Краткое описание коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

При составлении описания использовалась информация из публичных источников, в том числе библиографические источники по этнографии.

Подробности

Сибирские татары

Сибирские татары

(Себер татарлар, татарлар, сыбыр татарлары, сибирактар,, ,сибираклар, моселман)

 

Современные источники

Сибирские татары — субэтнос татар, коренной народ Сибири.

 

Самоназвание

Татарлар, сыбыр татарлары, сибирактар,, ,сибираклар, моселман)

 

Также, ряд немусульманских народов Западной Сибири (чулымцы, хакасы, шорцы, телеуты) по сей день используют термин «татар» или «тадар» в качестве самоназвания.

 

Численность и расселение

Всего: от 6779 человек до 210 000 чекловек.

В том числе в РФ по переписи 2010 года назвали себя Сибирскими Татарами 6779 человек (по переписи 2002 года 9611 человек).

 

Наибольшее число респондентов в 2002 году идентифицировали себя как сибирские татары в Тюменской и Курганской областях — 7890 и 1081 человек соответственно.

Всего же, в 2002 году в вышеназванных областях (их территория соответствует основной территории исторического Сибирского ханства), проживало 358 949 татар.

 

В то же время, в ряде научных публикаций численность коренных сибирских татар оценивается от 190 до 210 тысяч человек (по данным 1989 г.)
Столь значительное расхождение в данных может быть объяснено тем, что практически все сибирские татары разделяют официальную точку зрения о том, что являются частью единой татарской нации и считают свой родной язык восточным диалектом литературного татарского.

Лишь указанная небольшая часть считает себя представителями отдельного народа с самобытным языком и культурой.

 

По итогам Первой всероссийской переписи только в Тобольской губернии в 1897 году сибирских татар насчитывалось 56 957 человек.

Это последние известия об относительно подлинной численности сибирских татар, так как дальнейшие переписи происходили с учётом численности татар-переселенцев из других регионов России.

Нельзя не упомянуть и о том, что многие сибирские татары всячески уклонялись от переписи, справедливо полагая, что это очередная попытка царского правительства заставить их платить ясак (налог).

 

Согласно данным переписи 1926 года, в Западной Сибири проживало 90 тысяч сибирских татар и 28 тысяч волго-уральских татар.

В 1926 г. на территории нынешней Тюменской области насчитывалось 70 000 татар, в 1959 г. — 72 306, в 1970 г. — 102 859, в 1979 г. — 136 749, в 1989 г. — 227 423, в 2002 г. — 242 325 (из них родилось в Тюменской области 125000 человек).

 

Сибирские татары исторически проживают на обширных равнинах к востоку от Уральских гор до реки Томь в степной, лесостепной и лесной зонах.

Исконные сёла сибирских татар расположены чересполосно с сёлами других этносов преимущественно в:

 

Аромашевском, Заводоуковском, Вагайском, Исетском, Нижнетавдинском, Тобольском, Тюменском, Уватском, Ялуторовском, Ярковском районах

Тюменской области;

 

Большереченском, Знаменском, Колосовском, Муромцевском, Тарском, Тевризском, Усть-Ишимском районах Омской области;

 

Чановском, Кыштовском, Венгеровском, Куйбышевском, Колыванском

районах Новосибирской области;

 

Кривошеинском, Томском районах Томской области.

 

По нескольку сёл имеется в Свердловской, Курганской и Кемеровской областях.

 

За пределами России живут в Казахстане, странах Средней Азии и Турции (село Богрюделик в провинции Конья).

 

Этно-территориальные группы

- Тоболо-иртышская (включает заболотных (ясколбинских), тоболо-бабасанских, коурдакско-саргатских,тарских, тобольских и тюменско-туринских ясколбинских татар);

 

- Барабинская (включает барабинско-туражских, любейско-тунусских и теренинско-чойских татар);

 

- Томская (включает калмаков, чатов и эуштинцев).

 

Этногенез

Работа с архивными документами позволяет допустить возможность, что сибирские татары принадлежат к древнейшим аборигенам Западной Сибири.

Часть сибирских татар предположительно вышла из среды средневековых кыпчаков, принимавших участие в формировании многих тюркских народов.

В процессе своего длительного и сложного этнического развития сибирские татары контактировали с группами угорского происхождения, самодийцами, кетами, народами Саяно-Алтая, Средней Азии и Казахстана.

Наиболее близки к сибирским татарам этногенетически — казахи и башкиры, тюрки Саяно-Алтая.

Связано это с тесными этногенетическими контактами этих этносов в обозримом прошлом.

 

Сравнительно достоверные данные об этногенезе, как считается в науке, можно получить с эпохи неолита (6—4 тыс. лет до н. э), когда начинают складываться племена.

Эта эпоха характеризуется обитанием на территории Западной Сибири племён угорско-уральского происхождения, контактировавшими с племенами Прикаспийской Средней Азии.

В середине 2-го тысячелетия до н. э. в Сибирь проникают ираноязычные племена.

 

Рубеж и начало новой эры характеризуются формированием древнетюркского этноса в Сибири.

Тюркские племена хунну обитали в Западной Сибири уже во II—III вв. н. э. В VI—IX вв. западносибирскую лесостепь заселяют значительные массы тюрков, пришедшие из районов Алтая и Центрального Казахстана.

В XIII в. в Прииртышье появляются кыпчаки, вытесненные из южных степей войсками Чингисхана.

В этот период начинается активный уход угорского населения на север, часть которого остаётся и вливается в состав тюркского населения.

Всё это время не прерываются контакты местного сибирско-тюркского населения с этносами Средней Азии, поскольку границы владений среднеазиатских государственных объединений доходили до территории Прииртышья.

Так к XV—XVI вв. складывается этническое ядро сибирских татар. В XIII в. территория проживания сибирских татар входила в состав Золотой Орды. В XIV в. возникает Тюменское ханство со столицей Чимги-Тура (совр. Тюмень), в конце XV—XVI вв. — Сибирское ханство со столицей в Искере (близ современного Тобольска).

 

Антропология

По расовым признакам сибирские татары относятся к южносибирскому, западносибирскому и центральноазиатскому расовому типам.

Этногенетические процессы средневековья и более поздних периодов антропологически сближают сибирских татар с жителями Средней Азии (сартами), казахами, башкирами.

Дерматоглифический материал позволяет отнести сибирских татар к кругу метисных монголоидно-европеоидных форм со значительным преобладанием монголоидного компонента.

Заболотные татары чрезвычайно близки к берёзовским хантам.

 

Язык

Сибирско-татарский язык, относится по большинству фонетико-грамматических показателей к языку кыпчакско-ногайской подгруппы кыпчакской группы западнохуннской ветви тюркских языков.

Некоторыми исследователями он так же считается восточным диалектом стандартного татарского языка.

Сибирско-татарский язык имеет ряд диалектов и говоров: тоболо-иртышский диалект с тюменским, тобольским, заболотным, тевризским, тарским говорами, барабинский диалект, томский диалект с эуштинско-чатским и орским говорами.

 

Впервые фундаментально язык сибирских татар был исследован доктором филологических наук, профессором Г. Х. Ахатовым

В лексике и грамматике имеются элементы языков карлукской группы, кыпчакско-булгарской и киргизо-кыпчакской подгрупп.

Такое взаимопроникновение элементов языков разных групп и подгрупп в рамках тюркских языков характерно практически для всех тюркских языков.

В фонетике прослеживаются явления тотального оглушения звонких согласных, связанные с угорским субстратом. 9 гласных звуков составляют систему вокализма, имеются восходящие и нисходящие дифтонги.

Исконных согласных 17.

К специфическим относятся шумный щелевой (фрикативный) губной полузвонкий [бв], заднеязычный шумный щелевой полузвонкий [г], шумный щелевой увулярный звонкий [ғ], шумный смычный увулярный глухой қ смычный увулярный [ң], щелевой губно-губной [w]. Для языка характерно цоканье и йоканье во всех позициях слова.

На морфологическом уровне отмечается широкое употребление причастий и деепричастий, употребление древнетюркской лексемы бак (смотреть) в значении модальной частицы пак (карап пак — посмотри, утырып пак — присядь).

Профессор Г. Х. Ахатов считает, что «цоканье» у сибирских татар сохранилось от половцев.

В настоящее время сибирскотатарский язык внесён ЮНЕСКО в число явно подвергающихся опасности исчезающих языков РФ.

 

Традиционное жилище

Аулами, а в прошлом юртами называли сибирские татары свои сёла, а города — тора, кала.

Среди томских татар до революции сохранились термины улус и аймак. Многие названия сибирскотатарских селений восходят к этнонимическому именованию, к местоположению (связаны с названиями рек, озёр), а также к имени основателя.

Все названия сибирскотатарских селений имеют сибирскотатарское и русское официальное название, которое, собственно, тоже является тюркским.

Почти все сёла сибирских татар располагаются на берегу водоёма (реки или озера).

С сооружением дорог появились притрактовые селения.

 

Старая часть села, обычно без строгой планировки, располагается на возвышенной части, где имелась мечеть с присущим сибирскому региону архитектурным обликом (деревянная срубная постройка с довольно приземистым минаретом над входной зоной).

В селениях — волостных центрах находились здания волостных правлений (отдельная изба или пятистенный дом).

Из других зданий выделялись почтовые станции в притрактовых деревнях, помещения училищ, частные магазины, лавки, кузницы.

 

Кладбище располагалось неподалёку от села.

Могилы имели четырёхугольные срубовидные оградки.

На могильном холме женщины ставилось два деревянных столба — в изголовье и у ног.

На могиле мужчины — один столб с полумесяцем.

 

Из строений известны срубные постройки, глинобитные, дерновые и кирпичные жилища, землянки и полуземлянки.

В XVII — XVIII веках сооружались низкие срубные юрты с небольшими дверями, без окон, в которые свет проникал через отверстие в плоской земляной крыше.

Поздние бревенчатые пятистенные дома имели двускатную или четырёхскатную крышу, крытую деревянными досками, и имели глухие ограды по всему периметру хозяйства.

Некоторые имели двухэтажные срубные дома, а в городах зажиточные купцы и промышленники — каменные дома.

Немногие дома с внешней стороны украшались узорами, расположенными на наличниках окон, карнизах, воротах усадеб.

В основном это был геометрический орнамент, лишь иногда в узорах прослеживались изображения животных, птиц и людей, так как это запрещалось исламом.

 

Во внутреннем убранстве дома главенствующее положение имели нары — урын, застеленные тканными безворсовыми паласами — келэм.

На нарах устанавливался невысокий круглый столик для принятия пищи, спали на нарах же, застелив их перинами (тушэк) из пера птицы.

По краю нар стопками укладывались одеяла (йурган), подушки (йастык), сундуки. Нары заменяли всю необходимую мебель.

Так же в домах были столики на очень низких ножках, полки для посуды. Лишь у богатых сибирских татар встречалась и другая мебель, например шкафы и стулья.

Отапливались жилые дома печами (мейец) — русскими с топкой, плитой и духовой частью для приготовления пищи и только отопительными с топкой. Второй этаж двухэтажного дома не отапливался.

Одежда развешивалась на деревянной жерди под потолком (мауыл).

Окна прорезались небольшими и занавешивались занавесками (тэрэс пэртэ). Подворье разделялось на дворовую (кура, ишегалт) и хозяйственную — скотную части (мал кура).

Имелся погреб со льдом, который заготавливали зимой, для хранения мясных изделий.

 

Семья и общество

Патриархальная многопоколенная семья.

В период Сибирского ханства и ранее у сибирских татар существовали родоплеменные отношения с элементами территориальной общины.

В XVIII — начале XX вв. у сибирских татар существовали 2 формы общины: община-волость и община-селение.

Функции общины-волости сводились в основном к фискальным и представляли собой этническую и сословную общность.

Община-селение представляла собой поземельную единицу с присущими ей регулированием землепользования, хозяйственными функциями, функциями управления.

Управление велось демократическими сходами.

Проявлением общинной традиции является обычай взаимопомощи.

Немаловажной у сибирских татар была роль тугума. Тугум — группа родственных семей, берущих начало от одного предка. Роль тугума заключалась в регулировании семейных, хозяйственно-бытовых отношений, исполнении религиозных и народных ритуалов.

Важной была роль и религиозной общины, регулировавшей определённые отношения в общине в целом.

 

Традиционное хозяйство

Известно о занятии сибирских татар мотыжным земледелием ещё до вхождения Сибири в состав России.

Традиционные культуры — ячмень, овёс, просо, позже — пшеница, рожь, гречиха, выращивался лён (йетен), огородничество не характерно плоть до начала ХХ в.

 

Скотоводство — основное занятие сибирских татар в прошлом, на селе и сейчас.

В хозяйстве выращивали лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, в редких хозяйствах разводили верблюдов для торговли в южных странах.

После весенних полевых работ табуны лошадей выпускались на вольную пастьбу.

Овец стригли 2 раза в год.

Сено заготавливается летом на индивидуальных и общинных покосах.

До сих пор популярны рыболовство и охота.

Основная рыба — карась (табан), а отстреливаются водоплавающая птица, лось, косуля, пушной зверь.

Известно о ловле медицинских пиявок.

 

Определённое значение имели и имеет сейчас торговля, а в прошлом извоз — перевозка купеческих грузов на своих лошадях, отхожие промыслы (работы по найму в сельском хозяйстве, на казённых лесных дачах, лесопильных и других заводах).

 

Продукты животноводства и земледелия обрабатывались как для внутреннего потребления, так и для торговли.

 

Зерно мололи на муку и крупу на ветряных мельницах (йел тирмэн), а также с помощью ручных орудий (кул тирмэн).

Масло взбивалось в специальной маслобойке — кобо. Известно о выжимании конопляного масла.

 

Ремёсла в основном были связны с внутренним потреблением.

Шкуры домашнего скота и дичи выделывались вручную.

Из шкур шились тулупы, обувь.

Из пера птицы набивались подушки и перина.

Козий пух и овечью шерсть пряли, вязали из пуха шали для себя и на продажу, а из шерсти — в основном носки.

Лён обрабатывали для пошива одежды.

Мастера (оста) вязали сети (ау), неводы (йылым) и производили другие приспособления для ловли рыбы, а также капканы на животных.

Имеются данные об изготовлении верёвок из липового лыка, плетении коробов из ивовых прутьев, изготовлении берестяной и деревянной посуды, лодок, телег, саней, лыж.

В северных районах собирали кедровые шишки.

 

Религия и обрядность

Основной религией является Ислам, кроме того относительно нешироко распространено Христианство и традиционный анимистический Пантеизм.

 

Народные праздники и обычаи включают в себя элементы доисламских верований сибирских тюрков.

К народным праздникам относится амаль (восточный новый год в день весеннего равноденствия).

В селе проводится коллективная трапеза, раздаются подарки (предметы разбрасываются с высокой постройки), участники играют в игры.

Сегодня почти забыт древний праздник карга путка («воронья (грачиная) каша»).

У сибирских татар в доисламский период ворон считался священной птицей.

Он проводился во время прилёта грачей, то есть перед началом посевных работ.

Жители села собирали по подворьям крупу и другие продукты, варили кашу в большом котле на всех участников, развлекались, а остатки трапезы оставляли в поле.

Также традиционно сибирские татары в засушливое лето проводят мусульманский обряд «Молитва о ниспослании дождя», где сельчане во главе с мусульманским духовенством проводят этот обряд заклания жертвенного животного в засушливую погоду с просьбой к Всевышнему о дожде, либо, наоборот, в дождливую о прекращении осадков для возможности продолжения сельскохозяйственных работ (в основном заготовки сена).

 

В виду того, что Ислам в среду Сибирских татар пришёл через Бухарских суфийских шейхов, среди сибирских татар сохранилось уважительное отношение к этим шейхам.

Так называемые «Астана», захоронения шейхов, почитаются сибирскими татарами, и более того, у каждой «Астаны» имеется свой «хранитель», который следит за состоянием «Астаны», а местное население, проезжая рядом с «Астаной», всегда останавливается у могилы шейха и, прочитав молитвы, передаёт вознаграждение от прочитанного пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам, аулия (друзьям Аллаха), всем шейхам, мусульманам и себе.

 

Фольклор.

В жанровом отношении он разнообразен.

Из лиро-эпических произведений известны дастаны (народные поэмы) («Идегей»), прозаические — сказки (йомак), пословицы (лагап), поговорки (эйтем).

Музыка (кроме плясовой) основана на пентатонике, поэтому сибирские татары поют песни (жыр), общие с татарскими и башкирскими.

Музыкой сопровождаются такие жанры фольклора как баиты (пэйет) — стихи, посвящённые трагическим случаям жизни, мунаджаты (моначат) — религиозные песнопения, частушки (такмак).

Народные танцы отличаются громким отбиванием ног (как в испанском фламенко или у марийцев).

Из традиционных музыкальных инструментов известны курай (точнее коурай)(род свирели), кубыз (точнее комыз) (язычковый музыкальный инструмент), тумра (род домбры), тум (барабан).

 

Традиционная одежда

Повседневная одежда мужчин и женщин состояла из шаровар и рубашки. Поверх рубашки надевались чекмень (цикмэн) или камзол (камсул), представлявшие собой приталенный стёганный с длинными рукавами и карманами род пиджака ниже колен из шерстяной ткани.

Женский чекмень отличался от мужского большим расширением к подолу. Праздничные платья сибирских татарок шились с оборками (пормэ) и нагрудными украшениями (исеу).

Праздничной мужской одеждой являлся халат (йэктэ, цапан).

 

Из обуви известны кожаные сапоги (атыу, царык), кожаные туфли (царык паш), калоши, зимой — валенки.

 

Головные уборы мужчин — тюбетейки (кэбэц), шапки на меху (такыя). Женщины носили налобную повязку (сарауц), а поверх неё шаль или платок.

Обязательным атрибутом женских украшений были накосники (цулбы), браслеты (пелэклек) в основном из серебра.

Зимняя одежда состояла из стёганых пальто (кортэ), овчинных тулупов (тун), шуб.

 

По крою и расцветке старинная верхняя одежда сибирских сродни среднеазиатской и Саяно-Алтайской, (с уйгуро-китайским отворотом), женские платья — башкирским (с несколькими рядами оборок по подолу), костюмы начала XX века и позже подвержены татарскому влиянию.

 

Национальная кухня

Кухня сибирских татар разнообразна и основывается на мучных, рыбных, мясных и молочных блюдах.

Ели мясо всех домашних животных и птиц, кроме свинины, из диких животных — зайчатину и лосятину.

Из конского мяса делали колбасы (казы), в том числе и копчёные.

Кроме того, вялили мясо.

Излюбленные первые блюда — супы и бульоны: мясной суп — аш, мясной бульон — шурба, уха — палык шурба, разные виды лапши — онаш, салма, супы с клёцками — умац и йорэ, пшённый — тарык урэ, перловый — куцэ урэ, рисовый — корец урэ.

В качестве вторых блюд употребляются пишпармак — томлёное в печи мясо с бульоном, картофелем, луком и кусочками тонко раскатанного теста, а также различные изделия из теста: большой закрытый мясной пирог — пэлец (из различных видов мяса), большой закрытый рыбный пирог — эртнек.

Известно большое количество выпечки: пресные лепёшки — кабартма, пэтер и йога, пшеничный и ржаной хлеб, большой закрытый или открытый пирог со сладкой начинкой из калины (палан пэлец), клюквы и брусники (цея пэлец), пирожки с различными начинками — капшырма, самса, пэрэмец, множество видов паурсаков — кусочков теста, приготовленных в кипящем масле или жире (сур паурсак, сансу и др.), блюда наподобие блинов — коймок, халва — алюва, хворост (коштел).

Употребляли каши, талкан — блюдо из молотых зёрен ячменя и овса, разведённых в воде или молоке.

Поскольку территория проживания сибирских татар — болотистые, озёрные места, одним из популярных видов сырья для приготовления пищи является рыба (кроме бесчешуйных видов и щуки, которые запрещены исламом). Рыба варится в виде ухи, запекается в печи, жарится на сковороде как отдельно на масле, так и в бульоне с картофелем, а также вялится, сушится, солится.

Кроме того, популярно мясо водоплавающей дичи.

В виде приправы во всех видах мясных и рыбных блюд используется большое количество лука.

Помимо мясных блюд, как один из основных видов продуктов животноводства, популярны молочные продукты: май — масло, (эремцек, эцегей) — творог, катык — особый вид простокваши (кефира), каймак — сметана, сливки, курт — сыр.

Наиболее распространёнными напитками были чай, некоторые виды шербета, известно употребление кумыса и айрана.

Из дикорастущих ягод на сладкое приготавливалась пастила (как)