эскимосов Аляски появились зажиточная прослойка и национальная интеллигенция.

 

Религия и обрядность

Традиционная религия анимистический пантеизм с элементами шаманской обрядности, в целом, по ключевым признакам, близка религии их соседей в Сибири и Америке.

 

Несмотря на то, что основной религиозной системой эскимосов сегодня формально считается христианство, многие эскимосы хранят веру по крайней мере в некоторые элементы своей мифологии.

 

Ниже приводятся примеры эскимосских мифологических персонажей, владеющих властью над какой-нибудь частью эскимосского мира:

- Седна — хозяйка морских животных Седна (Санна в современном иниктикутском произношении) известна под многими именами, в том числе Нерривик, Арнаркагссак и Нулиаюк и т. д.

- Нанук — хозяин белых медведей,

- Теккеицерток — хозяин карибу

 

Анирниит

Эскимосы верят, что все вещи имеют дух или душу (на инуктитуте: анирник — дыхание; мн.ч. анирниит), как и люди.

Эти духи остаются и после смерти — всеобщее верование, присутствующее практически во всех человеческих обществах.

Однако вера в проницаемость духа — основа эскимосской мифологической структуры — имеет некоторые последствия.

 

Согласно эскимосской поговорке «Великая опасность нашего существования в том, что наша пища целиком состоит из душ.»

Из веры, что все вещи — в том числе животные — имеют души, подобные человеческим, следует, что убийство животного слабо отличается от убийства человека.

Поэтому охота не считается убийством.

Зверь сам приходит к человеку в гости, только привести его надо с помощью гарпуна или копья.

После съедения определенную часть животного кидают обратно в море или в тундру, чтоб он восстановился.

 

Мотив воскрешения съеденного животного используется в многочисленных сказках.

Как только анирник мертвого — животного или человека — освобождается, он волен отомстить.

Дух мертвеца может быть умиротворен только соблюдением обычаев, табу, и выполнения правильных ритуалов.

Оскорбить анирник для эскимосов значило рисковать вымереть.

 

Главная роль шамана в эскимосском обществе состояла в том, чтобы видеть духов и общаться с ними, а потом советовать и напоминать людям о ритуалах и табу, которыми можно их умиротворить.

Примерами проявления анирниит являются северное сияние — души умерших детей, играющие на небе в мяч, дождь — слезы душ умерших, переселившихся в верхний мир.

Анирниит рассматривается как часть силлы — неба или воздуха вокруг — и лишь на время приходит оттуда.

Хотя анирник каждого свой собственный, сформированный жизнью и телом, в котором он обитает, он является и частью некоего большего целого.

Это дает возможность занимать энергию или свойства анирника, принимая его имя.

 

Более того, духи одного класса предметов — будь это морские животные, белые медведи, растения — в некотором роде одно и то же, и могут быть призваны посредством некоторого хранителя или хозяина, который в каком-то виде связан с этим классом предметов.

В некоторых случаях именно анирник человека или животного становится фигурой почитания или воздействия на животное посредством некоторых действий, излагаемых в сказках.

В других случаях такой фигурой туурнгак, как описано ниже.

С приходом христианства анирник стал заимствованным словом для души в христианском смысле.

 

Это базисное слово для большого количества других христианских терминов: анирнисиак значит ангел, а бог выражается как анирниалук — великий дух.

 

Туурнгаит

Некоторые духи по природе не привязаны к физическим телам.

Они называются Туурнгаит (ед.ч. туурнгак (тунгак, тугынгак — диалектические различия)) и считаются злобными и чудовищными, ответственными за неудачную охоту и сломанные инструменты.

Они могут также овладеть человеком, как в легенде Атанарюат.

 

Шаманы могут сражаться с ними и изгонять, или не впускать их с помощью ритуалов; также они могут быть пойманы шаманами или порабощены ими, чтоб затем использоваться против свободных туурнгаит.

С христианизацией Туурнгак принял добавочное значение демона в христианской системе веры.

 

Ангакуит

Шаман (иниктитут: ангакук, иногда произносится как ангакок; мн.ч. ангакуит) сообщества эскимосов был не вождем, а скорее целителем и психотерапевтом, с помощью двойника или помощника в виде доброго духа излечивающим раны и дающим советы, возвращающим домой потерявшихся охотников, вызывающий хорошую погоду и т. д., а также призывающим на помощь людям духов, или отгоняющим их.

Его или ее роль заключалась в том, чтобы видеть, толковать и заклинать неуловимое и невидимое.

 

Шаманов никто не обучал — считалось, что они рождены с этой способностью и показывают ее, когда приходит время.

В процессе выполнения своих обязанностей шаманы часто использовали барабанный ритм, песни и пляски.

Функция шамана почти отмерла в христианизированном эскимосском обществе.

Шаман, живущий в каждой эскимосской деревне — посредник, налаживающий контакт мира духов с миром людей.

 

Эскимосы верили в добрых и вредоносных духов.

Злые духи представлялись в виде великанов или карликов, либо других фантастических существ, которые насылали на людей болезни и несчастья.

Для защиты от них носили семейные и индивидуальные амулеты.

 

Добрые духи отождествлялись с животными.

Существовали культы волка, ворона и касатки, которая покровительствовала морской охоте летом, а зимой, превратившись в волка, помогала охотнику в тундре.

 

Из животных особенно почиталась касатка, считавшаяся покровителем морской охоты; она изображалась на байдарах, её деревянное изображение охотники носили на поясе.

Главный персонаж космогонических преданий — Ворон (Кошкли), основные сюжеты сказок связаны с китом.

 

Основные ритуалы были связаны с промысловыми культами: праздник Голов, посвящённый охоте на моржей, праздник Кита (Полъа) и т. д.

Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники.

Особенно известны праздники по случаю добычи кита, которые проводили либо осенью, по окончании сезона охоты – «проводы кита», либо весной – «встреча кита».

Существовали также праздники начала морской охоты, или «спуск байдары на воду» и праздник «моржовых голов», посвященный итогам весенне-летнего промысла.

 

Умерших одевали в новую одежду, связывали ремнями, голову покрывали шкурой оленя, чтобы дух умершего не мог видеть дороги, по которой его несли, и не вернулся.

 С этой же целью покойника выносили через специально проделанное в задней стене яранги отверстие, которое потом тщательно заделывали.

Перед выносом тела совершали трапезу.

Покойника уносили в тундру и оставляли на земле, обложив небольшими камнями.

Одежду и ремни разрезали, вокруг раскладывали предварительно переломанные вещи, принадлежавшие умершему.

На местах ежегодных поминальных обрядов выкладывали из камней кольца диаметром 1-2 м, которые символизировали души умерших родственников, и ставили столбы из китовых челюстей.

 

Эскимосская мифологическая традиция была записана только в последний годы, и часто с одним мифологическим персонажем связано несколько различных историй, или, напротив, одна и та же история использует различные имена в разных ареалах.

Европейцы еще сильнее запутали корпус текстов, исказив эскимосские имена при транскрибировании.

Таким образом, существа в этом списке могут появляться под другими именами, или истории, с ними связанные, могут различаться у разных рассказчиков.

 

А’акулууйюси — великая мать-создатель;

Аглулик — дух, живущий подо льдом и помогающий охотникам и рыболовам;

Адлет Адливун Аипалувик — водное божество, связанное со смертью и разрушением;

Акна Акыча — солярное божество, почитаемое на Аляске;

Алигнак — лунное божество и дух погоды, воды, приливов, затмений и землетрясений;

Амагук — трикстер и дух-волк;

Амарок Ангута Апануугак Арнакуагсак Арнапкапфаалук Асиак — женский (или, реже, мужской) дух погоды, довольно часто вызываемый Ангакоком для хорошей погоды;

Атаксак Атшен Ауланерк Ауманил Ахлут Вентшукумишитеу Игалук Игнирток — Дух света и правды;

Идлирагийенгет — дух океана;

И’ноГо тиед Инуа Исситок Ишигак Кадлу — одна или три сестры, руководящие громом;

Ка-Ха-Си Кеелут — хтонический дух, похожий на безволосую собаку;

Кигатилик — злобный и жестокий демон, известный, главным образом, убийством шаманов; Кикирн Малина Матшишкапеу (мифология инну) Мать карибу;

Нанук Негафук Нерривик Нутаикок Нуялик Пана Пинга Пуккеенегак Седна Силап Инуа Таркуиуп Инуа — лунное божество;

Теккеицерток Торнгасоак Торнарсук — дух царства мертвых и глава духов-охранителей известных как торнат;

Тулугаак является создателем света;

Тупилак Тутега — мудрая старушка-дух, живущая в каменной землянке, умеющая ходить по воде;

Тыгиса Тыкывак Хозяин Карибу (мифология инну) Эйекалдук или Еейеекалдук (Eeyeekalduk) — божество медицины и доброго здоровья.

 

Фольклор

Эскимосский фольклор богат и разнообразен.

Все виды устного творчества подразделяют на унипак – «весть», «новость» и на унипамсюк – рассказы о событиях в прошлом, героические предания, сказки или мифы.

Наиболее широко известен миф о девушке, не желавшей выходить замуж, которую отец в гневе выбросил из лодки и которая, в конце концов, стала владычицей моря и матерью всех морских животных (седна).

 

Среди сказок особое место занимает цикл о вороне Кутхе, демиурге и трикстере, создающем и развивающем мироздание.

Известны сказки о животных, о брачном союзе женщины с животным, о превращениях человека в животное и наоборот.

 

К самым ранним стадиям развития эскимосской арктической культуры относится резьба по кости: скульптурная миниатюра, и художественная гравировка кости.

Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домашнего обихода; изображения зверей и фантастических существ служили амулетами и украшениями.

 

Музыка (айнгананга) – преимущественно вокальная.

Песни подразделяются на «большие» общественные – песни-гимны, которые поют ансамбли и «малые» интимные – «песни души».

Их исполняют сольно, иногда в сопровождении бубна.

Шаманские песни-гимны, исполняются на общественных праздниках, а «песни души» поются от имени духа-помощника, вселившегося в поющего.

Песенные заклинания шаманов считали магическим средством воздействия на людей при лечении или мщении обидчику, они помогали во время охоты.

Песни звучат в мифах, сказках, преданиях и др.

Танцевальная музыка неразрывно связана с поэзией и танцем.

 

Бубен – личная и семейная святыня (иногда используется и шаманами).

Он занимает центральное место в музыке.

Среди других звучащих инструментов – перчатки с костяными пластинами-погремушками, деревянный посох с костяными погремушками, колотушка для ударов по бубну (у шаманских бубнов она более массивная, обшивалась мехом и имела костяные погремушки на ручке), подвески-погремушки из костей на кухлянке (обрядовая принадлежность шамана-предсказателя погоды), ударный или щипковый хордофон.

На нем имитировали мелодии или, заменяя бубен, сопровождали пение.

 

Традиционная одежда

До конца XIX века эскимосы носили глухую одежду — кухлянку, сшитую из птичьих шкурок перьями внутрь.

С развитием обмена с чукчами-оленеводами одежда стала шиться из оленьего меха.

 

Женская одежда — двойной меховой комбинезон (к’алъывагын) такого же покроя, как и у чукчей.

Летней одеждой, как мужской, так и женской, была глухая камлейка, шитая из нерпичьих кишок, позднее — из покупных тканей.

Традиционная обувь — меховые унты (камгык) с кроеной подошвой и часто с косо срезанным голенищем, мужская — до середины голени, женская — до колена; кожаные поршни с носком, выкроенным значительно больше подъёма ноги в виде «пузыря».

Женщины заплетали волосы в две косы, мужчины — выбривали, оставляя кружок или неск. прядей на макушке.

 

Татуировка у мужчин — кружки около углов рта (пережиток обычая носить губную втулку), у женщин — сложные геометрические узоры на лице и руках.

Для защиты от болезней применялась также раскраска лица охрой и графитом. 

 

Национальная кухня

Утварь была достаточно проста.

В сосудах из пузыря морских животных хранили жир, а в деревянных лотках-корытцах подавали мясо.

Для воды использовали ведерки из дерева или сшитые из кожи морских животных и уса кита.

Основной пищей служило сырое, вяленное, замороженное или квашенное мясо морских животных.

Лакомством считалась эластичная кожа кита, которую долго жевали.

Злаки и коренья, морская капуста и сырые моллюски дополняли рацион.

Очень высоко ценилось мясо оленя, получаемое путем натурального обмена от кочевых чукчей. Азиатские эскимосы называли его «сладкой пищей оленеводов».

Заготовкой продуктов, приготовлением пищи, шитьем одежды занимались женщины