Краткое описание коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

При составлении описания использовалась информация из публичных источников, в том числе библиографические источники по этнографии.

Подробности

Шорцы

Шорцы

(шорск. шор-кижи, татар-кижи, тадар-кижи, татар, тадар,, кузнецкие татары, кондомские и мрасские татары, абинцы)

 

Современные источники

Шорцы, коренной малочисленный народ Сибири.

 

Самоназвание

Сами себя они называли по именам родов (Карга, Кый, Кобый и др.), волостей и управ (Таяш-Чоны - Таяшская волость) или рек (Мрас-кижи - мрасские люди, Кондум-чоны - кондомский народ), за пределами территории проживания - аба-кижи (аба - род, кижи - люди), чыш-кижи (люди тайги).

 

До 1926 года общим самоназванием всех родовых групп шорцев (абинцев, шорцев, каларцев, каргинцев и других) было тадар-кижи (человек-татарин).

 

Современными самоназваниями являются как тадар-кижи, так и шор-кижи.

 

Этноним

В 17-18 веках русские называли Шорцев "кузнецкими татарами ", "кондомскими и мрасскими татарами", абинцами.

 

Алтайцы и хакасы называли их по имени рода Шор.

 

Название тюркоязычного населения Южного Кузбасса «шорцы» было официально в 20 веке закреплено властями с учётом высказываний академика В. Радлова об этнокультурном единстве так называемых мрасских и кондомских татар.

 

Численность и расселение

Всего: 13 000 ячеловек.

В тои числе, в РФ, по переписи 2010 года, 12 888 человек.

Из них:

- в Кемеровской области, 10 672 человека,

- Хакасия, 1 150 человек,

- Красноярский край, 201 человек,

- Алтайский край, 165 человек,

- Республика Алтай,  87 человек.

 

Живут в юго-восточном углу Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах), а также в некоторых смежных районах Хакасии и Республики Алтай, Красноярского и Алтайского краёв.

 

Численность шорцев в населённых пунктах (2002 г.):

Кемеровская область:

- город Таштагол 1528

- город Междуреченск 1523

- город Новокузнецк 1508

- город Мыски 1495

- пгт Шерегеш 1109

- посёлок Ключевой 232

- посёлок Усть-Кабырза 231

- посёлок Ортон 196

- посёлок Чувашка 164

- город Осинники 150

- пгт Спасск 133

- посёлок Бородино 130

- посёлок Малиновка 128

- город Кемерово 115

- посёлок Усть-Анзас 115

 

Республика Хакасия:

- город Абакан 263

- село Балыкса 160

- пгт Бискамжа 121

 

Территориально-этнографические группы

Делятся на две этнографические группы: южную, или горнотаёжную (в начале XX в. область проживания южных шорцев получила название «Горная Шория»), и северную, или лесостепную (так наз. «абинцы»).

 

Этногенез

Шорский этнос сформировался в VI-IX вв., в ходе смешения местных кетоязычных и пришлых тюркоязычных племён.

По языку шорцам наиболее близки чулымцы и алтайцы, по культуре — алтайцы и хакасы.

 

Антропология

По антропологической классификации шорцев принято относить к уральскому типу большой монголоидной расы; в то же время по ряду морфологических и краниологических признаков шорцы выходят за рамки как уральского, так и южносибирского антропологических типов.

 

Язык

Шорский язык относится к хакасской подгруппе северо-восточной группы тюркских языков. Имеет два диалекта: мрасский, или «зекающий», легший в основу литературного языка (функционировал в 20-30-х гг.), и кондомский «й-диалект», распадающиеся, в свою очередь, на ряд говоров. Мрасский диалект принадлежит к хакасским, а кондомский к северноалтайским диалектам

Распространён в Кемеровской области России, (Таштагольский район, Мыски, Междуреченск) главным образом в северных предгорьях Алтая, в Кузнецком Алатау, вдоль реки Томь и её притоков, на границе с Хакасией и Республикой Алтай.

Число говорящих на шорском языке — свыше 6 тыс. чел. (2002, перепись).

В до русский период знали Китайское, Орхонское, Древнетюркское и старо-монгольское письмо.

 

История

В 6-9 веках Шорцы входили в состав Тюркского, Уйгурского и Енисейского каганатов и были тюркизированы, частично смешавшись с древне-алтайскими, уйгурскими, енисейско-киргизскими и монгольскими племенами.

В 15-17 веках входили в Ойратское Ханство.

 

В 17-18 веках с Шорцами слились пришедшие с Севера (Иртыш, Барабинская и Кулундинская степи) кочевники-скотоводы телеуты.

 

Первые русские письменные свидетельства о (степных) шорцах («кузнецких татарах») относятся к началу XVII в., к периоду освоения русскими верховьев реки Томи.

В середине ХIХ в. часть шорцев переселилась в Хакасию; впоследствии большинство этих переселенцев перешли на хакасский язык, — поэтому сегодня их потомки к шорцам обычно не относятся.

С середины 1920-х гг. важную роль в формировании единого шорского самосознания сыграло всеобщее распространение грамотности в связи с созданием шорского литературного языка на основе мрасского диалекта (функционировал в 20-30-х гг.).

 

В 1925 был образован Горно-Шорский национальный район с центром в селе Мыски, потом - селе Кузедеево, упразднённый в 1939.

 

Тем не менее, в 1940-х гг. начался продолжающийся по сей день процесс ослабления этнической специфики и ассимиляции шорского этноса.

В 1-ой половине ХХ в. значительно изменилась обстановка в Северной Шории, где тогда началась интенсивная разработка угольных месторождений и возникла целая система крупных городов, так наз. рабочих поселков и поселений ссыльных и заключенных со смешанным этническим составом.

После решения Кемеровского облисполкома от 20 июня 1960 г. «О ликвидации колхозов Горной Шории, как нерентабельных» началась массовая миграция шорцев в города и крупные поселки Кемеровской области, в итоге чего сейчас там проживает около 74% всех шорцев.

 

Традиционное жилище

Небольшие селения шорцев — улусы на севере и аилы на юге — часто переносились на новое место — по случаю смены пашни, смерти кого-либо из родичей и т. п.

Состояли из нескольких низких четырёхугольных срубных домов (юрт) с берестяной крышей.

Они отапливались глинобитным очагом (кебеге) типа чувала.

В XIX веке распространились избы, особенно на севере, у бедняков — срубные полуземлянки.

 

Временным жилищем (на пашне — для земледельческих работ, в тайге — во время охоты и заготовки орехов) были одаг — коническая постройка из брёвен и жердей, крытая берестой, — летом и агыс — каркасное жилище в форме усечённой пирамиды из брёвен, досок, жердей, крытое ветвями или берестой, с очагом в центре — зимой.

 

Бедняки жили в таких строениях постоянно, утепляя их берестой и землёй.

Были распространены срубные свайные амбары (тастак, анмар).

Современные шорцы живут в срубных домах, сохраняются амбары, охотничьи жилища, юрты используются как летние кухни.

 

Семья

Большая патриархальная многопоколенная семья.

Шорцев жили родами.

Отцовский род у шорцев управлялся на демократических началах.

Границы административных единиц (волостей) совпадали с границами расселения отцовских родов (сo;ок), они управлялись выборными родовыми старейшинами (паштык).

 

Члены рода называли себя карындаш ("единоутробный").

За родами были закреплены охотничьи и земледельческие угодья, в 19 веке они перешли в пользование больших семей (тoль).

Внутри рода раскладывались ясак и подати.

Родовое собрание считалось высшим органом рода.

Оно решало все важнейшие общие дела: выборы паштыка, раскладку албана, а затем ясака, принятие христианства.

 

На общих собраниях происходили и судебные разбирательства, например, судили воров.

Во время суда народ выбирал 6 человек, чаще умных стариков, которые вместе с паштыком судили.

О своем решении спрашивали народ “чарар ба” (согласны ли).

Если большинство говорило “чарар”(согласны), то достигалось соглашение было достигнуто, если нет, то дело разбиралось снова.

Решение, которое принималось на собрании, подлежало обязательному выполнению

 

Традиционное хозяйство

До XIX века одним из основных занятий шорцев были выплавка и ковка железа, особенно развитая на севере.

Они платили дань железными изделиями тюркским каганам, обменивали их у кочевников на скот, войлок, с XVIII века сбывали железные изделия русским купцам.

 

Русские называли их «кузнецкими людьми», их землю — «Кузнецкая земля».

К концу XVIII века, с ослаблением связей с кочевниками и усилением контактов с русскими, изделия шорского кузнечества не выдерживали конкуренции с привозными русскими изделиями, и кузнечество постепенно стало исчезать, основным занятием стала охота.

 

Первоначально преобладала загонная охота на крупного копытного зверя (олень, лось, марал, косуля), позднее — пушной промысел (белка, соболь, лисица, колонок, выдра, горностай, рысь) — до XIX века с луком, затем с ружьями, полученными от русских купцов.

Охотой занимались от 75 до 90% хозяйств шорцев (1900).

 

Промышляли зверя в пределах родовой охотничьей территории артелями по 4—7 человек (первоначально — из родственников, потом — из соседей).

Основным источником питания служило рыболовство.

В низовьях рек оно было основным занятием.

 

Дополнительным занятием было собирательство.

Весной женщины собирали клубни, корни, луковицы и стебли сараны, кандыка, дикого лука, черемши, пиона, борщевика.

Корни и клубни выкапывали корнекопалкой-озуп, состоявшей из изогнутого черенка длиной 60 см с поперечной перекладиной-педалью для ноги и железным лезвием-лопаткой на конце.

Собирали много орехов и ягод, в XIX веке — на продажу.

За кедровыми орехами отправлялись семьями и артелями, живя в тайге по нескольку недель.

 

В лесу строили временные укрытия, из дерева и бересты делали орудия и приспособления для сбора орехов — колотушки (токпак), тёрки (паспак), сита (элек), веялки (аргаш), лукошки.

Издавна было известно бортничество, у русских заимствовано пчеловодство.

 

До прихода русских на южных пологих склонах было распространено подсечно-огневое мотыжное земледелие.

Для этого семья поселялась во временном жилище на пашне на несколько недель.

Землю взрыхляли мотыгой (абыл), боронили суком.

Сеяли ячмень, пшеницу, коноплю.

Возвращались на пашню осенью для уборки урожая.

Зерно молотили палкой, хранили в берестяных чанах на сваях, мололи на ручных каменных мельницах.

 

На севере в степных и горных районах распространились пашенное земледелие и земледельческие орудия: соха, иногда плуг, борона, серп, водяная мельница.

Засевали значительные площади, главным образом пшеницей.

 

Существовало стойловое разведение лошадей, а также упряжь, телеги, сани.

Женщины ткали на примитивных станках из конопли и крапивы, выделывали кожи, изготавливали утварь из дерева и бересты; мужчины были заняты промыслами, обработкой дерева, рога, кожи.

 

Были развиты художественная резьба и выжигание по кости (на табакерках, черенках ножей, пороховницах и др.), вышивка.

По Томи и в низовьях Мрас-Су было известно изготовление лепной керамики.

 

Религия и обрядность

Традиционные культы - анимистический Пантеизм с шаманской обрядностью.

Промысловые, родовые, культы духов-хозяев гор (таг-ээзи) и рек (су-ээзи).

Духам-хозяевам приносили в жертву лошадей.

Определённые обряды были связаны с охотой на медведя.

 

Шаманство Шорцев имело родовой характер: шаманы наследовали свой дар и духов-покровителей в рамках рода.

Атрибутами шамана были бубен и колотушка.

 

Задолго до прихода русских знали Манихейство, Христианство, Ислам, Тенгрианство, Буддизм.

 

Согласно традиционному мировоззрению шорцев, всё мироздание разделено на три сферы, — на «землю Ульгена» (Ульген чер), нашу землю и «землю злых духов», или подземный мир.

Во владениях Ульгена имеется 9 небес; на седьмом небе находятся луна и звезды, на восьмом – солнце, а на девятом живет сам Ульген – доброе верховное божество.

Наш мир и человека сотворили, по представлению древних шорцев, Ульген вместе со своим братом Эрликом (олицетворением злого начала).

Фольклор

У шорцев был развит богатый фольклор: сказки, охотничьи рассказы и легенды, предания (пурунгу чоок, ербек), песни, поговорки, пословицы (улгер сос, кеп сос), загадки (тапкак).

Шорские героические поэмы и песни относятся к музыкально-поэтическому творчеству.

Исполнялись они под аккомпанемент щипкового двухструнного инструмента «комус», который делался из ствола ивы, кедра.

Жанры шорского фольклора по содержанию и идеям отражают, в основном, охотничий образ жизни; из всех жанров наиболее развитым был героический эпос.

 

Праздники

Чыл пажы — Новый год, отмечается 20-21 марта в день весеннего равноденствия.

 

Мылтық-Пайрам — праздник всех шорцев, в этот день принято есть пельмени, со спрятанными в них мелкими знаковыми предметами (спичка, монета, бумажка и тому подобными), отмечается 18 января. Каждая вещь олицетворяет какое-либо событие, которое должно произойти в нынешнем году.

 

Шор-Пайрам — праздник посвящённый скотоводству и сельскому хозяйству, отмечается точно также, как и у остальных тюрко-язычных народов, исключая некоторые небольшие нововведения (пример: конкурс красоты, конкурс на самую длинную косу).

 

С 1985 возобновляются традиционные праздники - праздник прародителя Ольгудека, весенне-летний праздник Пайрам и др., сопровождающиеся исполнением эпоса и песен, спортивными состязаниями и т.п.

 

Традиционная одежда

Мужская и женская одежда состояла из рубахи (кунек), штанов (чембар, штан) и халата (шабур) с вышивкой у ворота, на обшлагах или подоле.

Зимой надевали несколько халатов.

Их носили, запахивая слева направо и подпоясывая кушаком (тюркская черта).

 

Женская рубаха — длинная с разрезом на груди.

Южные шорцы делали одежду из конопли и кендыря, северные — чаще из покупных тканей, зажиточные носили покупную одежду, зимой — овчинные шубы, крытые материей.

 

Обувью служили кожаные сапоги (одук, чарык) с длинными голенищами (у бедняков — из кендыря).

Вместо портянок ноги обматывали мягкой травой-осокой.

Женщины носили платки, мужчины — шапки: картузы из ткани, кожи или бересты, круглые холщовые шапки в форме колпака с круглой тульёй, на макушке собранной в сборки, иногда вышитой, зимой — меховые.

 

Национальная кухня

Первоначально основными продуктами питания шорцев были мясо зверей и птиц, рыба, дикорастущие растения.

Мясо жарили на костре, варили, рыбу варили.

Лук, черемшу, кандык ели сырыми, сарану, кандык варили в воде или молоке, сарану также пекли в золе, черемшу ели солёной.

Корни дикого пиона сушили и варили несколько раз, чтобы уничтожить их ядовитость, растирали на ручной мельнице и готовили кашицу или лепёшки.

 

С развитием земледелия распространились мука и крупа из ячменя.

Муку (талкан) ели с чаем, молоком, мёдом, маслом, сметаной, из неё варили кашу (саламат), крупу (шырак) добавляли в суп, кусочки пресного пшеничного теста (тутпаш) варили в воде, иногда с рыбой или мясом, либо в молоке.

 

Пресные лепёшки (тертпек) варили в воде, ели с супом или ухой.

Хлеб (калаш) был распространён на севере, в основном у зажиточных.

Степные шорцы употребляли молочные продукты: кислое молоко, пресный сыр (пыштак), творог, масло.

 

Зажиточные покупали конину.

Из ячменной муки делали брагу (абыртка) и водку (арагы).

Пили чай.

 

ШОРСКИЙ ПИРОГ «КУРМЕК»

Кислое тесто, можно из «магазинное»

начинка:• рубленое мясо• сало• лук

второй вариант начинки:• очищенная рыба• картофель

третий вариант начинки:• курица

Между двумя слоями раскатанного теста кладут рубленое мясо с салом и луком.

Пирог «курмек» укладывают в сковороду, ставят в разогретую на полную мощность духовку (раньше шорцы использовали печь «кимеге») и пекут до золотистой корочки, затем духовку выключают, томят пирог еще минут 10.

 

Читать электронный журнал Космополитен, Бурда и другие.