Краткое описание коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

При составлении описания использовалась информация из публичных источников, в том числе библиографические источники по этнографии.

Подробности

Удэгейцы

Удэгейцы

(удэге́, удэхе́йцы, удэхе́, кекари, кекары)

 

Современные источники

Удэгейцы, коренной малочисленный народ Дальнего Востока.

 

Самоназвание

С.Н. Браиловский в начале 20-го века доказал этническую самостоятельность, введя в употребление этноним удихэ (удээ, удэхэ), ставший общим самоназванием народа.

 

До этого каждая территориальная группа имела собственное самоназвание: хунгарийская —хунгакэ, бикинская — бикинка, анюйская —унинка и др.

В целом, самих удэгейцев русские считали частью орочей

 

Этноним

Удэге́йцы, устаревший удэге́ (до 1956 г. — удэхе́йцы, а также удэхе́).

Кекари — так называли удэгейцев орочи и маньчжуры (русское: кекары). 

 

Численность и расселение

Всего: 1 500 человек.

В том числе, в РФ по переписи 2010 года, 1 453 человека.

Из них:

- Приморский край 784 человека,

- Хабаровский край 609 человек.

 

Кроме того, в Украине, по переписи 2001 года 42 человека.

 

Удэгейцы присутствуют в КНР, но данные о их численности отсутствуют.

 

Этнические территории удэгейцев (иногда встречается такое название — страна удэге), то есть земли компактного проживания, издавна находились на северо-востоке Приморского края и юго-востоке Хабаровского края, преимущественно в горах и предгорьях Сихотэ-Алиня и вдоль правых притоков Уссури и Амура.

 

На начало ХХ века удэгейцы занимали сплошную территорию по оба склона Сихотэ-Алиня. Её предел на востоке доходил до побережья Японского моря (в междуречье Ботчи и Такема), а на западе — достигал среднего течения правых притоков Уссури (реки Хор, Бикин, Большая Уссурка).

На северо-востоке удэгейцы граничили с орочами Императорской гавани, на севере — с найхинскими нанайцами, на юге — с тазами.

Удэгейцы проживали также на севере и северо-западе от своей основной территории — по притокам Амура: Анюю, Хунгари и Урми, в окружении найхинских икур-урмийских нанайцев.

 

В связи с коллективизацией и укрупнением поселений, от которого пострадали чуть ли не все северные российские народы, в 1930-е годы ассимиляцию испытали и поселения удэгейцев.

В результате к началу 1940-х годов удэгейцы окончательно потеряли единство этнической территории и были сосредоточены в 9 укрупнённых посёлках, административно относящихся к Приморскому и Хабаровскому краям Российской Федерации.

 

Территориально-этнические группы

Примечателен тот факт, что ещё в 1960-70-е годы среди удэгейцев сохранялось распределение на субэтнические группы, анюйская, хорская, самаргинская, бикинская, тернейская и другие.

Таким образом, ранее разрушенная этническая консолидация так и не была восстановлена.

 

Этногенез

Учёные выделяют три основные составляющие, на базе которых сформировался удэгейский этнос: автохтонной палеоазиатской, представленной Янковской и близкими к ней по виду археологическими культурами Кореи и Приамурья; австронезийской в лице мигрантов с побережья Жёлтого и Восточно-Китайского морей (Кроуновская археологическая культура) и тунгусской, основу которого сперва составили пешие охотники илоу, пришедшие из Забайкалья (Ольгинская археологическая культура).

 

В процессе взаимодействия илоу с местными племенами, в VII в. на юге  Дальнего Востока сформировалась новое тунгусское сообщество мукри, основавшее в 698 году государство Бохай.

 

Дальнейшее развитие мукри происходило в сложных этнополитических условиях и в неразрывной связи с историей и культурой соседних стран и народов — особенно значительное влияние на него оказали древнетюркские и дренемонгольские народы, что в конечном итоге привело к образованию современных этносов юго-тунгусской языковой группы, в том числе и удэгейцев.

 

Предполагаемая генеалогическая цепочка: сушэни — илоу — уцзи — мохэ (мукри)— чжурчжэни — маньчжуры — удэгейцы.

 

Вообще, на этногенез удэгейцев влияли многочисленные этнические контакты на протяжении всей их истории — особенно интенсивными они были с орочами, также нанайцами и эвенками, позднее — с маньчжурами и китайскими переселенцами.

 

Антропология

Относятся к байкальскому типу монголоидов.

 

Язык

Удэгейский язык — один из тунгусо-маньчжурских языков, условно относящихся к южной (приамурской) группе.

Точнее, удэгейский язык относится к языкам переходного (смешанного) типа, совмещая в себе особенности, характерные как для северных, так и для южных тунгусо-маньчжурских языков.

 

Наиболее схож с орочским.

 

Выделяются три диалекта: хорско-анюйский, бикинско-иманский и самаргинско-хунгарийский, о степени родства и взаимопонимания между носителями которых, единого мнения у специалистов нет.

 

Фонетическая структура слова в удэгейском языке характеризуется вокалистичностью: стечения согласных не встречаются ни в начале, ни в конце слова.

Имеют место различные стечения гласных в слове.

Без учета долгих гласных в удэгейском насчитывается 7 гласных фонем и 21 согласная.

Характерна гармония гласных, которая, впрочем, иногда может нарушаться и носить «ступенчатый» характер.

 

По своему морфологическому типу удэгейский язык является суффиксально-агглютинативным.

При соединении морфем имеют место элементы фузии.

Помимо синтетических конструкций есть аналитические.

Словоформы характеризуются определенной последовательностью морфем: корень (основа) + суф. словообразования + суф. деривационого формообразования (залог, вид, собирательность) + суф. смешанного формообразования (время/наклонение, число, принадлежность, личность/безличность причастия) + суф. реляционного формообраз. (падеж, притяжательность, лицо/число глагола) + суф.-частица.

Грамматические категории выражаются суффиксами.

 

Существительное имеет категории числа, притяжательности, падежа, субъективной оценки, лица/нелица.

Прилагательное не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по падежам. Не имеет степеней сравнения.

Два основных разряда: качественные и относительные.

Числительные имеют несколько разрядов.

Не склоняются разделительные и разовые числительные.

Местоимения делятся на личные, указательные, вопросительные, определительные.

Среди личных местоимений мн.ч. различаются инклюзивные и эсклюзивные формы.

Глагол включает собственно глагольные формы, причастие, деепричастие и именные формы (супин, кондициональ, формы «одновременного» и «разновременного» действия – при обозначении односубъектного и разносубъектного действия).

Отрицательные формы глагола образуются аналитически.

Наречия делятся на разряды: качества, количества, места, времени, степени.

В служебной функции широко употребительны имена-послелоги, имеющие формы личного и безличного притяжания и изменяются по падежам.

 

Широко распространены междометия.

Структура простого предложения характеризуется номинативной конструкцией.

Основной порядок слов в предложении S-O-V.

Обстоятельство времени или места помещается в самом начале предложения, предшествуя подлежащему.

Сложные предложения встречаются редко.

Для них характерна бессоюзная связь.

 

История

В IV—VI веках на побережье Японского моря обитало Уцзи состоявшее из 7 племен.

В источниках XII столетия на этой же территории зафиксировано племя Удаха.

 

В «Цзинь ши» («Истории империи Цзинь», составленной в 1345 году) говорится, что на крайнем северо-востоке империи Цзинь обитали «дикие люди удэгай».

Это первое известное упоминание об удэге.

 

Китайский документ XVII века отмечает, что на побережье Японского моря живёт и занимается рыболовством страна Удиха.

 

Традиционное жилище

У удэгейцев существовало три типа поселений-стойбищ: постоянные (зимние), сезонные и временные.

Постоянные располагались в распадках, укрытых сопками от зимних ветров, неподалеку от традиционных мест промысла и существовали десятилетиями.

К наиболее древним, насчитывающим по 100 и более лет, относятся стойбища хорских удэгейцев Джоонго и Чукен, самаргинских — Зава и Исим, бикинских — Олон и Сяин, анюйских — Бира и др.

 

Сезонные и временные поселения чаще всего устраивались на берегу реки. К наиболее распространенным жилым постоянным постройкам относится полуземлянка туэдзи, имеющая вид двускатной крыши поставленной на землю.

 

Жилое помещение делится на мужскую и женскую половины.

В центре полуземлянки располагается очаг, сразу за очагом напротив входа мужская половины малу.

Вдоль стен полуземлянки располагаются нары, покрытые берестой или шкурами.

Некоторые хунгарийские и иманские удэгейцы жили в полуземлянке с кановым отоплением.

Среди других зимних жилищ можно отметить конический чум тоза и корьевой шалаш кава.

Удэгейский чум по своей конструкции аналогичен эвенкийскому.

Шалаш представлял собой высокую и крутую крышу, поставленную на землю. Х

озяйственными постройками у удэгейцев были свайные амбары, а также вешала и помосты, установленные на четырех столбах.

 

Семья

Основой патриархального удэгейского общества была малая семья.

В семье царили родительское право и чёткое распределение мужских и женских обязанностей, и трудовой деятельности.

 

Мужчина заботится о защите и обеспечении семьи пищей, изготовления основных орудий труда и т. д., на жену же возлагались обязанности домашней хозяйки, воспитания детей, подсобные, но часто остро необходимые хозяйственные функции (изготовление одежды и обуви, домашней утвари, сбора дикоросов и т. п.).

 

Весь воспитательный процесс в удэгейской семье был направлен на быстрое формирование из ребят настоящих охотников и рыболовов как будущих кормильцев семьи с чётким и последовательным созданием, и развитием соответствующих знаний и навыков (в том числе и в игровой форме), девочку же фактически с рождения готовили к функции хранительницы семейного очага и продолжательницы рода.

Браки у удэгейцев были экзогамные — межродовые.

По «закону» (традиционному праву) девочку с малых лет назначали в жёны мальчику из другого рода, взамен же из этого рода получали девочку в будущие жёны одного из своих мальчиков.

Возраст, в котором девочка переходила в род своего будущего мужа, зависел от «сделки» между родителями, и мог варьироваться от 3-5 лет (тогда девушка сразу же начинала работать на родителей своего будущего мужа до брака) до 12 лет (обычный брачный возраст для девушек).

 

У удэгейцев практиковался покупной брак (как одна из ранних его форм) — калым (тьои) как выкуп за невесту.

Обычно такой калым включал в себя шкурки животных (на ранних этапах), посуду (особенно покупную из металла), ткани (также покупные, китайский шёлк), позже — деньги.

 

Рожали удэгейские женщины в старые времена, уходя в специальные «родильные палатки» (йатау), находящиеся в отдалённом от стойбища месте (обычно в лесной глуши).

Всё время роженица находилась там же, посещать её имела право только повивальная бабка.

Нередко пуповину перерезала также сама роженица.

 

Ещё в сер. XIX в. господствующими у удэгейцев были родовые отношения.

Каждый член рода знал свою родовую принадлежность, которая вместе с «законом» (традиционным правом) чаще всецело определяла (контролировала и ограничивала) не только его «компетенцию» (совокупность семейных и профессионально-промышленных отношений), но и личную свободу.

Во главе рода стоял старейшина (сагдимзи; иначе заньгиа — «князь»), избиравшийся из старейших и авторитетных мужчин рода.

Именно он был наделён властными полномочиями, он же следил за соблюдением «закона» (кругу), то есть традиционного права, и вёл суд в случае его нарушения.

В случае возникновения межродового конфликта (например, убийства), на суд собирались старейшины всех родов, чтобы на основе традиционного же права решить совместно, на чьей стороне «закон».

 

Традиционное хозяйство

Традиционное хозяйство удэгейцев основывалось на охоте и рыболовстве. Рыбный промысел играл определяющую роль у удэгейцев, живущих в бассейне рек Японского моря, на крупных притоках Уссури и Амура.

 

У живущих в верховьях притоков Уссури основным занятием была охота.

Наиболее древний и любимый вид промысла — гоньба (преследование животного на лыжах по глубокому снегу или весеннему насту).

В этом случае чаще всего использовали копье гида или лук со стрелами. Распространенной была охота с помощью самострелов бэйсигу.

На изюбра и лося охотились с оморочек в речных заводях, куда животные приходили полакомиться водорослями.

Осенью во время гона изюбров подманивали с помощью берестяного манка буника.

Охота на пушных зверей получила широкое распространение лишь в последней четверти 19 века, когда в крае появились многочисленные скупщики пушнины.

Добывали енотов, колонков, выдр и особенно соболей с помощью различных ловушек.

Чаще всего зверя выслеживали по следу.

Основу удэгейского рыболовства составляла добыча кеты осенью и горбуши летом.

Орудиями лова служили остроги, крючковые снасти и ловушки.

На Самарге, Бикине, на речках побережья Японского моря удэгейцы добывали лососей небольшими запорами.

 

Собирательство — еще одна хозяйственная отрасль удэгейцев.

Занимались этим делом женщины.

Женьшеневый промысел носил у удэгейцев товарный характер.

Добытые корни сдавали китайским торговцам, рассчитываясь, таким образом, с ними за старые долги.

 

Изобразительное искусство представлено узором, орнаментом, скульптурой и плоскостным сюжетным рисунком.

Узором и орнаментом украшались бытовые предметы, орудия труда, принадлежности культа.

Широкое развитие получила орнаментация тканей, рыбьей кожи, бересты. При украшении предметов из этих материалов использовали такие технические приемы как роспись, аппликация, вышивка.

В скульптуре больше место занимало изображение духов.

В целом удэгейское народное искусство имеет общую основу с искусством тунгусо-манчжурских народов.

 

Основным средством передвижения в летнее время у удэгейцев были лодки-долбленки.

По конструкции носа и некоторым другим деталям они относятся к двум типам: оморочка утунгиэ и лодка с лопатообразным носом ана (бат). Оморочка по конструкции отличалась от бата овальным дном, заостренными кормой и носом.

Передвигались бат и оморочка с помощью шестов и весел.

На оморочке пользовались двухлопастным веслом.

Поднимаясь против течения, в бат иногда впрягали собак.

В последние десятилетия лодки ана строят обычно из досок.

Основным зимним средством передвижения были лыжи двух разновидностей: голицы кингилэ и с меховой подбивкой сугала.

На лыжах ходили с посохом, нижний конец которого имел костяной наконечник и ограничительное кольцо.

Верхний конец имел вид небольшой лопаточки.

Спускаясь с горы, охотник садился на лыжную палку и ловко скатывался вниз.

Для перевозки грузов зимой пользовались низкой прямокопыльной нартой без дуг.

 На ее левой стороне имелось правило, с помощью которого охотник управлял нартой.

Тянуть нарту охотнику помогала собака

 

Религия и обрядность

Анимистический Пантеизм с элементами шаманских обрядов.

В основе мировоззрения удэгейцев лежали анимистические представления о природе.

Весь окружающий мир для них был населен бесчисленным количеством добрых и злых духов.

 

Из анимистических представлений возник культ хозяев природы, тесно связанный с промысловыми обрядами.

Верования удэгейцев, связанные с промысловым обрядом, находятся в неразрывном единстве с почитанием таких животных как медведь, тигр, выдра и других, которые когда-то, видимо, были для удэгейцев тотемами.

Тотемизма сохранялся в культе удэгейцев вплоть до недавнего времени.

 

Первоначально существовало лишь семейное шаманство, которое со временем стало вытесняться профессиональным.

Каждый шаман имел своих духов-покровителей и духов-помощников, которые изображались в виде человечков, зверей, рыб, птиц и насекомых.

Шаманский дар передавался по наследству из поколения в поколение.

Шаман — не только проводил культовые действия (камлания), но и нередко выступал посредником в улаживании социальных конфликтов.

 

Действовало множество поведенческих, в том числе языковых табу (Сонда), например, жене нельзя было переступать через (существует мнение, что вообще крайне касаться) личные вещи мужчины; было запрещено класть нож в очаг, спрашивать имя покойника и тому подобное.

 

Табуизированы были все сферы жизни человека, в том числе и хозяйственная — например, делать лодку из дерева, поваленного бурей, было нельзя.

 

Погребальные традиции удэгейцев — сплав верований и практичности.

В случае смерти покойника заворачивали в материю, делали гроб (огдие), выдолбленный из ствола тополя, реже кедра, бревно накрывалась сверху меньшим; иногда в форме лодки, ведь верили, что на пути в потустороннем мире душа покойника переплывает моря и реки), далее гроб забивали досками и заворачивали берестой.

В старые времена гроб не закапывали в землю.

Если покойник был взрослым или ребёнком старше 3 лет, то его гроб относили и оставляли посередине специально возведённой (часто в лесных чащах) палатки.

Покойника снаряжали в «долгий путь» в потусторонний мир — оставляли немного еды (только крупы), одежду, копьё, топор и нож (всё с затупленными остриями), в более поздние времена — даже спички, махорку, немного металлических денег («для покупки в потустороннем мире невесты»).

Если умирал ребёнок до 3 лет, его гробик помещали в ветви дерева, потому считалось, что душа ребёнка должена вернуться в гнездо (омие), охраняющий Великая Бабка.

 

Религиозные верования существенно различались у Удэгейцев разных территориальных групп.

У приморских и амурских Удэгейцев среди духов-хозяев значительное место занимали духи воды — касатка (ей приносили жертвы), дух-хозяин рыб, хозяйка лососевых Мамаса давани и др.

 

Повсеместное распространение имело почитание Буа — духа-хозяина вселенной; духа тайги, гор Онку. Удэгейцы почитали тигра, молились его следу.

Добыв медведя, непременно устраивали всеобщую трапезу, во время которой соблюдалось множество табу.

 

Множеством запретов сопровождался культ духа огня Пудя.

Духу-хозяину гор, тайги приносили жертвы в горах, на перевалах.

Покровительнице охоты Сангия мама устраивали жертвенник у дерева близ селения; в жертву приносились кусочки рыбы, жгли багульник.

 

Фольклор

Фольклор представлен историческими рассказами, преданиями, мифами, сказками и другими жанрами.

Музыкально-повествовательная традиция удэгейцев отличается большой мобильностью: один и тот же сюжет может быть представлен и как мифологическое повествование и как сказка с напевами.

В основе фольклорных произведений рассказы о действительных исторических событиях, родовые предания, мифы, шаманские легенды, различные объяснения происхождения названий гор, озер и других объектов природы.

Особое место в устном народном творчестве занимала песня.

Ее характерная особенность — печальность и монотонность.

Разнообразны способы извлечения звуков: прерывистое горловое пение с небным оттенком, ротогорловая кантилена с фальцетным оттенком и т.п. Песни исполнялись сидя, во время пения жестикулировали, покачивая головой и корпусом.

 Хореографическое искусство представлено обрядовыми и игровыми танцами.

Танцы устраивали по случаю удачной охоты на медведя или другого зверя. Танцевали вокруг костра женщины, специальную пляску устраивал шаман. Шаманская пляска — сольная импровизация, состоящая из иллюстративно-изобразительных, подражательных движений, переходящих в пантомиму. Участники танцев имитировали движение зверей

 

 

Традиционная одежда

Основным материалом для изготовления одежды и обуви у удэгейцев в прошлом служили шкуры животных и рыбья кожа.

Одежда имела общеамурский облик, отличаясь некоторыми особенностями кроя.

 

Женская и мужская одежда Удэгейцев в общих чертах была сходна: тканевый халат покроя кимоно с застёжкой на правом боку, употреблялись халаты из рыбьей кожи.

Под халатом — штаны с ноговицами, у женщин — длинные нагрудники эвенкийского типа, расшитые бисером, с металлическими подвесками. Праздничная мужская и женская одежда украшалась орнаментом.

Обувь короткая с отдельной головкой амурского типа и эвенкийского в виде сапожка.

 

Национальная кухня

Характер пищи удэгейцев зависел от сезона.

С конца весны и до осени преобладала рыбная и растительная пища.

С декабря и до весны, а также в сентябре важную роль играло мясо диких зверей.

Удэгейцы не делали больших запасов свежего мяса. Когда оно заканчивалось, охотник уходил за новой добычей.

От общеамурской модели питания пища удэгейцев отличалась увеличеним доли мяса. 

Читать электронный журнал Космополитен, Бурда и другие.