Краткое описание коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

При составлении описания использовалась информация из публичных источников, в том числе библиографические источники по этнографии.

Подробности

Теленгиты

Теленгиты

(телесы)

 

Современные источники

Теленги́ты, коренной малочисленный народ Сибири.

 

Численность и расселение

Всего: по переписи 2010 года 3 800 человек.

В том числе РФ 3712 человек (по переписи 2002 года 2399 человек).

Из них:

- Республика Алтай 3648 человек (по переписи 2002 года 2368 человек).

- Санкт-Петербург 16 человек (по переписи 2002 года).

(Вместе с тем сами теленгиты оценивают свою численность не менее чем в 15 тыс. человек.)

В настоящее время теленгитами считают себя в основном коренные жители южных районов Республики Алтай — Улаганского района (к югу от Телецкого озера вдоль впадающей в него реки Чулышман с её притоком Башкаус) и Кош-Агачского района (в долине реки Чуя).

Численность теленгитов в населённых пунктах в 2002 г.:

Республика Алтай:

- село Улаган: 510 чел.;

- село Балыктуюль: 394 чел.;

- село Балыкча: 305 чел.;

- село Саратан: 232 чел.;

- село Коо: 191 чел.;

- село Язула: 105 чел.

По переписям населения, Теленгиты до 2002 года считались субэтносом алтайцев.

 

Язык

Язык теленгитов — южноалтайский (собственно алтайский) язык (теленгитское наречие), который относится к киргизско-кыпчакским (хакасским) языкам тюркской группы алтайской языковой семьи.

 

История

Древнейшие предки – древнетюркские племена теле, расселившиеся в Центральной Азии, впервые упоминаются в русских литературных источниках в 1601 г.

Их тогда называли «белыми калмыками». В XVII в. телеуты представляли крупное объединение кочевников Верхнего Приобья – улус.

В начале XVIII в. большая их часть была уведена западными монголами в Джунгарию, где кочевала свыше 50 лет.

 

В 1916 году теленгиты пытались откочевать в Монголию от притеснений российских властей, однако были возвращены и сурово наказаны.

В 2000 году теленгиты были отнесены к коренным малочисленным народам Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации № 255 от 24 марта 2000 г.) и перепись 2002 г. учла их как отдельный народ.

 

Традиционное жилище

Традиционное жилище теленгитов — аланчик (конический шалаш-чум), войлочная юрта и многоугольный срубный аил.

 

Семья

Патриархальная многопоколенная семья.

Еще в начале 20 века при сохранении строгой экзогамии, у теленгитов имели место несколько форм и способов заключения браков: «колыбельная форма», просватывание детей малолетнего возраста, похищение. Сохранение традиций левирата нашло выражение в обычае, когда овдовевшая женщина выходила замуж за младшего брата своего покойного супруга.

Распространены были и кузенные браки: детям замужней женщины разрешалось вступать в брак с прямыми потомками ее брата.

У теленгитов был принят обычай давать приданое (энчи) и калым (бодо). Если у тувинцев подарки подносятся отцу невесты, то у теленгитов — матери.

 

Традиционное хозяйство

Традиционное хозяйственное занятие теленгитов — скотоводство экстенсивного типа, основанное на круглогодичном пастбищном содержании скота.

В летний период скот выпасался в долинах рек; весной и осенью на предгорных степных пастбищах, а зимой на высокогорных плато. Теленгины разводили яков, верблюдов, лошадей, коров, овец и коз. Значительную роль в хозяйстве играла лошадь, к которой теленгиты проявляли почтительное уважение, называя «человеческими крыльями». Кочевой скотоводческий тип хозяйства предопределил сезонный тип поселений с набором хозяйственных построек.

Одной из наиболее архаичных построек является кажаа — круглая в плане изгородь для содержания овец.

Этот тип сооружений известен под тем же названием у других народов Саяно-Алтая.

Охота, носившая у теленгитов сезонный характер и сочетавшаяся с кочевым и полукочевым скотоводством, являлась вторым по значению хозяйственным занятием.

Охотничий промысел, на который теленгиты выезжали небольшими группами, в прошлом был направлен на пушного зверя, шкурами которого уплачивался ясак.

 

Религия и обрядность

Традиционная религия Анимистический Пантеизм.

Большое значение в обрядах имел культ собаки.

С собакой связывали репродуктивность жизненного цикла человека, что находит аналогии в верованиях якутов, тувинцев, киргизов и бурятов.

Для теленгитов характерен синкретизм религиозных верований.

Оставаясь Пантеистами, они подверглись влиянию православия, буддизма (ламаизма) и бурханизма.

От ламаистов теленгиты заимствовали календарь двенадцатилетнего животного цикла.

С Пантеизмом тесно связаны различные культы, отражавшие анимистические и магические представления.

Центральное место занимал культ природы с духами-хозяевами местности (ээзи).

Особо почитались горные перевалы, преодолевая которые, теленгиты жертвовали духу-хозяину этой горы камни или ветви, насыпая кучи — обоо. Наиболее связан с шаманизмом культ посвященных животных.

Во время обрядов тайылга или ыйык, шаман, выступавший в роли посредника между мирами, преподносил жертвенное животное духу или божеству.

Теленгиты предписывали функции охранителей и защитников семьи особым духам (тос), изображавшихся в виде антропоморфных, зооморфных и аниконических фигурок.

Теленгиты являлись приверженцами различных конфессий и верований, потому у них существовали различные виды погребений.

Погребения по общехристианским канонам — относительно позднее явлением.

Другим видом являлись впускные погребения вместе с конем в насыпях древних курганов.

При наземном захоронении сооружали деревянный двух или трех венцовый сруб или каменную наброску.

Этот вид погребения был преобладающим, но практиковалось и трупосожжение.

В погребении считалось необходимым участие шамана.

Шаман во время камлания провожал душу умершего в страну предков.

 

Традиционная одежда

Теленгитская женская шуба южносибирского типа, свойственна южным алтайцам, бурятам и тофаларам.

Летней одеждой теленгиток были каптал и чедек, покрой которых схож между собой.

Женская одежда дополнялась украшениями, игравшими и функцию оберегов.

К поясу крепился нарядный кисет (калта) из кожи или ткани, украшенный вышивкой с двух сторон.

Женские курительные трубки (канза) изготавливались с особым изяществом и оригинальностью.

Трубка и кисет являются обязательными предметами, которые кладут с покойным в гроб.

Традиционными головными уборами являлись шапочки с жесткой конусовидной тульей, изготовленные из кож домашних и меха диких животных.

Если традиционные женские головные уборы еще продолжают бытовать, то мужские вышли из употребления.

 

Национальная кухня

Теленгиты употребляли мясную, молочную и растительную пищу.

Основу питания составляло мясо домашних и диких животных.

Способы обработки и консервации мясной продукции довольно оригинальны и не были заимствованы у соседних народов.

Молочная пища употреблялась исключительно в обработанном виде: кислое молоко и различные, получаемые из него продукты (творог, масло, сыр, арака.).

Пища растительного происхождения приготовлялась из зерновых культур (ячмень, пшеница, просо) и диких съедобных растений.