Краткое описание коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

При составлении описания использовалась информация из публичных источников, в том числе библиографические источники по этнографии.

Подробности

Хакасы

 

Хакасы 

(тадар, минусинские татары, абака́нские (енисе́йские) татары, а́чинские татары) 

 

Взгляд из прошлого

«Описание всех в Российском государстве, обитающих народов» 1772-1776 гг.:

- Татары, живущие в Енисейской губернии, общим числом 22000 душ, сильно отличаются от своих сибирских соплеменников нравами, образом жизни, верой, которую можно назвать языческой, даже у тех, которые приняли крещение. В основном они живут в Минусинском уезде Енисейской губернии и называются минусинскими татарами без иных определений.

Их черты лица явственно показывают, что они татары, однако в них же можно увидеть и признаки других народностей, в соседстве с которыми они существовали: киргизов, якутов и др. Вероятно, что это следы тувинцев — прежнего населения правого берега Енисея, которые потом мигрировали за Лену.

 

"Живописная Россия", т.12, ч.1, "Восточная Сибирь", 1895:

- Минусинские татары низкорослы и слабосильны. Нет в них ни предприимчивости, ни отваги, ни настоящего упорства в работе. К благосостоянию своему большинство относится крайне апатично. Некоторые дети учатся в школах. Они понятливы, но редко кончают курс. Любопытство, вера в чудесное и иные свойства диких племен свойственны и минусинским татарам.

Здешние татары отличаются, впрочем, пронырливостью и ловкостью. Сагайцы — ловкие зверопромышленники, а все вообще татары — прекрасные наездники. Никогда русскому так не справиться с диким конем, как справляется с ним здешний татарин. На всем скаку, в степи, кидает он такому коню волосяной аркан на шею или под ноги, и мигом останавливает его. Как бы тот смел и строптив ни был, поневоле должен покориться опытной руке. Тогда, сделав из того же аркана узду, татарин стреноживает коня, привязывает его к столбу, изредка поглаживает ему гриву и крестец и, прикрикивая на коня, седлает его... 

Татарин так привык к верховой езде, что чувствует себя на лошади как дома. Случается, что мертвецки пьяный татарин во всю мочь мчится верхом по степи. Конечно, бывает всякое, но, обыкновенно, лихой наездник благополучно приезжает в свой улус.

 

- Недавно еще единственными занятиями татар были скотоводство и звероловство. Теперь этого нельзя сказать. Правда, качинские татары остались по-прежнему скотоводами и почти вовсе не занимаются земледелием, но зато они больше не занимаются охотой. У более южных татар этот промысел остался но, вместе с тем, значительно развилось земледелие. У них оно было и раньше развито, но с тех пор еще более усилилось. Те из татар, которые живут в настоящих селениях, одни или с русскими, даже очень старательно обрабатывают землю: сеют всякие сорта хлеба и излишек их продают. Многие из кочевых татар также занимаются земледелием, но плохо обрабатывают землю, сеют только некоторые сорта хлебов исключительно для собственного потребления.

Звероловство в Минусинском округе в прежнее время было сильно развито. До сих пор еще сохранились воспоминания о нем у престарелых татар, но теперь у качинцев оно совершенно вывелось, а у подтаёжных татар, хотя и сохранилось, но далеко не имеет уже прежнего значения. Здесь, как обыкновенно в Сибири, стреляют не с руки, а с сошек. Все вообще татары, живущие около речек, имеют одноствольные и двухствольные дробовики, для охоты за птицею; а те, которые специально занимаются звероловством, имеют, кроме того, от одной до трех винтовок, непременно кремневых.

 

- В последнее время некоторые татары занялись торговлей. Они дают в долг товары своим одноплеменникам, потом сами назначив цены, собирают долги скотом, коровьим маслом, конскими и бычачьими кожами, овчинами и волосом. Все это они перепродают. Многие татары, падкие на кредит, окончательно разорились от этой торговли. Сами же торговцы сильно богатеют, несмотря на то, что много накапливается долгов на покупателях.

Некоторые из бедных инородцев, живущие около лесистых мест, где изобилует береза, изготовляют сани и колеса, но весьма лениво и крайне грубой работы. Поэтому такой товар сбывается только самим же татарам, по соседству.

В Минусинском округе сильно развито конокрадство. Да и как ему не быть при отсутствии всякого призора за лошадьми? У многих это даже организованный промысел и один из обычных источников существования. Лучшие лошади сбываются куда-нибудь подальше, а те, что похуже, седлаются. Таким образом кормятся целые улусы. Иногда воруют 10-20 лошадей за раз.

 

- Пища татар, не исключая и богатых, весьма однообразна. Круглый год варится с крупою мясо лошадиное, коровье, баранье или рыба. Хлеб обычно покупается. В большом ходу, особенно для работников, падаль и мясо от старых, увечных кобылиц. Внутренности животных во время приготовления пищи не моются, а как есть кладутся в котел, отчего варево принимает зеленоватую окраску и крайне неприятный запах. Бедность у некоторых доходит до того, что им буквально нечего есть; тогда по нескольку раз вывариваются с горстью крупы или муки кости, которые остались от прежнего избытка. 

Богатые инородцы, можно сказать, ровно ничего не делают. Ранним утром начинается приготовление арьяна или араги, смотря по времени года. На таган ставится чаша, в которую вливается немного заквашенное коровье молоко; сверху чаша покрывается деревянным колпаком. Щель между колпаком и чашей замазывается свежим коровьим пометом. Из колпака проведена деревянная, медная или железная труба в сосуд, который стоит в корыте, наполненном холодной водой. Разводится сначала слабый, а потом большой огонь — и винокуренный завод готов. Хозяин с домочадцами и гостями садится в ожидании на землю, поджав под себя ноги. Вскоре сосуд начинает по каплям наполняться. Хозяйка или другая женщина угощает по очереди присутствующих, черпая теплый напиток деревянной китайской чашкою. Так как обычно эта церемония производится на голодный желудок, то скоро наступает желаемое опьянение, несмотря на ничтожную крепость напитка. При продаже и покупке скота также обязательна попойка

Вообще, пьянство сильно развито между татарами, особенно любят они наше кабацкое вино. Чем больше оно отдает сивушным маслом, тем лучше на вкус татар. Любят также наливку и церковное вино. Богатые очень охотно пьют мадеру, ром, коньяк, шампанское. Таких богачей здесь есть несколько. Но они ровно ничем не отличаются от своих собратов, только одежда у них почище, да есть, кроме юрты, более сносные дома

 

- Женщины у татар едва ли не больше трудятся, чем мужчины. Зимою они наблюдают за скотом, доят коров, изготовляют шубы и обувь для всей семьи, не исключая и работников. Лето они сбивают масло, вытапливают его, сливают в бычачьи и бараньи кишки и желудки, а осенью это масло продают в городе или заезжим торгашам. Правда, для этого его приходится перетапливать вторично, потому что оно очень грязно и имеет неприятный запах. Нередко женщинам же приходится возить сено и дрова. Овец и скот пасут дети или, за неимением детей, женщины и девушки.

 

- Татарские улусы расположены всегда у рек, речек и ручьев. Они иногда имеют, особенно издали, довольно живописный вид. Особенно привлекателен улус, когда он состоит из юрт, обтянутых берестою и выделяется на зелени леса или кустарников. Ближе к верховьям Абакана местность гориста, и там улус расположен иногда посреди гор, окружен скалами. Встречаются и такие улусы, которые расположены в голой степи. В улусе бывает от 5 до 10 семейств, или до 20 юрт и редко более. Этим, а также полною безалаберностью в расположении построек, улус резко отличается от русской деревни.

 

- Чем богаче татарин, тем дальше он живет от прочих, потому что ему надо много места для скота. Но дома таких богачей внутри грязны до невероятности, даже грязнее, чем юрты. Пыль и паутина никогда не обметаются; запах в помещении тяжелый; по стенам висят лубочные картинки или коробки от конфект.

Татарские юрты куполообразны или конические. Последние встречаются у бедных и у тех, которые еще не успели устроиться, у молодых. В юрте налево от входа мужская сторона, направо — женская; посредине же находится постель главы семейства, иногда очень богато убранная. Бросается в глаза изобилие сундуков, и можно бы, пожалуй, подумать, что в этих сундуках и ящиках хранится что-нибудь ценное. Но многие из них совершенно пусты, а в других находится только какое-нибудь тряпье. Справа у входа стоит кадь с заквашенным молоком, которым всегда угощают гостя. Вход в юрту с восточной стороны. Посредиие — очаг. Хотя нельзя сказать, чтобы в юрте всегда стоял дым, но все-таки гарь есть. В ветреную погоду дым стелется по юрте. Не мудрено поэтому, что между пожилыми татарками попадается так много потерявших зрение.

 

- Татары в настоящее время далеко не всегда живут в юртах. Большинство строит на зиму избы: бедные — простые зимники, а достаточные — настоящие избы, пятистенные, но только с очень скудною обстановкою. Но именно вследствие этой неприглядности изб и зимников, из них тотчас же перебираются, как только потеплеет и исчезнет необходимость жить в непривычной, неприятной обстановке. Летняя юрта отличается от зимней. Зимняя обтянута войлоком, а летняя или сделана из леса, или обтянута выпаренною берестою.

 

- Старший в татарской семье, будь то отец, дед или старший брат, пользуются всегда большим уважением, гораздо большим, чем у русских. Свекор и старший брат мужа пользуются от невестки даже особым, как бы религиозным почетом. Татарка никогда не смеет назвать их по имени, не произносит этого имени, даже если его имеет еще кто-то посторонний. При встрече со свекром или деверем, татарка должна или отвернуться, или убежать.

Супружеские отношения не особо завидны. О ласковом обращении нет и помину. Драки же происходят часто, притом, обычно так, что сначала, положим, муж бьет жену, и та не сопротивляется, потом, после некоторого промежутка, жена начинает бить мужа, который тоже не сопротивляется, и все это совершается молча. У многих татар бывает по две-три жены, которые живут в ладу, но только в разных юртах, хотя часто сходятся поговорить между собою.

Здешние татары почти все считаются христианами, но, строго говоря, они настоящие язычники, усвоившие лишь кое-какие внешности из православия. Например, они сильно уважают, как и многие другие сибирские инородцы, Николая-угодника и праздники Рождества, Крещения, Воскресения и Троицы. В эти дни многие с семействами съезжаются в церкви, не жалеют денег на покупку свеч и сами ставят их к иконам. Впрочем, при покупке, громко торгуются, нисколько не стесняясь.

 

Современные источники

Хака́сы коренной народ Сибири, титульный этнос Республики Хакасия.

 

Самоназвание

Тадар, множественное число: Тадарлар.

Помимо хакасов автоэтноним «тадар» утвердился также среди соседних тюркских народов Южной Сибири — шорцев, телеутов и северных алтайцев.

 

Этноним

Термин «хакас» для обозначения коренных жителей долины Среднего Енисея (от «хагасы», как назывались в китайских источниках IX—X вв. енисейские кыргызы) был принят в первые годы советской власти.

 

Численность и расселение

Всего: 75 000 человек.

В том числе, в РФ, по переписи 2010 года, 72 959 человек.

Из них:

- Хакасия 63 643 человека,

- Красноярский край 4 102 человека,

- Тыва 877 человек,

- Томская область 664 человека,

- Кемеровская область 451 человек,

- Новосибирская область 401 человек,

- Иркутская область 298 человек.

 

В основном проживают в Южной Сибири на левобережье Хакасско-Минусинской котловины.

 

Численность хакасов в Хакасии:

 

1926 перепись

1939 перепись

1959 перепись

1970 перепись

1979 перепись

1989 перепись

2002 перепись

2010 перепись

Численность хакасов в Хакасии

44,219 (49.8 %)

45,799 (16.8 %)

48,512 (11.8 %)

54,750 (12.3 %)

57,281 (11.5 %)

62,859 (11.1 %)

65,431 (12.0 %)

63,643 (12,1 %)

 

Этногенез

В составе хакасов смешались тюркские (енисейские кыргызы), кетские (арины, коты и др.) и самодийские (маторы, камасинцы и др.) компоненты.

 

Субэтнические (диалектные) группы

- качинцы (хааш, хаас) — в русских источниках впервые упоминаются с 1608 года, когда служилые люди прошли в землю управлявшуюся князем Тюлькой;

- койбалы (хойбал) — кроме тюркоязычных групп по некоторым данным включали группы, говорившие на диалекте камасинского языка, принадлежавшего к южной подгруппе самодийской группы языков уральской языковой семьи (почти полностью ассимилировались качинцами);

- кызыльцы (хызыл) — группа хакасского народа, проживающая в долине Чёрного Июса на территории Ширинского и Орджоникидзевского районов Республики Хакасия;

- сагайцы (сағай) — впервые упоминаются в известиях Рашид ад-Дина о монгольских завоеваниях; первые упоминания в русских документах относятся к 1620, когда указывалось, что у них «уложено ясаку не платить и ясачников побивать».

В составе сагайцев как этнографическая группа известны бельтыры (пилтiр), ранее выделялись бирюсинцы (пӱрӱс)

 

Антропология

Хакасы подразделяются на два антропологических типа смешанного происхождения, но в целом относящихся к большой монголоидной расе:

уральский (бирюсинцы, кызыльцы, бельтыры, часть сагайцев)

южносибирский (качинцы, степная часть сагайцев, койбалы).

 

Язык

Хакасский язык относится к уйгурской (староуйгурской) группе восточно-хуннской (восточнотюркской) ветвит юркских языков.

 

По другой классификации относится к самостоятельной хакасской (кыргызско-енисейской) группе восточных тюркских, к которой помимо хакасов также относятся шорцы (мрасское шорское наречие), чулымцы (среднечулымское наречие), юйгу (жёлтые уйгуры) (сарыг-югурский язык).

Они восходят к древнекыргызскому или енисейско-кыргызскому языку.

Помимо этого, к хакасскому по языку близки (хотя и относятся к западно-тюркской северо-алтайской группе) кумандинцы, челканцы, тубалары (и кондомское шорское наречие, инижнечулымское наречие), а также (хотя и относятся к западно-тюркской киргизско-кыпчакской группе) —киргизы, алтайцы, телеуты, теленгиты.

 

Хакасский язык имеет 4 диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский.

 

Общегосударственная руноподобная письменность, восходящая через согдийское посредство к ближневосточным алфавитным системам (арамейская и т. д.), являлась культурным достижением их соседей Енисейских Кыргызов, по отношению к которым они состояли в вассальных отношениях.

 

Помимо данной письменности, Хакасы с 6-го века были знакомы с древне тюркской рунической письменностью и китайской грамотой.

С 8-го века с Орхоно-енисейской письменностью.

С 10-го века, известна и письменность старомонгольская, а со времен монгольской империи система письменности монгольского алфавита на основе уйгурских символов (который до сих пор используется во Внутренней Монголии).

 

Традиционное жилище

Основным видом поселений были аалы — полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10—15 юрт), как правило, родственных между собой.

Поселения делились на зимние (хыстаг), весенние (частаг), осенние (кустег).

В XIX веке большая часть хакасских хозяйств стала кочевать только два раза в году — с зимника на летник и обратно.

В древности были известны «каменные городки» — крепостные сооружения, расположенные в горных местах.

Легенды связывают их возведение с эпохой борьбы против монгольского владычества и русского завоевания.

 

Жилищем служила юрта (иб).

До середины XIX века бытовала переносная круглая каркасная юрта (тирмелг иб), летом покрытая берестой, а зимой войлоком.

Чтобы войлок не намокал от дождя и снега, его сверху ещё закрывали берестой.

С середины XIX века на зимниках стали строить стационарные срубные юрты «агас иб», шести-, восьми-, десятиугольные, а у баев двенадцати- и даже четырнадцатиугольные.

В конце XIX века войлочных и берестяных юрт уже не было

.

В центре юрты располагался очаг, над ним в крыше делалось дымовое отверстие (тунук).

Очаг был выложен из камня на глиняном поддоне.

Здесь же ставился железный треножник (очых), на котором находился казан.

Дверь юрты была ориентирована на восток.

 

Семья

Патриархальная многопоколенная с родоплеменным (сӧӧк, сёок) общественно-территориальным устройством.

Насчитывалось более 150 сёоков.

 

Традиционное хозяйство

Традиционным занятием хакасов было полукочевое скотоводство. Разводились лошади, крупный рогатый скот и овцы, почему хакасы называли себя «трёхстадным народом».

Значительное место в хозяйстве хакасов (кроме качинцев) занимала охота (мужское занятие).

Ко времени присоединения Хакасии к России ручное земледелие было распространено только в подтаёжных районах.

В XVIII веке основным земледельческим орудием служил абыл — тип кетменя, с конца XVIII — начала XIX вв. соха — салда.

Основной посевной культурой был ячмень, из которого делали талкан.

 

Осенью в сентябре подтаёжное население Хакасии выезжало на сбор кедрового ореха (хузук).

Весной и в начале лета женщины и дети выходили на промысел съедобных кореньев кандыка и сараны.

Сушёные корни мололи на ручных мельницах, из муки делали молочные каши, пекли лепёшки и т. д.

Занимались выделыванием кож, катанием войлоков, ткачеством, свиванием арканов и т. д.

В XVII—XVIII веках хакасы подтаёжных районов добывали руду и считались искусными плавильщиками железа.

Небольшие плавильные печи (хура) сооружались из глины.

 

Религия и обрядность

Анимистический Пантеизм с элементами шаманской обрядности.

С 6-8 века через Енисейских Кыргызов познакомились с Манихейством, Христианским Несторианством и Исламом.

С 10-го века от Киданей сюда проникли Тенгрианство и Буддизм.

 

Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана. Обряды совершались под звуки священного бубна, в который шаман бил специальной колотушкой.

Кожа шаманского бубна была покрыта священными изображениями. Рукоять бубна считалась духом-хозяином бубна.

 

На территории Хакасии насчитывается около 200 родовых культовых мест, где совершались жертвоприношения (белого барашка с чёрной головой) верховному духу неба, духам гор, рек и др.

Они обозначались каменной стелой, алтарём или насыпанной каменной грудой (обаа), рядом с которыми устанавливали берёзки и привязывали красно-бело-синие ленточки-чалама.

Как национальная святыня хакасами почитается Борус — пятиглавая вершина на Западных Саянах.

 

Хакасы придавали большое значение общественным молениям.

Молились небу, горам, воде, священному дереву — березе.

Во время моления в жертву приносили нечетное количество белых ягнят с черными головами.

Женщины, шаманы и дети к обряду не допускались.

 

Особым почитанием у хакасов пользовались духи-покровители домашних животных — изыхи.

Изыху посвящали лошадей, которых не закалывали, а отпускали свободно пастись.

Каждый сеок посвящал изыху лошадь только определенной масти.

Никто, кроме владельца, не мог на ней ездить, а женщины не могли даже прикасаться.

Весной и осенью владелец мыл молоком гриву и хвост посвященной лошади и вплетал в гриву цветную ленту.

 

У хакасов существовал также культ «тёсей» — семейных и родовых покровителей, воплощением которых считались их изображения.

Этим изображениям молились и, чтобы задобрить тёсей, имитировали их кормление.

 

Официально все хакасы были крещены в русское православие в XIX в. Фактически большая часть верующих хакасов придерживалась и придерживается традиционных верований.

 

У хакасов бытовала своя система личных имен, количество которых превышало несколько тысяч.

Многочисленность их объясняется тем, что, во-первых, почти от любого слова можно было образовать антропоним и, во-вторых, младенца не называли по имени умерших.

 

Когда в семье умирали дети (особенно мальчики), то давали неблагозвучные имена, как защиту от нечистых сил.

Например: Котен — «задница», Пага — «лягушка», Кочик — «задняя часть» и т.д.

Новорожденного называли Артик — «лишний», когда уже больше не желали иметь детей.

Братьям и сестрам предпочитали давать сходные по звучанию имена.

 

Фольклор

Нымах (хак. «сказка» или «чазаг нымах» — «пешая сказка») — один из основных жанров устного народного творчества у хакасов.

Она содержит в себе поучение и дидактику, рассказываются в воспитательных и развлекательных целях.

 

Нравственная идея в нымахе утверждается не прямо, а раскрывается посредством волшебного вымысла, хитрой и умной выдумки.

 

В хакасском фольклоре по своей тематике можно выделить три основных вида сказки: волшебная (напр., о горном хозяине (таг ээзі), водяном (суг ээзі), домовом (иб ээзі), духе огня (от ээзі), чельбигене (мифологическом чудовище, обитающем, по представлениям предков хакасов, под землей); бытовая сказка (антибайская, антишаманская); сказки о животных.

 

Наиболее распространённым и почитаемым жанром фольклора является героический эпос (алыптыг нымах).

 Он насчитывает до 10—15 тыс. строк, исполняется низким горловым пением (хай) под аккомпанемент музыкальных инструментов.

В центре героических сказаний находятся образы богатырей-алыпов, мифологические представления о делении вселенной на три мира с обитающими там божествами, о духах-хозяевах местностей и природных явлений (ээзи) и др.

Сказители пользовались большим уважением, их приглашали в гости в разные концы Хакасии, в некоторых родах они не платили податей.

 

Вера в силу магического воздействия слова выражена у хакасов в канонизированных формах благопожеланий (алгыс) и проклятий (хааргыс). Благопожелания имел право произносить только зрелый человек, старше 40 лет, в противном случае каждое его слово примет обратный смысл.

 

Народные и календарные праздники

Годовой цикл был отмечен рядом праздников.

Весной после окончания посевных работ отмечали Урен Хурты — праздник убиения зернового червя.

Он посвящался благополучию посева, чтобы червь не погубил зерно.

В начале июня после перекочёвки на летник устраивали Тун Пайрам — праздник первого айрана.

В это время перезимовавший скот поправлялся на первом зелёном корму и появлялось первое молоко.

На праздниках устраивались спортивные состязания: бега, конные скачки, стрельба из лука, борьба.

 

С 1991 стал отмечаться новый праздник — Ада-Хоорай, основанный на древних ритуалах и посвящённый памяти предков.

Он проводится, как правило, на старых культовых местах.

Во время моления после каждого ритуального обхода алтаря все опускаются на колено (мужчины — на правое, женщины — на левое) и троекратно припадают лицом к земле по направлению к восходу солнца.

 

Чыл пазы, праздник начала года. Связан с наступлением весны (день весеннего равноденствия) и отмечается как праздник Нового года.

Весенний Новый год, знаменующий начало новой, обновленной жизни, отмечали многие народы Востока.

 

Таан-той, праздник прилета первых весенних птиц – галок.

Связан с молениями небесным божествам.

Небо рассматривалось как особый мир, где обитало множество божеств, обладающих определенными качествами и функциями.

 

Урен хурты, основной праздник хакасских земледельцев, посвященный благополучию посева, чтобы червь не погубил зерно.

 

Тун-пайрам, скотоводческий праздник.

Это праздник первого айрана (кисломолочный напиток).

Проводится обычно в конце мая – начале июня, после перекочевки скотоводов с зимника на летник.

Связан с почитанием скотоводства – основы традиционного хакасского хозяйства.

После ритуальной части устраиваются спортивно-массовые мероприятия (конные скачки, соревнования по силе и ловкости).

 

Уртун-той, праздник урожая.

Устраивается осенью, после жатвы.

Посвящен духу-хозяину пашни в благодарность за полученный урожай.

 

Айран солындзы, праздник последнего айрана.

Проводится по окончании заготовки дров на зиму, как правило, 1 октября. Посвящен проводам «умирающей природы».

 

Хакасский национальный праздник «ТУН ПАЙРАМ»:

- Слово «тун» в переводе с хакасского означает не просто первый, а первородный, а «айран» — это кислый напиток, приготавливаемый из перебродившего коровьего молока.

Т.е дословно Тун Пайрам (Тун Айран) – первородный праздник, был связан с почитанием скотоводства и проводился в начале лета, после перекочевки скотоводов с зимника на летник.

Готовились первые молочные продукты, заводили первый айран, шили новые национальные платья.

Из айрана перегоняли первую араку (водку).

В определенный день жители нескольких хакасских аалов собирались утром на ближайшей горной вершине или в степи, где устанавливали березки, коновязь для ритуального коня (по-хакасски ¬ изых) и разводили большой костер.

Почтенный старец (аган) вместе с собравшимися обходил их по солнцу (кунгер) девять раз, кроплением айрана на костер, березки и коня благословлял небо, землю и желал, чтобы скот и молочные продукты не переводились среди скотоводов.

 

По древней традиции, конь — хранитель благополучия скота — обмывался молоком, окуривался богородской травой (ирбен).

К хвосту и гриве привязали ленточки красного и белого цветов, и коня отпустили на волю, сняв с него уздечку.

Первый айран и первая арака считались лекарственными напитками.

Их нельзя было проливать на землю.

По обычаю, вся приготовленная первая молочная пища должна быть съедена во время праздника, оставлять ее на следующий день запрещалось. После ритуальной части устраивались состязания: бега, конные скачки (чарыс), стрельба из лука, традиционная борьба (курес), поднятие камня (хапчан тас).

 

На празднике звучали различные музыкальные инструменты: чатхан, пыргы, хомыс, тюрлё, хобрах…

Со всех аалов съезжались на конкурс мастера тахпаха (импровизированной песни).

Победителем среди тахпахчи (исполнителей тахпаха) считался тот, чей тахпах продолжительнее и остроумнее.

Древние хакасы четко представляли свое место в системе мироздания и почитали истинных хозяев земли – СИЛИ.

 

Традиционная одежда

Основным видом одежды служили у мужчин рубаха, у женщин — платье. Для повседневной носки их шили из хлопчатобумажных тканей, праздничные — из шёлка.

Мужская рубаха кроилась с поликами (ээн) на плечах, с разрезом на груди и отложным воротником, застёгивающимся на одну пуговицу.

Спереди и сзади ворота делались складки, благодаря чему рубаха была очень широка в подоле.

Широкие рукава со сборками у поликов заканчивались узкими обшлагами (мор-кам).

Под мышками вставлялись квадратные ластовицы.

Женское платье имело такой же покрой, но было значительно длиннее. Задний подол делался длиннее переднего и образовывал небольшой шлейф. Предпочтительными для платья служили красные, синие, зелёные, коричневые, бордовые и чёрные ткани.

Полики, ластовицы, обшлага, кайма (кoбее), идущая вдоль подола, и углы отложного воротника делались из материи другого цвета и украшались вышивкой.

Женское платье никогда не подпоясывалось (за исключением вдов).

 

Поясная одежда мужчин состояла из нижних (ыстан) и верхних (чанмар) штанов.

Женские штаны (субур) обычно шились из синей ткани (дабы) и по своему покрою не отличались от мужских.

Штанины заправлялись в голенища сапог, ибо концов их не должны были видеть мужчины, особенно свёкор.

 

Мужские халаты-чимче обычно шили из сукна, праздничные — из плиса или шёлка.

Длинный шалевый воротник, обшлага рукавов и борта обшивались чёрным бархатом.

Халат, как и любая другая мужская верхняя одежда, обязательно подпоясывался кушаком (хур).

С левой его стороны прикреплялся нож в деревянных, орнаментированных оловом ножнах, за спиной привешивалось за цепочку огниво с инкрустацией из кораллов.

 

Замужние женщины поверх халатов и шуб по праздникам обязательно надевали безрукавку-сигедек.

Девушки и вдовы не имели право носить его.

Сигедек шили распашным, с прямым разрезом, из четырёх проклеенных слоёв ткани, благодаря чему он хорошо сохранял свою форму, сверху крыли шёлком или плисом.

Широкие проймы, ворот и полы украшались радужной каймой (чеек) — нашитыми вплотную в несколько рядов шнурами, вручную сплетёнными из цветных шёлковых ниток.

 

Весной и осенью молодые женщины надевали распашной кафтан (сикпен, или хаптал) из тонкого сукна двух типов: отрезной и прямой.

Шалевый воротник покрывали красным шёлком или парчой, на лацканы нашивали перламутровые пуговицы или раковины каури, края окаймляли жемчужными пуговицами.

Концы обшлагов сикпена (как и другой женской верхней одежды) в долине Абакана делали со скошенным выступом в форме конского копыта (омах) — для прикрытия лица стыдливых девушек от назойливых взглядов. Спинка прямого сикпена украшалась растительным орнаментом, линии проймы обшивались декоративным швом oрбе — «козлик».

 Отрезной сикпен украшали аппликациями (пыраат) в форме трёхрогой короны. Каждый пыраат обшивали декоративным швом.

Над ним вышивали рисунок «пять лепестков» (пис азыр), напоминающий лотос.

 

Зимой носили овчинные шубы (тон).

Под рукавами женских выходных шуб и халатов делали петли, куда привязывали большие шёлковые платки.

Зажиточные женщины вместо них привешивали длинные сумочки (илтик) из плиса, шёлка или парчи, вышитые шёлком и бисером.

 

Типичным женским украшением был нагрудник пого.

Основу, вырезанную в виде полумесяца с закруглёнными рожками, обтягивали плисом или бархатом, обшивали перламутровыми пуговицами, кораллом или бисером в виде кругов, сердечек, трилистников и других узоров.

По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок (силби рге) с мелкими серебряными монетками на концах.

Пого готовили женщины своим дочерям перед свадьбой.

Замужние женщины носили коралловые серёжки ызырва.

Кораллы покупались у татар, которые привозили их из Средней Азии.

 

Девушки до замужества носили множество косичек с накосными украшениями (тана поос) из дублёной кожи, покрытой плисом.

Посредине нашивали от трёх до девяти перламутровых блях (тана), иногда соединённых между собой вышитыми узорами.

Края орнаментировали радужной каймой чеек.

Замужние женщины носили две косы (тулун).

Старые девы носили три косички (сурмес).

Женщины, имеющие внебрачного ребёнка, были обязаны носить одну косу (кичеге).

Мужчины носили косичку кичеге, с конца XVIII века стали подстригать волосы «под горшок».

 

Национальная кухня

Основной пищей хакасов служили зимой мясные, а летом молочные блюда. Хакасы готовили супы и различные бульоны с отваренным мясом.

Наиболее популярным был крупяной и ячменный суп (угре).

Из праздничных блюд одним из любимых была и остается кровяная колбаса (хан).

Самым распространенным напитком был айран, приготовляемый из кислого коровьего молока.

Айран перегоняли также на молочную водку.

Ее употребляли по праздникам, для угощения гостей и при выполнении религиозных обрядов. 

 

ХАКАССКИЙ «ТОК-ЧОК»

Кедровые орешки поджаривают в казане или на сковороде, скорлупа хорошо лопается. Затем их охлаждают, освобождают ядрышки.

Очищенные ядрышки вместе с измельчёнными зёрнышками ячменя толкут в ступке (миске).

Ячмень берут 2:1.

В массу (она получается такой красивой — цвета кедровой доски) добавляют мёд.

Лакомству можно придать форму животных или предметов (шары, квадраты, звезды).

Выложить на блюдо, дать затвердеть.

Подавать с душистым чаем из горных трав.

 

Читать электронный журнал Космополитен, Бурда и другие.