Краткое описание коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

При составлении описания использовалась информация из публичных источников, в том числе библиографические источники по этнографии.

Подробности

Тувинцы-тоджинцы

Тувинцы-тоджинцы

(туга, туха)

 

Современные источники

Тувинцы-тоджинцы, субэтнос тувинцев, коренной малочисленный народ Сибири.

 

Самоназвание

Туга, туха

 

Численность и расселение

Всего: 4 442 человека, из них в РФ 4 442 человека.

В том числе в Республике Тыва по переписи 2002 года 4 435 человек.

 

В основном проживают в муниципальном образовании Республики Тыва, Тоджинском кожууне с административным центром — в селе Тоора-Хем.

Расположенном в Тоджинской котловине, обрамлённой Западным Саяном и Восточным Саянами.

 

Численность тувинцев-тоджинцев в населённых пунктах в 2002 г.

Республика Тыва:

- село Кунгуртуг — 1785

- село Адыр-Кежиг — 1096

- село Ий — 1077

- село Сыстыг-Хем — 155

- село Чазылары — 119

 

Язык

Говорят, на северо-восточном (то́джинском) диалекте тувинского языка.

По ряду языковых характеристик ближе к тофаларскому и сойотско-цатанскому языку.

 

Традиционное жилище

Традиционным жилищем оленеводов был чум, который имел каркас из соединенных вверху, наклонно установленных, шестов.

Его крыли берестой и лосиными шкурами.

 

Семья

Патриархальная многопоколенная.

 

Традиционное хозяйство

В отличие от других этнических групп тувинцев занимаются оленеводством, а также сбором дикоросов, охотой и в меньшей степени — рыболовством.

Исторически собирательство в Тодже ориентировалось и на сбор женщинами луковиц сараны (до 100 и более кг на семью).

Запасы хранились в кожаных сумках в высушенном виде.

Заготавливали и кедровые орехи.

Тоджинцы обрабатывали шкуры, выделывали кожу и бересту для изготовления одежды, утвари и покрышек чума, ремней.

Было известно кузнечное и столярное дело.

В 1990-е годы оленеводство у тоджинцев видимо почти сошло на нет, это видно по данным о численности оленьего поголовья в целом по республике Тува: в 1990 году в Туве было 8,6 тыс. оленей, в 2000 году 1,1 тыс. оленей, в 2010 году 2,2 тыс. оленей.

 

Религия и обрядность

Традиционная религия анимистический Пантеизм с шаманской обрядностью.

Сохранился промысловый культ (в том числе «Медвежий праздник») и Семейно-родовой культ.

Присутствуют Буддизм (тибетский буддизм) и Православие.

 

Праздники

Новогодний праздник — шагаа, хозяйственные праздники обработки шерсти и изготовления войлока, семейно-бытовые — свадебный цикл, рождение ребёнка, стрижка волос, религиозно-ламаистские — освящение жертвенного места, оросительного канала и др. Во время праздничных мероприятий проводили спортивные состязания по борьбе хуреш и стрельбе из лука, конные скачки и др.

 

История

Имеется свидетельство о быте племён, живших на сопредельных с кыргызами территориях Восточного Саяна — в современной Тодже.

Обитавшие там племена уже в то время имели обще этническое название, в китайском написании — «дубо».

 

В китайской летописи VIII в., сохранилось лаконичное, но вместе с тем яркое описание племени дубо: «Земли поколения Дубо к северу прилегали к Малому морю, а на западе — смежные с хягасом (кыргызским государством).

Разделялись на три аймака (племени), из коих каждый управлялся своим начальником.

Они не знали годовых и не имели календаря; жили в шалашах из травы (чумах), ни скотоводства, ни землепашества не имели.

У них много сараны: собирали её корни и приготовляли из неё кашу.

Ловили рыбу, птиц, зверей и потребляли в пищу.

Одевались в соболье и оленье платье, а бедные делали одежду из птичьих перьев...

Покойников полагали в гробы и ставили в горах или привязывали на деревьях».

 

Читать электронный журнал Космополитен, Бурда и другие.