Краткое описание коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

При составлении описания использовалась информация из публичных источников, в том числе библиографические источники по этнографии.

Подробности

Чукчи

Чукчи

(луораветлан, чаучу, ԓыгъоравэтԓьэт, оравэтԓьэт, анкальын)

 

Взгляд из прошлого

«Описание всех в Российском государстве, обитающих народов» 1772-1776 гг.:

- У чукчей есть три больших праздника: первый бывает в апреле, когда олени телятся, второй в июле или августе, когда этих животных забивают, чтобы шить из шкур одежду, третий — осенью, когда у олених кончается течка. Корме того чукчи празднуют смену рогов у оленей, время, когда собирают отпавшие рога, начало сезона охоты или рыбной ловли и начало перекочевывания. Если удается убить волка — это тоже для чукчей праздник, во время которого они кричат: «Волк, не злись на нас: это не мы тебя убили — это русаки тебя убили». Если долго стоит плохая погода или метель слишком сильна, чукчи забивают оленя, чтобы умилостивить небеса.

 

"Народы России. Этнографические очерки" (издание журнала "Природа и люди"), 1879-1880:

- Из всех племен северной Азии чукчи в наибольшей чистоте сохранили свою народность. Как все дикие, необразованные народы, чукчи имеют немногие потребности, легко удовлетворяемые произведениями оленьих шкур. Чукчи почитают себя счастливее всех своих соседей, и смотрят на них с сожалением. Легко и хладнокровно переносят они все недостатки и лишения, и не завидуют другим, видя, что за удобства и удовольствие жизни надо отказаться от своей природной независимости.

Чукчи переходят с места на место; но у них гораздо более оседлости, нежели у других кочевых народов. Они собирают запасы, и только скудость пастбищ и недостаток корма оленей могут принудить их переменить жилье. Наклонность чукчей к оседлой жизни проявляется и в бережливости, даже скупости, качествах, совершенно несвойственных кочующим народам. Одежда чукчей, широкая, неуклюжая кухлянка и длинные меховые шаровары, приспособлена к сидячей жизни.

Чукчи разделяются на два отдела: на оседлых или береговых, и на оленных или кочевых. Обе группы живут в согласии и взаимно снабжают друг друга жизненными потребностями. Береговые чукчи доставляют кочующим китовые ребра и китовое мясо, моржевые ремни, жир, а взамен получают оленьи кожи и готовые платья.

 

- Главное занятие береговых жителей составляет ловля тюленей и моржей. Волков ловят чукчи совершенно особенным образом: концы длинного куска китового уса заостряются и связываются ниткою. Образовавшийся таким образом круг обливается водою до тех пор, пока не покрывается весь толстой ледяной корою, не позволяющей ему разогнуться. Потом веревка разрезается и все обмазывается жиром. Такая приманка бросается на снег, и волк, найдя ее, с жадностью глотает; но в желудке его лед тает, китовый ус разгибается и заостренными концами умерщвляет зверя. Гораздо опаснее охота чукчей за белыми медведями. Чукчи отыскивают их среди неприступных льдов Ледовитого моря и убивают копьями.

 

- Многие чукчи крещены, но они остаются язычниками, не понимая собственно духа и смысла христианского учения. Крещеные чукчи исполняют только те христианские обряды, которые не сопряжены с трудом или издержками, и могут принести какую-нибудь пользу. Несмотря на крещение, богатые чукчи имеют по две, по три и более жен, которых они по произволу берут, оставляют и меняют на некоторое время на других. Но судьба чукотских женщин во многих отношениях лучше участи женщин других диких народов. Обычно чукча никогда не разлучается со своею женою, которая легко может заслужить уважение своего мужа и нередко управляет им и всем домом.

 

Э. Гранстрем "Вдоль полярных окраин России", 1898 г.:

- Чукчи, как и все дикие народы, суеверны. В каждой юрте имеется так называемый волшебный барабан, который употребляется при заклинаниях и ворожбе, а также множество амулетов, состоящих из разных деревянных предметов, волчьих или медвежьих черепов, плоских камней. Чукчи убеждены, что талисманы, которые они носят на груди, предохраняют их от болезней. Когда молодой человек идет свататься, он берет с собою волчий череп, который должен помочь ему сделать хороший выбор.

 

- Экипаж чукчей состоит из маленьких легких нарт (саней), с полозьями из китового уса; нарты запрягаются собаками попарно и с собакой-вожаком впереди. Во время своих поездок по снежным полям чукчи часто распевают песни. Пение их очень однообразно и состоит большею частью только в подражании звукам животных.

 

- Молодые девушки забавляются иногда пляскою, которая состоит в том, что две из них становятся друг против друга или же рядом и покачиваются в обе стороны, затем прыгают обеими ногами сразу вперед и поворачиваются кругом. Во время пляски они поют, или, вернее сказать, хрюкают в такт.

 

- Чукчи не лишены чувства изящного, что доказывается рисунками, которые они вырезают на кости. Рисунки эти, конечно, очень грубы и говорят о примитивном состоянии чукотского искусства.

 

Г. Майдель "Путешествие по северо-восточной части Якутской области в 1868-70 г.", 1894 г.:

- Замечательно, как может существовать народ без всяких начальствующих лиц. Это можно объяснить только условиями жизни чукчей, где каждый живет отдельно, сам по себе и на большом расстоянии от своего ближайшего соседа. Такая жизнь дает возможность избегать бесчисленных поводов для споров и недоразумений, столь часто встречающихся у оседлых народов. Тем не менее видим же мы, что и кочующие народы создают себе начальствующих лиц, и даже народы, которые принуждены вести столь же изолированный образ жизни, какой выпал на долю чукчей. 

Объяснение такого странного явления — не в одной изолированности. Чукчам с самого начала не приходилось защищать свою землю от враждебных соседей, да и сами они никогда не совершали завоевательных походов. В обычных случаях для живущего в одиночку номада вполне достаточно власти главы семьи, который существует, конечно, и у чукчей и умеет отлично держать в повиновении своих чад и домочадцев. 

Но как скоро кочевников теснит враг, им необходим начальник. За исключением Чукотской земли, вряд ли существует другой населенный клочок в мире, который не подвергался бы нападениям разбойничьих соседей; только одни чукчи совершенно недоступны в своем естественном укреплении. Для отражения пограничных разбойничьих набегов, исходивших от коряков и оканчивавшихся угоном стад, не было никакой нужды в предводителе, набеги исполнялись и отражались несколькими главами семей.

 

Современные источники

Чукчи, коренной малочисленный народ Сибири и Дальнего Востока.

 

Самоназвание

Оравэтԓьэт (люди, в единственном числе оравэтԓьэн) или ԓыгъоравэтԓьэт (настоящие люди, в единственном числе ԓыгъоравэтԓьэн— в русской передаче луораветлан).

 

Этноним

Своё название, которым их называют русские, якуты и эвены — адаптированное в XVII в. русскими землепроходцами чукотское слово чаучу (богатый оленями), каковым именем чукчи-оленеводы называют себя в противоположность чукчам приморским — собаководам — анкальын (приморские, поморы — от анкы (море).

 

Численность и расселение

Всего: 16 000 человек.

В том числе, в РФ, по переписи 2010 года, 15 908 человек.

 

Из них:

- Чукотский автономный округ, 12 772 человека,

- Камчатский край, 1 469 человек,

- Якутия, 670 человек,

- Магаданская область, 285 человек.

 

Кроме того, Украина, по переписи 2001 года, 30 человек.

Численность Чукчей в населённых пунктах на 2002 год.

Чукотский АО:

- город Анадырь 1209

- село Лорино 1042

- село Нешкан 603

- село Лаврентия 543

- село Уэлен 543

- село Усть-Белая 502

- село Канчалан 482

- село Рыткучи 374

- село Мейныпильгыно 363

- село Конергино 359

- село Инчоун 356

- село Рыркайпий 355

- село Амгуэма 344

- село Энмелен 323

- село Янракыннот 313

- село Хатырка 299

- село Энурмино 294

- село Алькатваам 289

- село Ваеги 289

- село Нунлигран 287

- село Айон 284

- пгт Провидения 255

- село Островное 231

- село Биллингс 222

- село Илирней 207

- село Омолон 201

- село Сиреники 187

- село Ванкарем 160

- город Билибино 152

- село Нутэпэльмен 149

- село Янранай 143

- село Кепервеем 141

- пгт Беринговский 127

- село Снежное 126

- пгт Эгвекинот 104

- город Певек 101

 

Камчатский край:

- село Средние Пахачи 401

- село Ачайваям 360

- село Хаилино 294

 

Республика Саха:

- село Колымское 333

 

Магаданская область:

- город Магадан 130

 

- город Москва 138

 

- город Санкт-Петербург 102

 

Традиционные земли Чукчей разбросаны на огромной территории от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря и Анюя.

 

В 40-х годах 17 века, поселения "пеших" Чукчей - оседлых морских охотников располагались вместе с эскимосскими между мысом Дежнёва и заливом Креста и далее на юге в низовьях Анадыря и реки Канчалан. 

К концу 18 века территория Чукчей простиралась от Омолона, Большого и Малого Анюев на западе до кочевий пенжинских и олюторских коряков на юго-востоке. 

 

Этногенез

Современная этногенетическая схема позволяет оценивать чукчей в качестве аборигенов континентальной Чукотки.

Их предки сформировались здесь на рубеже IV—III тыс. до н. э.

Основу культуры этого населения составила охота за дикими оленями, в достаточно стабильных природно-климатических условиях просуществовавшая здесь до конца XVII — начала ХVIII вв.

 

Этно-территориальные группы

Расширение территории обитания Чукчей сопровождалось окончательным выделением территориальных групп Чукчей: колымской, анюйской, или малоанюйской, чаунской, омолонской, амгуэмской, или амгуэмо-вонкаремской, колючино-мечигменской, онмыленской (внутренние Чукчи), туманской, или вилюнейской, олюторской, берингоморской (морские Чукчи) и др. 

 

Антропология

Тип чукчей — смешанный, в общем монголоидный, но с некоторыми отличиями.

Глаза с косым разрезом встречаются реже, чем с разрезом горизонтальным; ширина скул меньше, чем у эвенков; встречаются индивиды с густой растительностью на лице и с волнистыми, почти курчавыми волосами на голове; цвет лица с бронзовым оттенком; цвет тела лишен желтоватого оттенка.

 

Смешанность типа (азиатско-американского) подтверждается некоторыми преданиями, мифами и различиями в особенностях быта оленных и приморских чукчей: у последних, например, собачья запряжка американского образца.

 

Язык

До самого последнего времени по языку чукчей причисляли к палеоазиатам, то есть к группе окраинных народов Азии, языки которых стоят совершенно особо от всех остальных лингвистических групп Азиатского материка, вытесненных в очень отдалённые времена из середины материка на северо-восточные окраины.

 

Чукотский язык или луораветланский язык (ԓыгъоравэтԓьэн йиԓыйиԓ) — язык чукчей, один из языков чукотско-камчатской семьи.

Чукотский язык распространен на территории Чукотского автономного округа, в северо-восточной части Корякского автономного округа, а также в Нижне-Колымском районе республики Саха (Якутия).

 

В 1920-е чукотский язык был переименован в луораветланский, но этот термин не привился.

 

Диалектная расчленённость чукотского языка незначительна.

Выделяются восточный (уэленский) диалект, положенный в основу письменности, западный (колымский) диалект и группа южных диалектов (юго-восток Чукотки): энмылинский, нунлигранский и хатырский.

Эти последние характеризуются фонетическими и морфологическими особенностями, сближающими их с керекским и корякским языками.

 

По предварительным данным, в рамках каждого диалекта могут быть выделены говоры.

Диалектология чукотского языка изучена слабо; однако можно с уверенностью утверждать, что пользование литературным языком не вызывает затруднения ни у одной из территориальных групп чукчей.

 

У чукчей богатая мифология, имеющая много общего с мифологией американских народов и палеоазиатов.

Один из знатоков языка, В. Богораз, находил его близкородственным не только с языком коряков и ительменов, но и с языком эскимосов.

 

Считается, что якобы до 1930 г. чукчи не имели письменности.

А около этого времени чукотский пастух, по имени Теневиль, живший в Районе верхнего Анадыря, изобрел своеобразную письменность.

 

Однако последние данные свидетельствуют, что у Чукчей задолго до прихода русских уже существовали примеры использования не только пиктографической, но идеографической и иероглифической письменности.

 

Алфавитно- буквенная письменность на чукотском языке существует с 1931 (первоначально на латинской основе, с 1937 года на кириллице).

В основу современного письменного языка был положен восточный (уэленский) диалект.

 

История

С русскими чукчи столкнулись впервые ещё в XVII столетии.

В 1644 году казак Михаил Стадухин, первый доставивший известие о них в Якутск, основал Нижнеколымский острог.

Чукчи, кочевавшие в то время как на восток, так и на запад от Колымы, после кровопролитной борьбы окончательно покинули левый берег Колымы, оттеснив при своем отступлении эскимосское племя мамаллов с побережья Северного Ледовитого океана к Берингову морю.

 

С тех пор в течение более ста пятидесяти лет не прекращались кровавые столкновения между русскими и чукчами, территория которых граничила с российской по реке Колыме на западе и Анадырю на юге, со стороны Приамурского края.

 

В 1770 году после неудачной кампании Шестакова Анадырский острог, служивший центром борьбы русских с чукчами, был уничтожен и команда его переведена в Нижнеколымск.

После чего чукчи стали менее враждебно относиться к русским и постепенно стали вступать с ними в торговые отношения.

 

В 1775 году на речке Ангарке, притоке Большого Анюя, была построена Ангарская крепостца, где, под охраной казаков, происходила ежегодная ярмарка для меновой торговли с чукчами.

 

С 1848 года ярмарка перенесена в Анюйскую крепость (около 250 км от Нижнеколымска, на берегу Малого Анюя).

 

До первой половины XIX века, когда европейские товары доставлялись на территорию чукчей единственным сухопутным путем через Якутск, Анюйская ярмарка имела обороты на сотни тысяч рублей.

На продажу привозились чукчами не только обыденные продукты их собственного добывания (одежда из оленьих мехов, оленьи шкуры, живые олени, тюленьи шкуры, китовый ус, шкуры белых медведей), но и самые дорогие меха (бобров, куниц, черных лисиц, голубых песцов), которые так называемые носовые чукчи выменивали на табак у обитателей берегов Берингова моря и северо-западного побережья Америки.

 

С появлением американских китоловов в водах Берингова пролива и Ледовитого океана, равно как с доставлением товаров на Гижигу судами добровольного флота (в 1880-х гг.), наиболее крупные обороты Анюйской ярмарки прекратились, и к концу XIX века она стала обслуживать лишь потребности местного колымского торга, имея оборотов не свыше 25 тыс. руб.

 

Чукчи, не являлись российскими подданными до 1789 г., но и после того как были ими формально объявлены, сохраняли фактическую независимость до 1920-х гг. 

О их непокоренном и двойственном статусе еще в конце XIX века сообщалось в своде законов Российской империи.

 

В 1930 был образован Чукотский национальный округ, с 1977 - автономный округ.

 

Традиционное жилище

Жилище — яранга — представляет собой большой шатёр неправильно-многоугольной формы, крытый полотнищами из оленьих шкур, мехом наружу.

Устойчивость против напора ветра придаётся камнями, привязываемыми к столбам и покрову шалаша.

Огнище — посреди шалаша и окружено санями с хозяйственными принадлежностями.

Собственно, жилое помещение, где чукча ест, пьет и спит, состоит из небольшой четырехугольной меховой палатки-полога, укрепляемой у задней стенки шатра и наглухо с пола заделываемой.

Температура в этом тесном помещении, нагреваемом животной теплотой ее обитателей и отчасти жировой лампой, такая высокая, что чукчи раздеваются в нем донага.

 

Помещение хорошо прогревается, из-за чего обитатели яранги ходят в ней голыми.

 

Живут они стойбищами в 2-3 дома, которые снимаются по мере истощения оленьего корма.

На лето некоторые спускаются к морю.

 

Несмотря на необходимость перекочевок, жилище их довольно громоздко и удобоперевозимо только благодаря обилию оленей (обоз стойбища доходит до 100 саней).

 

Семья

Основой социальной жизни была большая патриархальная семейная община, объединявшая близких, а у оленных — иногда и отдаленных родственников по отцовской линии.

Во главе ее стоял старейший мужчина.

 

Род чукчей — агнатный, объединяемый общностью огня, единокровностью по мужской линии, общим тотемным знаком, родовой местью и религиозными обрядами.

 

Брак преимущественно эндогамный, индивидуальный, часто полигамический (2-3 жены); среди определённого круга родственников и побратимов допускается, по соглашению, взаимное пользование женами; обычен также левират. 

 

Калыма не существует, но присутствовала «отработки» за невесту. 

 

Целомудрие для девушки не играет роли.

 

Олени, собаки, жилища и байдары были в частной собственности, пастбища и промысловые угодья - в общинной.

 

Основной социальной единицей тундровых Чукчей было стойбище из 3-4 родственных семей; у бедняков стойбища могли объединять семьи, не связанные родством, в стойбищах крупных оленеводов жили их работники с семьями.

Группы по 15-20 стойбищ были связаны взаимопомощью.

 

Приморские Чукчи объединялись по несколько семей в байдарную общину (этвэт йырын), возглавлявшуюся хозяином байдары.

 

У оленных Чукчей существовали патрилинейные родственные группы (варат), связанные общими обычаями (кровная месть, передача ритуального огня, общие знаки на лице во время жертвоприношений и др.).

 

Традиционное хозяйство

Основное занятие тундровых чукчей — кочевое оленеводство, имевшее ярко выраженный мясо-шкурный характер.

Использовали также ездовых оленей в упряжке.

Стада отличались сравнительно крупными размерами, олени были слабо приучены, выпасались без помощи собак.

Зимой стада держали в укрытых от ветра местах, перекочёвывая по несколько раз за зиму, летом мужчины уходили со стадом в тундру, женщины, старики и дети жили в стойбищах по берегам рек или моря.

 

Основное занятие береговых чукчей — охота на морского зверя: зимой и весной — на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита.

На тюленей охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного.

На моржа охотились группами по несколько байдар.

Традиционное охотничье оружие — гарпун с поплавком, копьё, ремённая сеть, со 2-й половины 19 века распространилось огнестрельное оружие, методы охоты упростились.

Иногда стреляли тюленей на большой скорости с нарт.

 

Рыболовство кроме бассейнов Анадыря, Колымы и Чауна было слабо развито.

Рыбу ловили сачком, удой, сетями, летом — с байдар, зимой — в проруби. Лосося заготавливали впрок.

До настоящего времени сохранилась охота на птиц с помощью «бола» — метательного орудия из нескольких верёвок с грузами, которые опутывали летящую птицу.

Раньше при охоте на птиц пользовались также дротиками с метательной дощечкой, петлями-ловушками; гаг били в воде палками.

 

Женщины и дети занимались также сбором съедобных растений.

Традиционные ремёсла — выделка меха, плетение сумок из волокон кипрея и дикой ржи у женщин, обработка кости у мужчин.

 

Развиты художественная резьба и гравировка по кости и моржовому клыку, аппликация из меха и тюленьей кожи, вышивка оленьим волосом.

В 20 веке развилась сюжетная гравировка по кости и моржовому клыку. Центром косторезного искусства стала мастерская в селе Уэлен (создана в 1931).

 

Большинство современных чукчей сохраняют традиционные занятия в рамках оленеводческих и промысловых хозяйств.

Часть занята в животноводстве, звероводстве, тепличном овощеводстве, сфере обслуживания, образования и здравоохранения.

 

В быту чукчей долго оставались следы недавней до русской культуры: костяные лопаты, мотыги, свёрла, костяные и каменные стрелы, наконечники копий и прочее подобное, сложный лук американского типа, пращи из костяшек, панцири из кожи и железных пластинок, каменные молотки, скрёбла, ножи, первобытный снаряд для добывания огня посредством трения, примитивные лампы в виде круглого плоского сосуда из мягкого камня, наполняемого тюленьим жиром, и так далее.

 

 

В XIX веке первобытными сохранились и лёгкие санки, с дугообразными подпорками вместо копыльев, приспособленные только для сидения на них верхом.

В санки запрягаются или пара оленей (у оленных чукчей), или собаки, по американскому образцу (у приморских чукчей).

 

Религия и обрядность

Традиционное мировоззрение сходно как с их сибирскими и дальневосточными соседями, так отчасти, с американскими индейцами и эскимосами.

В его основе анимистический Пантеизм, часто реализуемый в шаманской обрядности.

Персонификация и одухотворение отдельных областей и явлений природы (хозяева леса, воды, огня, солнца, оленей и т. п.), многих животных (медведя, ворона), звёзды, солнце и луну; вера в злых духов, причиняющих все земные бедствия, включая болезни и смерть.

 

Традиционные религиозные представления чукчей выражают амулеты (подвески, повязки, ожерелья в виде ремешков с бусами).

Обрядовое значение имеет и раскрашивание лица кровью убитой жертвы, с изображением наследственно-родового знака — тотема.

 

И у тундровых, и у береговых чукчей знания тесно переплетались с фантастическими представлениями.

Как у большинства северных народов, структура мира у чукчей включала три сферы: земную твердь со всем сущим на ней; небесную вселенную, где живут предки, умершие достойной смертью во время сражения или выбравшие добровольную смерть от руки родственника; подземный мир, куда попадали люди, умершие от болезни, обиталище вредоносных существ кэле.

Система религиозных представлений породила соответствующие культы: у тундровых чукчей культы связаны с оленеводством, у береговых чукчей — с морем.

 

Были и общие для всех чукчей культы: Природы, Вселенной, Рассвета, Полярной звезды, Зенита, созвездия Пэгиттин, культ предков, а также ряд промысловых обрядов.

 

Каждая семья, кроме того, имеет свои семейные святыни: наследственные снаряды для добывания священного огня посредством трения для известных празднеств, по одному на каждого члена семьи (нижняя дощечка снаряда представляет фигуру с головой хозяина огня), далее связки деревянных сучков «отстранителей несчастий», деревяшек-изображений предков и, наконец, семейный бубен, так как камлание с бубном у чукчей не есть достояние одних специалистов-шаманов.

Последние, почувствовав свое призвание, переживают предварительный период своего рода невольного искуса, впадают в глубокую задумчивость, бродят без пищи или спят по целым суткам, пока не получат настоящего вдохновения.

Некоторые умирают от этого кризиса; некоторые получают внушение о перемене своего пола, то есть мужчина должен превратиться в женщину, и наоборот.

Превращенные принимают одежду и образ жизни своего нового пола, даже выходят замуж, женятся и т. д.

 

Покойников либо сжигают, либо обертывают пластами сырого оленьего мяса и покидают в поле, предварительно прорезав покойнику горло и грудь и вытащив наружу часть сердца и печени.

Предварительно покойника обряжают, кормят и гадают над ним, заставляя отвечать на вопросы.

 

Старики часто заблаговременно убивают себя сами или, по их просьбе, убиваются близкими родственниками

 

Фольклор

У чукчей богатое устное народное творчество, которое выражено и в искусстве каменной кости.

Основные жанры фольклора: мифы, сказки, исторические предания, сказания и бытовые рассказы.

Одним из главных персонажей был ворон — Куркыль, культурный герой. Сохранилось много легенд и сказок, как «Хранитель огня», «Любовь», «Когда киты уходят?», «Бог и мальчик». 

 

Существовал целый ряд регулярных праздников (осенний праздник убоя оленей, весенний — рогов, зимнее жертвоприношение звезде Альтаир, родоначальнику чукчей и т. д.) и множество нерегулярных (кормление огня, жертвоприношения после каждой охоты, поминки покойников, обетные служения и т. д.). 

 

Основные праздники чукчей носили сезонный характер и были связаны с хозяйственными циклами.

У оленных чукчей с осенним и зимним забоем оленей, отелом, откочевкой стада на летовку и возвращением оттуда.

 Праздники сопровождались состязаниями в беге, борьбе, стрельбе, подпрыгивании на шкуре моржа, в гонках на оленях и собаках, танцами, игрой на бубнах, пантомимой .

 

Помимо этих «производственных» праздников были и семейные, связанные с рождением ребенка, выражением благодарности по случаю удачного промысла начинающего охотника и т.п.

 

Бубен был не только ритуальным, но и просто музыкальным инструментом, напевы на который передавались из поколения в поколение.

Археологические свидетельства дают основания утверждать, что танцы существовали у предков чукчей ещё в I тысячелетии до нашей эры.

Об этом свидетельствуют петроглифы, обнаруженные за Полярным кругом на Чукотке и исследованные археологом Н. Н. Диковым.

 

Все танцы можно разделить на обрядово-ритуальные, имитационно-подражательные танцы, танцы-инсценировки (пантомимы), игровые и импровизационные (индивидуальные), а также на танцы оленных и береговых чукчей.

Ярким примером обрядо-ритуальных танцев было празднование «Первого убоя оленя»:

 

Также были распространены подражательные танцы, отображающие повадки зверей и птиц: «Журавль», «Журавль высматривает пищу», «Полет журавля», «Журавль осматривается», «Лебедь», «Танец чайки», «Ворон», «Бой быков (оленей)», «Танец уток», «Бой быков во время гона», «Высматривание», «Бег оленя»..

 

Особую роль играли торговые пляски, как вид группового брака, как пишет В. Г. Богораз, они служили с одной стороны новой связью между семьями, с другой укрепляются прежние родственные узы

 

Традиционная одежда

Зимняя одежда чукчей — обычного полярного типа.

Она шьется из меха пыжиков (подросшего осеннего теленка) и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи (нижней мехом к телу и верхней мехом наружу), таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора.

 

Совершенно своеобразна женская одежда, тоже двойная, состоящая из цельно сшитых штанов вместе с низко вырезанным корсажем, стягивающимся в талии, с разрезом на груди и крайне широкими рукавами, благодаря которым чукчанки во время работы легко высвобождают руки.

 

Летней верхней одеждой служат балахоны из оленьей замши или из пестрых покупных материй, а также камлейки из тонкошерстной шкуры оленя с разными обрядовыми нашивками.

 

Костюм грудного ребенка состоит из оленьего мешка с глухими разветвлениями для рук и ног.

Вместо пеленок подкладывается слой мха с оленьей шерстью, впитывающий в себя испражнения, которые ежедневно выбираются через особый клапан, пристегивающийся к отверстию мешка.

 

Большая часть украшений чукчей — подвески, повязки, ожерелья (в виде ремешков с бусами и фигурками и т. п.) — имеют религиозное значение; но есть и настоящие украшения в виде металлических браслетов, сережек и т. п.

Вышивки у оленных чукчей очень грубы.

 

Самый любимый рисунок, по словам г-на Богораза, ряд небольших дырочек, обметанных по краям (английское шитье).

Часто узор состоит из черных и белых квадратиков гладкой оленьей шкуры, вырезанных и сшитых вместе.

Оригинальный узор на колчанах и одеждах чукчей приморских — эскимосского происхождения; от чукчей он перешел ко многим полярным народам Азии.

 

Убор волос различен у мужчин и у женщин.

Последние заплетают две косы по обеим сторонам головы, украшая их бусами и пуговицами, выпуская иногда передние пряди на лоб (замужние женщины).

Мужчины выстригают волосы очень гладко, оставляя спереди широкую бахрому и на темени два пучка волос в виде звериных ушей.

 

Национальная кухня

Пища чукчей — преимущественно мясная, в вареном и сыром виде (мозг, почка, печень, глаза, сухожилья).

Охотно употребляют и дикие коренья, стебли, листья, которые варят вместе с кровью и жиром.

Своеобразное блюдо представляет так называемое моняло — полу переварившийся мох, извлеченный из большого оленьего желудка; из моняла приготовляют различные консервы и свежие блюда.

Полужидкая похлебка из моняла, крови, жира и мелко покрошенного мяса еще очень недавно была самым распространенным видом горячей пищи.