Краткое описание коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

При составлении описания использовалась информация из публичных источников, в том числе библиографические источники по этнографии.

Подробности

Энцы

Энцы

(эньчо, могади, сомату, пэ-бай енисейские самоеды)

 

Современные источники

Энцы, коренной малочисленный народ Сибири.

 

Самоназвание

Эньчо, могади.

Тундровые энцы называли себя «сомату».

Лесные энцы — «пэ-бай» (лесные баи), или по названию родов.

 

Этноним

Название «энцы» предложено советским этнографом Г. Н. Прокофьевым в 1930-е годы и образовано им от «эннэчэ», что буквально означает человек.

Усстаревшее: енисейские самоеды.

 

Численность и расселение

Всего: 300 человек.

В том числе в РФ, по переписи 2002 года, 237 человек (по переписи 2010 года 227 человек),

 

Из них :

- Красноярский край, 213 человек (в том числе Таймырский долгано-Ненецкий муниципальный район, 197 человек),

- Вологодская область, 5 человек,

- г. Санкт-Петербург, 4 человека.

Кроме того, в Украине по переписи 2001 года, 26 человек.

 

Живут в основном в в основном в Таймырском Долгано-Ненецком районе, где наибольшее количество энцев (86 человек) в 2002 году проживало в посёлке Потапово, там живут лесные энцы.

Тундровые энцы в основном живут в посёлке Воронцово; население обоих посёлков является многонациональным.

Помимо этого, энцы живут в районе города Дудинка, посёлка Усть-Авам и др.

 

По переписи населения СССР 1926 года энцы насчитывали 376 человек.

 

Этногенез

В этногенезе энцев участвовали как местные северно-сибирские племена, так и продвигавшиеся со среднего Енисея и из бассейна Томи самодийцы, ассимилировавшие местное население.

По языку и культуре близки нганасанам и ненцам.

 

Этно-территориальные группы

Тундровые энцы (хантайские самоеды), платившие ясак в Хантайское зимовье, составляли приблизительно две трети численности народа.

Летом они кочевали в тундрах между Енисеем и рекой Пурой, зимой, откочевывали южнее в лесотундру между рекой Малая Хета и озером Пясино.

Эта группа состояла из нескольких крупных родовых объединений (Сомату, Бай, Муггади или Могади) и имела самоназвание сомату-онэйэннэчэ. Прочие энцы называли их маду (родственники по жене).

 

Лесные энцы (карасинские самоеды) платили ясак в Карасинское зимовье и постоянно кочевали в лесной зоне южнее Дудинки.

В их состав входили родовые группы Муггади, Ючи и ряд семей группы Бай.

 

Этнографическая специфика этих групп в значительной степени утрачена и они рассматриваются в качестве чисто территориальных подразделений.

 

Язык

Язык относится к северной группе самодийской ветви уральских языков.

Энецкий язык делится на два диалекта — северный, тундровый (сомату) и южный, лесной (бай).

Различие между диалектами значительно, взаимопонимание сильно затруднено.

Иногда они даже не относят себя к одной и той же национальности: лесные энцы считают тундровых нганасанами, тундровые лесных — ненцами.

 

Язык агглютинативного типа, с развитым чередованием основ и фузионными явлениями. Грамматически и лексически близок к ненецкому и нганасанскому языкам, что обусловлено их близким родством и контактированием.

Сами названия «ненецкий», «энецкий» и «нганасанский» (nenesa, enesa и nganasa) этимологически тождественны.

 

История

В новгородском памятнике конца XV века энцы впервые упоминаются под названием «монголзеи» — от названия энецкого рода Монгкаси, или Муггади (от этого наименования происходит и название основанного в 1601 году в землях энцев русского острога Мангазея).

 

В XVII веке энцы кочевали в бассейне Таза и Турухана и лесотундре между низовьями Таза и Енисея, но в конце этого века под натиском ненцев с запада и селькупов с юга они отступают на восточный берег нижнего течения Енисея

 

Традиционное жилище

Конструкция каркаса энецко-нганасанского типа чума отличалась от ненецкого.

Каркас энецкого чума опирался на два основных шеста.

Один шест имел два или три отверстия, куда просовывался заостренный конец другого шеста.

Параллельные шесты крепились к другим двум шестам, установленным внутри чума на некотором расстоянии от входа.

 

Покрытия энецкого чума – нюки были меньше ненецких, поэтому их требовалось четыре вместо двух.

Кроме того, особый нюк прикрывал вход.

В задней части чума за очагом хранили деревянные антропоморфные изображения предков, которые при перекочевках возили в особой священной нарте.

В 1930-е гг. в качестве зимнего жилища энцы стали использовать балок или нартенный чум, воспринятый от долган.

 

Семья

Многопоколенная патриархальная с родовым устройством общества.

 

Традиционное хозяйство

Основное традиционное занятие — охота на северного оленя.

Была развита также пушная охота, на Енисее — рыболовство.

Было распространено оленеводство, в основном вьючное, у ненцев было заимствовано также упряжное оленеводство.

 

Энецкие нарты были несколько отличны от ненецких.

В 1930-х годах энцы организованы в оленеводческий и промысловые хозяйства.

Были развиты такие виды декоративно-прикладного искусства, как художественная аппликация по меху и сукну, резьба по кости.

 

Религия и обрядность

Анимистический Пантеизм с элементами шаманской обрядности.

Особое место, по отношению к общесамодийской, занимает и энецкая идеология, которую можно определить, как сочетание традиционной мировоззренческой системы с шаманизмом.

 

Энецкий пантеон демонстрирует, с одной стороны, персонажи высшего уровня соответствующие ненецким (Нга, Тодоте, Дя-Меньюо), более низкий уровень, составляют многочисленные духи-хозяева природных объектов, животных, духи-помошники и покровители, которые часто атрибутировались в антропо-зооморфном виде.

 

Фольклор

Энецкий фольклор включает мифологические и исторические предания, сказки о животных, былички.

 

Среди эпических жанров: дёре – «вести» – рассказы о реальных исторических героях и событиях и сюдобичу – «мифы» – рассказы о мифологических героях и событиях исполняются речитативом на одно- трехтоновые мелодии с устойчивой ритмической структурой.

 

Энецкая музыка представлена лишь фольклорной традицией и генетически родственна музыке ненцев и нганасан.

 

В песенной культуре – две жанровых сферы: барэ – «напев», имеющий характер индивидуальной импровизации, и кунуярэ (тундровые), кинуадэ (лесные) – «песня» – песенно-поэтическое высказывание с традиционной системой символов, иносказательных образов.

 

Шаманские бубны, как музыкальный и ритуальный инструмент – педди (тундровые), фендир (лесные) – относятся к якутскому типу

 

Традиционная одежда

Зимняя мужская одежда — двойная глухая парка с капюшоном, меховые штаны, высокая обувь из оленьих камусов, меховые чулки.

Женская парка, в отличие от мужской, была распашной.

Под ней носили комбинезон без рукавов, шившийся мехом внутрь, с нашитыми медными украшениями: серповидными бляхами на груди, кольцами, цепочками, трубочками — на бёдрах; к нему пришивались также игольник, мешочек для огнива и др. Женская обувь была короче мужской.

Женская зимняя шапка также шилась в два слоя: нижний — мехом внутрь, верхний — мехом наружу.

 

Со второй половины XIX века лесные энцы и с XX века — тундровые восприняли ненецкую одежду.

 

Национальная кухня

Свежее сырое оленье мясо едят обычно после забоя или удачной охоты, обмакивая куски в теплую кровь; зимой его нарубают кусками (рубанина) или стругают ножом (строганина).

Любили мясо зайцев и куропаток.

Летом варят тушки гусей и уток, едят свежую и слегка подсоленную рыбу (чира, муксуна, нельму).

Впрок готовят юколу, рыбную муку-порсу, которой заправляют супы или смешивают с растопленным рыбьим жиром (варка).

Растительной пищей служит дикий лук, коренья и ягоды.

В качестве напитков раньше заваривали листья брусники и древесные наросты, а сейчас наиболее распространен чай.

Из покупной муки, главным образом ржаной, готовят тонкие лепешки, их едят, обмакивая в рыбий жир.

 

Оленье мясо по-энецки

Оленину нарезают длинными полосками и вялят.

После провяливания ее нарезают на мелкие кусочки, смешивают с жиром и просушивают на солнце.

После того как мясо просохнет, его складывают во влагонепроницаемые емкости. Здесь оленье мясо может долго храниться.

Такое мясо можно есть сразу, можно варить.

Хорошо его брать в дальнюю дорогу.

 

Парное мясо с ассорти

Забив оленя, парное мясо едят небольшими кусочками, макая их в кровь.

Дополнительно с мясом подают кусочки печени, сала, хрящей, аорты.

 

Читать электронный журнал Космополитен, Бурда и другие.