Краткое описание коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

При составлении описания использовалась информация из публичных источников, в том числе библиографические источники по этнографии.

Подробности

Чулымцы

Чулымцы

(июс кижилер, пестын кижилер, чулым, татар, татарлар; томские карагасы, чулымские люди, чулымские татары, чулымские тюрки, чулымские хакасы)

 

Современные источники

Чулымцы, коренной малочисленный народ Смибири.

 

Самоназвание

Июс кижилер (чулымские люди), пестын кижилер (наши люди), чулым (от реки Чулым (приток Оби), на которой, в её среднем и нижнем течении они проживают).

 

Этноним

От самоназвания «чулым».

Устаревшие названия: томские карагасы, чулымские люди, чулымские татары, чулымские тюрки, чулымские хакасы

 

Численность и расселение

Всего: 355 человек.

В РФ по переписи 2010 года, 355 человек.

В том числе:

- Томская область, 204 человека,

- Красноярский край, 145 человек.

 

Численность чулымцев в начале XVIII века составляла 1520 человек (без учета уклонившихся от переписи).

В начале XIX века (1816 г.) — 3900 человек

В конце XIX века — 4825 человек.

В советский период чулымцы были отнесены к хакасам.

Численность в РФ по переписи 1996 года, 688 человек.

В 2002 году численность чулымцев в России составляла 656 человек.

 

Большая часть чулымцев живёт сейчас в бассейне реки Чулым и его притоков Яи и Кии.

В Тегульдетском районе Томской области и в Тюхтетском районе Красноярского края, в основном в сёлах Пасечное и Чиндат.

 

Этногенез

Чулымцы вероятно сложились в XVI—XVII веках, как результат смешения тюркских групп (переместившихся на восток в том числе после падения Сибирского ханства), частично телеутов и енисейских кыргызов с мелкими группами селькупов и кетов.

 

Краниологические данные указывают на связи с тюркоязычным населением Южной Сибири (особенно с кызыльцами), а также с нарымскими селькупами и томскими татарами.

Выявляются самодийский (в основном селькупский) и кетский субстраты, а также монгольские элементы.

Тюрки проникают на Чулым начиная со второй половины 2-го тысячелетия нашей эры преимущественно из Южной Сибири.

Выявляются теле-уйгурский, киданьский, сибирско-татарский, телеутский, енисейско-киргизский, обско-татарские (темерчинский и др.) и другие компоненты.

После вхождения Сибири в состав России в XVI—XVIII веках небольшая часть чулымцев была ассимилирована русскими, а также кызыльцами, обскими и томскими татарами.

 

Территориально-этнические группы

Среднечулымские, или мелесские, и нижнечулымские тюрки (в прошлом состояли из байгулинско-каргачинской, аргунской, кизылдеевской, ячинской, корюковской и курчиковой групп).

 

Язык

Говорят на чулымско-тюркском языке тюркской группы алтайской семьи.

Самостоятельном языке смешанного типа с преобладающими уйгурскими и кыпчакскими чертами.

Диалекты: нижнечулымский (говоры: кецик, кюэрик, ячинский, чибинский и ежинский) и среднечулымский (говоры: тутальский и мелетский).

Различия, между которыми подробно описаны и проанализированы в работах Р.М. Бирюкович.

 

Т.н. «кюэрикское наречие», описанное в середине XIX в. В.В. Радловым, сейчас не существует.

 

Значительная часть тюркских этнических групп, чей язык мог бы быть включен на правах говоров или диалектов в чулымский язык, в частности, ячинцы, кумыши, шуйцы и камлары Кузнецкого уезда Томской губернии, в большинстве своем обрусели уже в XIX веке: лингвистические исследования у людей, говоривших на своем языке вплоть до начала 1980-х гг. лингвистами не проводились.

 

Лингвистическая характеристика языка

Система вокализма представлена восемью краткими и семью (шестью – в ср.-чул.) долгими гласными фонемами.

Гармония гласных представлена в двух типах: небного сингармонизма и губной гармонии. 14 согласных фонем.

Выделяются следующие части речи: существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, наречия, послелоги, частицы.

В именах отсутствует категория рода и класса.

Категория числа представлена формой без показателя и с показателем –лар.

Семь падежей: основной, родительный, винительный, дательно-направительный, орудно-совместный, исходный и местный.

 

Одна из доминант имени – категория принадлежности – может выражаться морфологически, морфолого-синтаксически и синтаксически.

Как и во всех тюркских языках, известны пять залогов: основной, взаимно-совместный, возвратный, страдательный, понудительный.

Временные значения выражаются несколькими формами в настоящем, прошедшем и в будущем времени.

 

Язык относится к номинативному типу языков.

В отличие от других тюркских языков, характерно отсутствие фиксированной модели расположения не только второстепенных, но и главных членов предложения.

Средств связи между предложениями (для выражения как сочинительных, так и подчинительных синтаксических отношений) не существует, что является одним из свидетельств сохранения чулымско-тюркским языком реликтового состояния синтаксической структуры сложного предложения.

 

Традиционное жилище

Традиционные поселения — улусы, были зимними и летними.

В летних поселениях занимались земледелием, выпасом скота, рыболовством, в зимних — охотой.

К XIX — началу XX вв. они были вытеснены постоянными поселениями, деревням и сёлам; часто селились вместе с русскими.

В отдельных местах поселения назывались юртами.

 

Традиционные жилища — землянки (одыг), срубные полуземлянки (кыштаг) с крышей полупирамидальной формы, срубные юрты прямоугольной и многоугольной формы с конусообразной крышей из досок или бересты, временные жилища — чумы из жердей, крытые берестой, войлоком или рогожей.

С XVIII века основным типом жилища становится русская изба, в XIX веке — пятистенные и крестовые срубные дома.

В интерьере жилищ в каждой группе чулымцев были свои особенности, характерны чувалы (чуал) с открытыми очагами, глиняные низкие печи (кемега) для приготовления пищи, нары или лавки, сундуки, полки с образами и домашней утварью.

Основные хозяйственные постройки — амбары (клат), хлевы (оран), сараи, бани, крытая часть двора или загороди для скота.

 

Семья

Родовая община (суок) в XVIII - XX веке сменилась территориально-соседской общиной (йон).

Патриархальная семья в XIX веке была вытеснена малой моногамной.

До середины XX вв. сохранялась патронимия, в некоторых селениях патриархальные семьи.

Современная семья состоит из двух-трёх поколений.

 

Традиционное хозяйство

Поселения чулымцев располагаются около рек, стариц и озёр, что связано с одним из основных занятий — рыболовством.

Зимой переселялись на охотничьи стойбища.

Охота к началу XX века приобрела в основном товарное пушное направление.

 

Подсобную роль играли собирательство съедобных и лекарственных растений, промысел кедрового ореха, заготовка талового лыка, черёмуховой сарги, бересты, крапивы и конопли (для получения волокна для пряжи), ягод.

Имеются сведения о примитивном ручном земледелии до прихода русских. Позднее здесь распространилось плужное земледелие.

 

До появления русских выращивали в основном ячмень и просо, позднее под влиянием русских распространились рожь, овёс и пшеница.

Скотоводство было развито слабо.

Домашние ремёсла — ткачество, изготовление верёвок, сетей, посуды (берестяной, деревянной и плетённой из прутьев или коры), лодок, лыж, нарт, кожевенное дело, плотницкие работы и т. д.

 

Передвигались верхом на лошадях, на запряжённых лошадьми телегах и санях, волокушах (салатца), ручных прямокопыльных нартах (шанак, чанак), иногда с подпряжением одной или двух собак, долблёных, дощатых и берестяных лодках (кеме, каюк), плотах, лыжах — подшитых мехом (шана, сана, мэгнэ), и голицах (кана, каначак, тыгаргэ).

Традиционные средства передвижения частично сохраняются в настоящее время.

Сохранились традиционный фольклор, орнаментальное искусство на изделиях из дерева, бересты, тканей и кожи, близкое к искусству северных алтайцев, хакасов, шорцев.

У русских заимствовали способы украшения наличников окон и карнизов домов и многие орнаментальные мотивы.

 

Религия и обрядность

Традиционная религия Анимистический Пантеизм.

В православие чулымцы формально обращены в XVII — XVIII вв.

До середины XX в. сохранялись традиционные верования, культ предков.

Шаманскими атрибутами были белый головной платок, ожерелье из белых бус, сапоги, погремушка, ложка для кормления духов и др.

 

Было распространено поклонение изображениям духов — родовых, семейных и личных покровителей (у женщин чаще всего — в виде птицы, у мужчин — в виде заячьей шкурки), хозяев природы, жилищ и т. д.; культ предков; тотемов; священных деревьев и др.

 

Изображения духов хранили в амбарах.

 

Наряду с именами, данными при крещении, детям давали свои имена.

Дохристианские элементы сохранялись и в погребальном обряде — с покойником укладывали в могилу (или на могилу) его вещи (трубку, огниво, охотничьи принадлежности, кисет и др.), устраивали тризну около могилы, разводили огонь и прыгали через него.

 

Традиционная одежда

Одежда состояла из рубахи и штанов.

Женские рубахи шились из холста, праздничные платья туникообразного покроя — из ситца или шёлка, часто были оторочены мехом.

Штаны первоначально были из налимьих шкурок, позднее — холщовые.

И женщины, и мужчины носили камзолы, отороченные мехом.

Зимой женщины носили беличьи или лисьи шубы (тон), покрытые шёлком. На голову надевали белые или алые колпаки, покрывала (тастар), полусферические шапки из красного бархата, опушённые лисьим мехом, с длинными красными шёлковыми кистями, пришитыми к верху, зимние меховые шапки.

 

В летнее время чаще ходили босиком, носили поршни (короткая овальнозагнутая спереди и сзади обувь), чирки (невысокая обувь с отдельно выкроенной мягкой подошвой и голяшкой), сапоги (в прошлом из налимьих шкур, позднее из кожи) с косо срезанным верхом голенища, кожаные башмаки. Женщины заплетали несколько кос, носили подвески, в том числе из монет, серьги, бусы, браслеты, кольца, перстни.

 

Мужчины носили рубахи, шерстяные и дабовые (из китайской хлопчатобумажной ткани, обычно синего цвета) кафтаны (тар, шобур) со стоячим воротником, опушённым мехом росомахи или выдры, халаты из русских и среднеазиатских хлопчатобумажных тканей и китайской дабы, суконные штаны.

Зимой — тулупы, шубы, дохи из козьих и оленьих (лосиных) шкур, опушённые мехом шапки, шапки типа ушанок, поршни, обувь из тальниковых прутьев, мягкие унты из козлиной кожи, сапоги с косо срезанным верхом голенища, охотничьи сапоги-бродни, сапоги русского покроя.

В XVIII—XIX веках национальная одежда вытесняется русской.

 

Национальная кухня

Основу традиционной пищи составляли рыба, дичь и дикие растения, с XIX века распространяются хлеб и другие мучные и молочные продукты, мясо домашних животных (особенно конина), потребляли грибы и свинину.

Рыбу вялили, сушили и коптили.

До конца XIX века заквашивали на зиму в яме высушенные ячмень, сарану и другие растения.

Многие молочные блюда (творог, сыр и др.), супы (щи, борщи и др.), напитки (квас, брага, пиво, вино).

Из национальных блюд сохранились уха, бурак-порса (толчёная вяленая или сушёная рыба), каша из курмача (очищенного и сушёного ячменя), талкан (болтушка из молотых зёрен или муки).