Краткое описание коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

При составлении описания использовалась информация из публичных источников, в том числе библиографические источники по этнографии.

Подробности

Ханты

Ханты

(Ас хоят, ханти, хандэ, кантэк, яран, ярган, югра, югричи, егра, хаби, уштек, остяки́)

 

Взгляд из прошлого

В.И. Немирович-Данченко,"Страна Холода", 1877 г.:

- Остяки-язычники имеют представление о высшем Существе, они именуют его Торм или Торым, но не отваживаются к нему взывать. Поэтому они создали себе низших богов, способности которых творить добро и зло ограничены и к которым они обращаются как к добрым и злым духам. В давние времена шаманы делали деревянные изображения этих духов, одевали их в причудливые одежды, придававшие им вид изуродованных людей. Другие духи изготавливались из металла в виде птиц и различных зверей, прежде всего медведей. Остяки верили в богов земли и моря, покровителей их промыслов, и строили им храмы в удаленных местах, скрытых труднопроходимыми лесами. Они также поклонялись отдельным деревьям и горам.

Остяки приносили в жертву меха, стрелы, серебряные монеты и др.

 

- Остяки, занимающееся оленеводством, постоянно живут в чумах, общее устройство которых мало чем отличается от самоедского. Поразительная картина такого чумовья. Посреди снежной глади, раскинутые на значительное пространство одни от других, поднимаются конусы, покрытые летом берестою, зимою — оленьими шкурами. Дым подымается высоко из отверстий, проделанных на верху чумов, от очага располагаемого обыкновенно по самой середине этого незатейливого жилища. Несколько нарт чернеют вокруг кочевья, стада оленей и мелкорослые остяцкие собаки оживляют унылую картину кочевья. Внутри чумов почти всегда можно встретить в одной куче: собак, голых детей, грязных женщин, с всклоченными волосами, и невозмутимо-важных их властелинов — мужей, отдыхающих близ огня, в ожидании, когда в котелке, подвешенном над очагом, закипит незатейливое варево.

 

- Остяки занимаются главным образом звериными и рыбными промыслами или оленеводством. Первые живут почти оседло. Они устроили в посещаемых ими урочищах по берегам рыболовных рек или в лесах избушки, называемый ими юрта. Это — бревенчатые срубы, где крыша заменяется бревнами, заваленными землею. В ней делается отверстие для выхода дыма. В стене прорубается окно, стекло в котором заменено или ледяною полосой, или же склеенными рыбьими шкурами. Сквозь маленькую и низенькую дверь входя внутрь этой промысловой избушки, вы прежде всего почувствуете дурноту от переполненной миазмами ее атмосферы, потом вы заметите повсюду грязь, нечистоту, копоть, покрывающую и очаг, и нары, и циновки, и оленьи шкуры, и самих обитателей этого непривлекательного угла. Кроме этих избушек, остяки устраивают еще и амбары или клетушки, куда складывают свои съестные припасы и пожитки. У дверей обыкновенно настораживают стрелы с железными наконечниками, так что всякий отворяющий дверь будет чуть не насмерть поражен ими. Летом эти остяки живут в деревянных чумах.

 

- Между собою остяки удивительно кротки и миролюбивы. О ссорах и распрях между ними слышать почти не приходится в тундре. Они честны, гостеприимны и относятся дружелюбно ко всем. Ни один остяк не скажет вам, сколько ему лет. Времена года он делит по промыслам, свойственным каждому из них, и постоянно сбивается в определении периода, в течение которого случилось то или другое событие. 

- Язык, которым говорят остяки, мало имеет сходства с наречием самоедов. Остяки приняли немало самоедских и зырянских слов, остальные же выражения и часто конструкции — русского языка. Они почти вовсе не поют песен, в том смысле, в каком последние существуют у нас. Остяк просто напевает название встречающихся ему предметов, или вещей, которые он когда-то видел и сохранил в своей памяти. Часто эти предметы соединяются с именами милых людей — и только. Так же бедны и немногосложны их предания. Даже и суеверие их весьма бедно и бледно. Да то и понятно. Мертвая пустыня севера, скудная красками и линиями, не разовьет фантазии убогого дикаря, вся жизнь которого — неустанная борьба из-за куска хлеба, из-за возможности не умереть сегодня, а что будет завтра — Господь ведает.

 

- Остяки — не особенно рослый народ. Между ними мало найдется индивидуумов выше среднего роста. Смуглое, бескровное, скуластое лицо, острые черные глаза, словно высматривающее из щелей, широкий и короткий нос — вот что кинется в глаза случайному наблюдателю. Затем он заметит, что большая часть этих лиц почти совершенно лишены бороды (остяки выщипывают и бреют бороду); что даже сравнительно молодые номады этого племени кажутся стариками, по обилию морщин и вялому их характеру; что движения их неповоротливы, тяжелы, неуклюжи... Весьма часто остяки обезображены оспой или сифилисом, двумя бичами полярных пустынь, вырождающими их племена, борьба против коих почти невозможна при настоящих условиях кочевой жизни.

 

«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» 1899 г.:

- По своему складу остяки среднего, даже ниже среднего роста (156—160 см), с чёрными или каштановыми (редко белокурыми), обыкновенно прямыми, длинными волосами (которые носятся или распущенными, или заплетёнными), тёмными глазами, жидкой бородкой, смуглым цветом кожи, плосковатым лицом, несколько выдающимися скулами, толстоватыми губами и коротким, вдавленным при корне, широким и вздёрнутым на конце носом. Вообще тип несколько напоминает монгольский, но глаза правильно прорезаны и череп чаще узкий и длинный (долихо- или субдолихоцефальный). Всё это придаёт остякам особый отпечаток, и некоторые склонны видеть в них остатки особой древней расы, населявшей некогда и часть Европы. Женщины небольшого роста и в большей степени монголообразны, чем мужчины.

 

- Угро-финское племя, живущее по Оби, Иртышу и их притокам (Конде, Васюгану и др.), в Тобольской губернии и в Нарымском округе Томской губернии. Разделяется на три группы: северных остяков — в Березовском округе, восточных — в Сургутском и в Нарымском (по реке Васюган) и юго-западных или иртышских — в северной части Тобольского округа, по берегам Оби, Иртыша, Конды и т. д.

 

Современные источники

Ха́нты коренной малочисленный угорский народ Сибири.

 

Самоназвание

Ас хоят, (означает обские люди), ханти, хандэ, кантэк;

Ханты называли себя больше по рекам, например Kondikhou ï = «люди Конды», As-jah = «народ Оби».

 

Этноним

Из As-jah ("народ большой реки"), возможно, произошло русское наименование хантов — остяки, хотя по мнению других исследователей русские могли заимствовать слово «остяк» из татарского «уштяк» = варвар.

 

Самоеды называли хантов яран или ярган (слово, близкое к иртышско-хантскому яра — «чужой»).

До 14 века русские называли их - югрой, югричами.

Коми-зыряне называли Хантов егра, ненцы - хаби, татары - уштек (эштек, истек).

 

Численность и расселение

Всего: 31 500 человек.

В том числе в РФ, по переписи 2010 года, 30 943 человека.

Из них:

- Тюменская область 29 277 человек,

-ХМАО – Югра 19 068 человек,

- ЯНАО 9 489 человек,

- Тюменская область, без ХМАО и ЯНАО, 720 человек.

Кроме того:

- Казахстан по переписи 2009 года, 429 человек

- Украина по переписи 2001 года, 100 человек.

- Белоруссия  по переписи 2009 года, 14 человек

Ханты живут в основном по бассейнам притоков Оби и Иртыша, по самой Оби в её среднем и нижнем течении.

 

Численность хантов в населённых пунктах в 2002 году:

Ханты-Мансийский АО:

- город Ханты-Мансийск — 2076

- село Казым — 716

- деревня Русскинская — 673

- город Сургут — 568

- пгт Берёзово — 533

- город Нижневартовск — 513

- село Кышик — 435

- село Корлики — 396

- село Полноват — 394

- город Белоярский — 362

- село Болчары — 346

- город Лянтор — 339

- село Угут — 338

- село Теги — 324

- село Ванзеват — 323

- деревня Каюкова — 297

- пгт Кондинское — 294

- пгт Октябрьское — 290

- село Варьеган — 283

- посёлок Аган — 241

- село Шеркалы — 240

- село Ларьяк — 208

- город Нефтеюганск — 200

- пгт Игрим — 192

- деревня Юильск — 184

- деревня Кочевая — 181

- село Большой Атлым — 177

- село Сытомино — 170

- посёлок Нижнесортымский — 156

- село Охтеурье — 153

- село Лемпино — 143

- город Нягань — 142

- деревня Таурова — 140

- село Перегрёбное — 136

- пгт Приобье — 124

- деревня Чехломей — 117

- деревня Согом — 117

- пгт Междуреченский — 116

- деревня Тайлакова — 111

- город Когалым — 104

- село Алтай — 101

 

Ямало-Ненецкий АО:

- город Салехард — 909

- село Мужи — 722

- село Овгорт — 569

- село Шурышкары — 537

- село Катровож — 454

- посёлок Аксарка — 449

- село Лопхари — 369

- посёлок Горки — 367

- село Питляр — 358

- село Харсаим — 258

- село Азовы — 243

- деревня Ямгорт — 216

- деревня Зелёный Яр — 215

- город Лабытнанги — 211

- деревня Пельвож — 174

- посёлок Салеман — 169

- деревня Щучье — 166

- село Восяхово — 163

- посёлок Панаевск — 139

- деревня Тильтим — 117

- деревня Усть-Войкары — 112

- посёлок Белоярск — 109

- деревня Товопогол — 109

- город Тарко-Сале — 103

 

Томская область:

- село Александровское — 139

- город Стрежевой — 120

 

Город Тюмень — 324

 

Город Санкт-Петербург — 103

 

Этногенез

В основе формирования Хантов лежит культура аборигенных племён Урала и Западной Сибири, охотников и рыболовов, и скотоводческих угорских племён, пришедших во 2-й половине 2-го тысячелетия до нашей эры из степей Южной Сибири и Казахстана.

 

С конца I тысячелетия на основе смешения аборигенов и пришлых угорских племён начался этногенез хантов (усть-полуйская культура).

 

Во 2-й половине 1-го тысячелетия нашей эры складываются основные группы Хантов, расселённых от низовий Оби на севере до Барабинских степей на юге и от Енисея на востоке до Зауралья, включая реки Северная Сосьва и Ляпин, а также частично реку Пелым и реку Конда на западе.

 

С 15-17 веков часть Хантов вытеснялась манси из западных областей на восток и север.

На севере Ханты частично ассимилированы ненцами, в южных районах (Бараба, реки Тура, Тавда, Иртыш) - в значительной степени тюркизированы.

Процессы обрусения Хантов в 18-20 веках особенно интенсивно проходили на Иртыше, Оби, Конде.

Миграция Хантов на север и восток продолжалась и в 20 веке.

 

Антропология

Относятся к уральской расе.

Ханты (как и манси) характеризуются следующим комплексом признаков:

- низкий рост (менее 160 см в среднем для мужчин),

- общая грацильность (миниатюрность строения),

- неширокая голова, мезо- или долихокефальная по форме и низкая по высоте,

- прямые мягкие черные или русые волосы,

- тёмные или смешанные глаза,

- заметно варьирующий по группам процент монгольской складки века, прикрывающей слезный бугорок (эпикантус),

- различное по форме лицо средней высоты, с заметной уплощенностью и скуластостью,

- нос слабо или средневыступающий, в основном средний по ширине, преимущественно с прямой или вогнутой спинкой носа, с приподнятым кончиком и основанием,

- ослабленный рост бороды,

- относительно широкий рот,

- небольшая толщина губ,

- средневыступающий или убегающий подбородок.

 

Этно-территориальные группы

Выделяются три этнографические группы хантов: северные, южные и восточные..

Они отличаются диалектами, самоназванием, особенностями в хозяйстве и культуре, эндогамией.

На северных Хантов оказали сильное влияние ненцы, на восточных - селькупы, южные (прииртышские) Ханты практически смешались с русскими и татарами.

Выделяются также территориальные группы - васюганские, салымские, казымские Ханты и др. 

 

Язык

Хантыйский язык (устаревшее название остяцкий язык) вместе с мансийским и венгерским составляет обско-угорскую группу уральской семьи языков.

Хантыйский язык известен своей необычайной диалектной раздробленностью.

Выделяется западная группа — обдорское, приобское и прииртышское наречия и восточная группа — сургутское и вах-васюганское наречия, членящиеся, в свою очередь, на 13 диалектов.

Территориально смежные говоры и диалекты близки между собой, но крайние точки диалектного континуума имеют различия, которые затрудняют взаимопонимание носителей этих диалектов.

 

История

До прихода русских в Сибирь у Хантов были племенные государства, большей частью ставшие позднее территориальными группами.

В процессе межплеменных и иных военных столкновений (с ненцами, русскими, татарами) сложились союзы племён - так называемые "княжества" (например, Пелымское, Конда и др.).

Во главе их стояли представители родо-племенной знати - "князцы".

 

В «русский» период из родоплеменной знати избирались старшины, посредничавшие с русской администрацией.

В 1930 был создан Ханты-Мансийский национальный (теперь — автономный) округ.

Под влиянием национальной государственности и движения в защиту своих территорий от промышленного освоения завершилась консолидация хантов в единый народ.

 

Традиционное жилище

Зимой ханты жили в постоянных зимних селениях, с весны разъезжались в сезонные селения на места рыболовных угодий.

Зимние капитальные постройки были либо каркасными, углублёнными в землю, пирамидальной или усечённо-пирамидальной формы, либо срубными.

Они отапливались открытым глинобитным очагом-чувалом или железной печкой.

Сезонные жилища — каркасные из жердей, крытые корой деревьев. Постройки располагались разбросанно: жилой дом (иногда — зимний и летний дома), один или несколько хозяйственных амбаров (чаще всего свайных), навесы для хранения имущества, глинобитная печь для выпечки хлеба под навесом, открытый летний очаг для приготовления пищи, вешала для просушки сетей, одежды, для вяления и копчения рыбы, иногда — собачьи домики, в XX веке — баня.

Охотники зимой во время промысла жили в избушках в лесу.

Оленеводы в тундре и лесотундре, кочуя со стадами оленей, жили на стойбищах в чумах самодийского типа, зимой — крытых покрышками из оленьих шкур, летом — из бересты.

Чум широко использовали также (особенно летом) на сезонных поселениях и рыбной ловле.

Значительная часть сельского населения сейчас живёт в новых посёлках, построенных в 1950-х гг. в связи с переводом хантов на оседлый образ жизни, укрупнением и реорганизацией хозяйств.

Часть промыслового населения живёт в традиционных селениях.

 

Семья

Многопоколенная патриархальная, с родовым устройством общества.

Ещё в 17-18 веках нередки были большие отцовские и братские семьи.

По правилам левирата младший брат брал в семью вторую жену с детьми - от умершего старшего брата.

У оленеводов было принято в помощь старой жене брать молодую.

Было известно деление на фратрии и генеалогические группы, близкие родам.

Фратриальное деление более чётко прослеживается у северных Хантов.

Фратрии и генеалогические группы имеют тотемический характер: они носят названия зверей и птиц, которые считаются их предками (лось, бобр, лягушка, трясогузка и др.).

 

Традиционное хозяйство

Традиционные занятия хантов — речное рыболовство (особенно на Оби, Иртыше, в низовьях их притоков), таёжная охота (в основном пушной зверь, а также лось, медведь) и оленеводство.

 

Оленеводство в тундре и лесотундре — самодийского типа, имеет мясо-шкурный характер, стада по 1000—1500 голов кочуют в меридиональном направлении (весной к северу, осенью к югу).

Лесное оленеводство — местного происхождения: стада небольшие, выпасаются недалеко от поселений, используются для транспортных целей. 

 

В южных районах и по Оби с XIX века распространено животноводство и овощеводство.

 

Большое значение имеет собирательство.

 

Женщины занимаются шитьём одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. Сохраняются традиционные орнаменты («заячьи уши», «ветви берёзы», «след соболя», «оленьи рога», «щучьи зубы» и др.).

Традиционные средства передвижения — лыжи, камусные и голицы, оленьи и собачьи нарты.

Летом пользовались лодками-долблёнками, дощатыми лодками-неводниками, для переездов на дальние рыболовные угодья — большими лодками с каютами, крытыми берестой.

 

Религия и обрядность

Анимистический Пантеизмом с элементами шаманского культа, схожий по мифологии, космологии и обрядности с традиционными верованиями народов Сибири и Дальнего Востока.

 

Хотя ханты были формально христианизированы, старшее поколение и сейчас сохраняет многие традиционные верования и культы, основанные на представлениях, связанных с тотемизмом, анимизмом, культом предков и пр.

Большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов («медвежий праздник»), празднуемый как периодически, так и по случаю добычи медведя на охоте.

С «медвежьим праздником» связаны богатый фольклор, народная хореография, песенное искусство, театр.

 

Фольклор

Различных фольклорные жанры ханты обозначают по-своему.

Например, сказки они называют моньсь, а песни – арых.

Среди народных сказаний легенды о проис­хождении земли, о потопе, о путешест­вии в разные миры, о превра­щении героев в духов и так далее. Значительное место занимают повествования и песни о народных героях (богатырях) и животных.

Часто в сказках упоминаются реально существовавшие или существующие поселения

Широкое распространение в народном фольклоре получил орнамент. Героями изображений обычно становятся местные животные, различные бытовые сцены, обряды и так далее.

Изображения можно встретить на одежде, предметах быта и даже на теле (татуировки).

 

Традиционная одежда

Одежда у северных хантов близка к ненецкой: распашная женская шуба из оленьего меха, пальто-халат из сукна, мужская глухая малица и совик, или гусь с капюшоном.

У восточных хантов вся одежда распашная, меховая или халатообразная суконная.

Обувь — меховая, замшевая или кожаная (сапоги разной длины и покроя, зимние — с меховыми чулками).

В меховой одежде сочетаются белый и тёмный цвета, отделка цветным сукном (красным, зелёным).

Суконная одежда расшита бисером, металлическими бляшками, аппликацией.

Женщины носят украшения из бисера, кольца, серьги.

Косы раньше украшали накосниками с ложными косами.

Мужчины также носили косы.

Была известна татуировка.

 

Национальная кухня

Основной пищей хантам служат рыба и мясо.

Рыбу ели сырой (свежепойманную и мороженую), вареной и жарено-сушеной или вяленой.

Из внутренностей вытапливали рыбий жир, употреблявшийся с разными продуктами — рыбой, ягодами, мучными изделиями.

Излюбленное блюдо – рыбья икра, вываренная в рыбьем жире.

 

Летом ханты заготавливают рыбу на зиму. «Сел» — копченая рыба (у хантов р. Юган — «чомух»).

Для копчения отводят специальное место в стороне от дома.

Ставят четыре стойки с развилинами сверху, на которые кладут перекладины, а в настоящее время чаще натягивают металлическую сетку. Чуть пониже прикрепляют еще перекладины.

Мелкую неразделанную и не посоленную рыбу частиковой породы нанизывают на рейки через хвосты (юганские ханты нанизывают через жабры).

Рейки должны быть из несмолистой древесины.

Их укрепляют на нижних перекладинах над костром на расстоянии 80-90 см.

Чтобы костер был не слишком жарким и дымным, в него кладут сухой тальник и время от времени спрыскивают водой.

С ветреной стороны коптильня отгораживается сшитыми полосками бересты. Ч

тобы рыба коптилась и подсушивалась равномерно, рейки периодически переставляют.

Коптят до тех пор, пока рыба не станет хрустящей.

Из очень сухой рыбы делают рыбную муку, она идет на корм оленям. Хранят «сел» обычно в берестяных коробках в лабазе, раньше для него были отдельные лабазы.

 

Так же, как «сел» готовится другое блюдо — «пинтер».

Делают его преимущественно из крупной рыбы, обычно из язя.

Рыбу разделывают, отрезают голову и сушат над костром хвостом вниз на верхних перекладинах.

Ничто не выбрасывают ханты от рыбы, даже кишки и другие отходы идут в дело. Э

ту смесь проваривают несколько часов на медленном огне, после чего ею смягчают шкуры при обработке, а также кожаную обувь.

Из чешуи варят прочный и стойкий клей.

 

Основным источником мяса были крупные звери — лось и дикий олень. Домашнего оленя забивали на мясо только владельцы больших стад.

Почки, печень, костный мозг, глаза, уши, губы, а иногда и мясо ели сырыми, но обычно мясо варили.

Боровую и водоплавающую дичь ели в вареном виде или вялили и коптили. Из дикорастущих потребляли главным образом ягоды, собирали и некоторые растения.

 

Грибы считались «нечистыми», их не ели.

 

Глубокие корни имеет у хантов традиция приготовления некоторых блюд из муки и круп, но хлеб стал широко потребляться только в недавнее время.

Напитками служили вода, отвар чаги и другие растительные отвары.

Очень популярен был плиточный чай.