Краткое описание коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

При составлении описания использовалась информация из публичных источников, в том числе библиографические источники по этнографии.

Подробности

Чуванцы

Чуванцы

(этэль, этал (чукотское - "юкагир"), чув‘анцы, марковцы, анадырцы, анадырщики)

 

Современные источники

Чуванцы, коренной малочисленный народ Сибири и Дальнего Востока.

 

Самоназвание

Называя себя марковцами, анадырцами, анадырщиками.

 

Этноним

Этноним происходит от юкагирского «чаунджи» (приморские, береговые жители).

В 1920-е годы марковцев стали именовать «камчадалами», и этноним «Чуванцы» применялся лишь к кочевым Чуванцам.

 

Численность и расселение

Всего: 1 300 человек.

В том числе, в РФ, по переписи 2010 года 1 002 человека (по переписи 2002 года, 1 087 человек).

В том числе:

- Чукотский автономный округ, 897 человек,

- Магаданская область, 57 человек.

 

Кроме того, в Украине, по переписи 2002 года, 226 человек.

Численность чуванцев в населённых пунктах (2002 г.):

Живут в основном в Чукотском АО:

село Марково 255

город Анадырь 211

село Чуванское 135

село Снежное 111

 

Были расселены в районе Шелагского мыса, в бассейне нижнего и среднего течения реки Палаваам, в верховьях рек Амгуэма, Чаун, Большой и Малый Анюй.

 

К началу 18 века Чуванцы насчитывали около 520 взрослых мужчин, однако позже они смешивались с ходынцами.

Ориентировочная численность взрослых мужчин в 1750 году — 600 человек.

 

По переписи 1897, было 275 человек и 177 «бродячих» Чуванцев.

Из них в Анадырской округе Приморской области — 262 оседлых Чуванца и 144 кочевых, в Гижигинской округе — 15 человек, в Колымской округе Якутии — 32 человека.

По переписи 1926-27, Чуванцы насчитывали 707 человек, из которых оседлые составляли 55%.

До 1989 Чуванцы не учитывались переписями, их относили к русским и чукчам.

 

Этногенез

Предположительными предками стал один из Юкагирских родов, вероятно подвергшийся ассимиляции со стороны кочевых и оседлых групп соседних народов, в том числе, видимо и первых русских переселенцев.

В конце XIX века власти царской России предполагали, что они, потомки вольных казаков, якобы появившихся в этих местах в XVIII веке.

 

Территориально-этнографические группы

К началу 19 века сформировались две этнографические группы Чуванцев:

- оседлые Чуванцы (марковцы, анадырцы), расселённые в районе села Марково и небольших заимках по реке Анадырь, в значительной степени обрусевшие,

- и кочевые, оленные Чуванцы, расселённые в верховьях Анадыря, близкие по культуре к оленным чукчам и корякам.

 

Гижигинские Чуванцы испытали сильнейшее культурное и языковое влияние коряков.

 

Несмотря на это, Чуванцы в целом сохранили устойчивое самосознание.

 

Антропология

Антропологи относят их к потомкам коренного населения, близкого юкагирам по языку, которое было впоследствии ассимилировано чукчами, перейдя на чукотский язык, затем переняло русские обычаи строительства изб и русский язык.

 

Язык

Язык, предположительно близкий к юкагирскому, утрачен.

В прошлом говорили на чуванском языке, входящем в юкагирскую семью, ныне — на чукотском языке (кочевые чуванцы) и «марковском» диалекте русского языка (оседлые чуванцы).

 

История

В русских источниках Чуванцы упоминаются с середины 17 века как один из юкагирских родов.

С обращением в 17-18 веках Чуванцев в христианство процесс сближения с русскими усилился.

В 1740-50-х годах чуванские и юкагирские стойбища подвергались набегам чукчей.

В этот период большая группа Чуванцев переселилась в Анадырский острог, с упразднением его в 1770 — в Гижигу.

С уменьшением в конце 18 века числа военных столкновений между чукчами и русскими группы Чуванцев вновь начали переселяться на Анадырь.

В конце 19 века Чуванцы составляли одно из пяти «обществ» Анадырской округи.

 

Традиционное жилище

Жили в общих с русскими старожилами и юкагирами селениях, в срубных домах, обычно с плоской крышей без потолка, земляным полом и чувалом (очаг из жердей, обмазанный глиной).

В некоторых хозяйствах были бани.

 

В июне, в ожидании хода красной рыбы (кета, горбуша) всей семьёй перекочёвывали на летники, расположенные вблизи рыбных тоней.

 

Кочевые Чуванцы жили в ярангах, переносных конических чумах и конических жилищах с остовом из жердей, крытых корой и дёрном

 

Семья

Многопоколенная патриархальная.

Делились на патрилинейные роды, возглавлявшийся «князьцами», или «тойонами».

 

Традиционное хозяйство

Занимались кочевым оленеводством, охотой на диких оленей и рыболовством.

Ещё до прихода русских занимались посреднической деятельностью в меновой торговле чукчей с населением Охотского побережья.

 

В 19 веке для оседлых Чуванцев-марковцев был характерен юкагирский тип хозяйства, включавший рыболовство, охоту на дикого оленя на переправах, разведение ездовых собак.

 

Осенью охотились на диких оленей на плавях.

На охоту выезжали на долблёных лодках-каяках, охотились с помощью «поколюг» — специальных пик.

Занимались также пушной охотой.

 

Кочевые Чуванцы занимались крупнотабунным оленеводством.

 

Религия и обрядность

Верующие — православные.

Духовная культура и социальные отношения оседлых чуванцев испытали значительное русское влияние.

Отмечались церковные праздники, в домах имелись иконы и церковные книги.

Свадьбы справлялись по русскому обычаю.

Умерших хоронили по православным нормам, но в гроб мужчине клали табак, женщине — орудия для рукоделия.

 

Кочевые чуванцы в основном сохраняют традиционные верования, в том числе анимистический Пантеизм с шаманской обрядностью, православием затронуты мало.

 

Отмечали сезонные праздники, связанные с оленеводческим хозяйственным циклом, сопровождаемые забоем оленей, жертвоприношениями и пр.

Были распространены антропоморфные и зооморфные фигурки из дерева, кожи, кости, камни для гадания, аналогичные корякским аняпелям.

 

Фольклор

И у оседлых, и у кочевых чуванцев был широко распространён охотничий фольклор, где совмещались действительные и фантастические сюжеты.

У современных марковцев сохраняются старинные русские былины, песни, сказки.

Заимствованием у русских является и драматическая игра «Лодка», воспринятая чуванцами от камчатских казаков в XIX веке и бытовавшая до недавнего времени в поселке Марково.

 

Традиционная одежда

Зимой чуванцы носили меховую одежду чукотского типа — двойную меховую кухлянку и двойные штаны, летом — камлейку — глухую одежду с капюшоном, того же покроя, что и кухлянка, но из ровдуги или ткани. Обувь изготовляли из нерпичьей кожи, камусов, ровдуги.

Марковцы использовали русскую одежду.

 

Национальная кухня

Оседлые чуванцы питались главным образом рыбой и оленьим мясом с приправой из кореньев — продуктов собирательства.

Рыбу солили, квасили в ямах, заготавливали юколу.

По праздникам пекли хлеб, пироги.

 

Из напитков изготовляли брагу, в больших количествах пили чай.

Пища кочевых чуванцев состояла в основном из мяса оленя.

В качестве возбуждающего и опьяняющего средства чуванцы, подобно чукчам и корякам, использовали мухомор.

 

Читать электронный журнал Космополитен, Бурда и другие.