Краткое описание коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

При составлении описания использовалась информация из публичных источников, в том числе библиографические источники по этнографии.

Подробности

Селькупы

Селькупы

(сёльӄуп, суссе ӄум, чумыль-ӄуп, шельӄуп, шешӄум; устаревшее — остяки-самоеды)

 

Современные источники

Селькупы, коренной малочисленный народ Сибири.

 

Самоназвание

Сёльӄуп

 

Этноним

Данное обозначение народа официально принято в 1930 году.

 

Численность и расселение

Всего: 4400 человек.

В том числе в РФ по переписи 2010 года 3649 человек (по переписи 2002 года 4249 человек).

Из них:

- Тюменская область 2065 человек (по переписи 2002 года 1857 человек).

Там же, Ямало-Ненецкий АО 1988 человек (по переписи 2002 года 1797 человек).

- Томская область 1181 человек (по переписи 2002 года 1787 человек).

- Красноярский край 281 человек (по переписи 2002 года 412 человек).

 

Кроме того, Украина по переписи 2001 года 62 человека.

 

Численность селькупов в населённых пунктах (2002 г.):

Ямало-Ненецкий АО:

- село Красноселькуп — 581;

- посёлок Толька — 491;

- село Ратта — 153;

- село Толька — 136;

- город Тарко-Сале — 103;

Томская область:

- село Каргасок — 190;

- город Колпашево — 153;

Красноярский край:

- село Фарково — 237.

 

В течение 20 столетия численность селькупов сократилась почти вдвое.

 

Этногенез

Селькупы предположительно являются прямым потомком носителей Кулайской культуры V века, с которой связывают происхождение всех самодийских народов.

 

Этно-территориальные группы

Существуют две группы селькупов — северная (самознавание — «солькуп», «шолькуп») и южная (самознавание — «чумыль куп», «суссе кум» или «шош кум»).

Северные селькупы живут на востоке Ямало-Ненецкого автономного округа (Красноселькупский район) и севере Красноярского края (Туруханский район).

Южные селькупы живут на севере Томской области (Колпашевский район, север Парабельского и Каргасокского районов).

 

Деление селькупов на две территориальные группы и их контакты с соседними народами фиксируются в особенностях этнической культуры. Южные селькупы в настоящее время значительно ассимилированы русским населением и утратили многие элементы таежного охотничье-рыболовецкого хозяйственно-культурного комплекса, характерного для всех народов, живущих в таежной зоне Западной Сибири.

Северные селькупы, в контакте о северосамодийскими народами, а также кетами и эвенками, освоили таежное транспортное оленеводство и до настоящего времени сохраняют традиционное промысловое хозяйство, мобильное жилище (чум) традиционную для северян одежду (типа малицы), режимы питания, утварь, транспорт, продолжают бытовать некоторые функции традиционных социальных институтов, основы традиционного мировоззрения.

 

Язык

Селькупский язык относится к самодийской ветви уральской языковой семьи.

Считается, что от своих ближайших родственников – ненецкого тундрового, ненецкого лесного, энецкого и нганасанского языков, а также от ныне исчезнувших камасинского и маторского языков — селькупский язык отделился около двух тысяч лет назад.

Селькупский язык имеет четыре основных наречия: северное, центральное, восточное и южное.

Селькупы из разных регионов могут не понимать друг друга, пользуются разными самоназваниями, однако границы между наречиями расплывчаты.

В отличие от других самодийских языков, селькупский язык обладает богатым вокализмом (25 гласных фонем и 16 согласных.

В ауслауте чередуются гоморганные носовые и смычные согласные).

 

История

Впервые селькупы упоминаются в русских письменных источниках XVI в. В конце XVI века существовало племенное объединение селькупов, которое в русских источниках называется «Пегая Орда».

Пегая Орда, насчитывавшая более 400 профессиональных воинов и возглавляемая князцом Воней, оказывала упорное сопротивление дружинам русских воевод и их союзникам кодским хантам.

Воня состоял в унии с сибирско-татарским ханом Кучумом, но и после падения Сибирского ханства продолжал борьбу за независимость, отказываясь от уплаты русским ясака (дани).

Лишь после сооружения в 1596 г. Нарымского острога Пегая Орда была подчинена Московскому царю.

Часть селькупов ушла в северные земли, на р.Таз — тогда и началось формирование северной группы "остяко-самоедов".

С тех пор северные и южные селькупы оказались разделены — между ними лежат земли, занятые ваховскими хантами и елогуйскими кетами.

 

Традиционное жилище

В дорусский период у селькупов были распространены укрепленные городки "коч" ("кэтты"), обнесенные рвом, валом и частоколом; подступы к ним охранялись засеками с настороженными луками самострелами.

Позднее селения строились без оборонительных сооружений, обычно на высоких берегах рек при устьях притоков, проток, стариц.

 

Для южных селькупов — это землянка или полуземлянка (карам о) с бревенчатым каркасом и каркасно-столбовые дома, приваленные песком или дерном ("чуй-мо", "пой-мо"),

 

Северные селькупы-оленеводы использовали конический чум ненецкого типа, крытый оленьими шкурами. Летом покрытие было берестяным, к настоящему времени чаще используют брезент.

 

Семья

Патриархальная многопоколенная семья.

Преобладало родовое устройство общества и общественных отношений.

Традиционная общественная структура селькупов существенно изменилась под воздействием российской и советской государственности.

В XVII в. еще различались "лучшие люди" (сомаль-кумыт), "богачи" (коумде), "простые люди" (манырелькумыт), "нищие" (сегула), "рабы" (кочгула).

Во главе отдельных территориально-родовых общин стояли богатыри (сенгира) и князцы (кок).

Особую роль играли шаманы, часто выступавшие вождями общин и целых военных объединений.

 

Традиционное хозяйство

Основными занятиями были охота и рыболовство.

Орудия охоты – лук (ыдде, ынде) со стрелами, самострелы, ловушки давящего, ущемляющего и ударного типов.

На крупных копытных (лося, дикого оленя) ставили изгороди с ямами, самострелы, на лисицу, песца, росомаху – кляпцы (чако), на глухаря – слопцы, на выдру – сеть-рукав, на белку, бурундука – плашки, на медведя, лису, зайца, песца, соболя – кулемы (уанго), на песца – пасти.

На медведя ходили также с копьем-пальмой (чури-квезе).

Петлями (чазар) ловили оленей, соболей, сетями – гусей, силками – куропаток, зайцев.

Черкан (латта) обычно ставили на белку, горностая, колонка.

Существовало выражение «черканная дорога» (ладая ваттом) – тропа, на к-рой охотник устанавливал от 100 до 200 черканов.

Проверять ловушки, вынимать из них зверя и снова настораживать могли и женщины и дети.

Т.о. женщина могла за день добыть 30–40 белок.

Кулемы на медведя, загороди, загоны,ямы на лося и оленя сооружали сообща, артелями.

 

Зверя, особенно белку, добывали луком со стрелами.

Сложный клееный лук С. славился далеко за пределами их обитания, был предметом обмена.

Его делали в рост человека из 3 пород дерева – березы, кедра и черемухи. Между двумя склеенными пластинами из самой прочной части кедровой и березовой древесины прокладывали пластинку из вываренной кости и сухожилия.

Утолщение в ср. части лука и его концы делали из черемухи.

Сверху лук обклеивали тонким слоем бересты, концы обматывали саргой (нитью из черемуховой коры).

Клей, отличавшийся большой прочностью, варили из рогов лося.

Тетиву из лосиных жил на такой лук натягивали 4 мужчин.

При стрельбе для натягивания тетивы на правую руку надевали перчатку с 3 пальцами (муунла), от удара тетивы руку предохраняли костяной пластинкой в форме полуцилиндра (утан-квэтче), привязанной к кисти ремешком.

Наконечники стрел были разные: длинные заостренные, костяные и железные – на кр. зверя, деревянные закругленные с тупым концом (чтобы не портить шкурку) – на пушного зверя, железные в форме острой лопаточки – на рыбу, вильчатые – на птицу и рыбу.

 

Был распространен обычай выращивать в неволе зверей (песцов, лисиц, медведей), птиц (орлов, гусей, кедровок, кукш).

Нек-рых из них затем использовали: орлиными перьями оперяли стрелы, из шкурок песцов и лисиц шили одежду.

 

Для охоты специально выращивали «беличьих» собак.

На белковку уходили всей семьей.

Значение охоты на белку было так велико, что основной меновой единицей стала связка из 10 беличьих шкурок (сарум).

Это слово вошло в состав всех селькуп. числительных, означающих десятки начиная с 20.

Роль промысла белки отразилась и в календаре: ноябрь назывался у них «беличьим» месяцем.

 

У селькупов давние традиции рыболовства на больших и малых реках. Добывали осетра, нельму, муксуна, омуля, стерлядь, чира, щуку, окуня и др. Ловили рыбу сетями – ставными ронкат-пок и плавными кургумты-пок, удочками, дорожками, на озерах – жерлицами (поплавками с крючками), на Оби – неводами нагыджа-пок, на маленьких речках и протоках ставили запоры (атарма, квеме, пюрманчу) с ловушками в отверстиях и котцы (тавур).

Занятие рыболовством отражают назв. селькупских месяцев: «месяц щучьей икры», «месяц язевой икры», «месяц нельмы», «месяц рыбных запоров» и др.

Практиковался лов заморной (духовой) рыбы: во время цветения воды в Оби рыба уходила в глубокие места (ямы), где ключи давали свежую воду, и вставала там плотными косяками вплоть до зимы.

Способ добычи такой рыбы наз. «ломанье» или «топтанье» ям.

В ломанье обычно участвовали все жители селения в заранее назнач. день. Места над ямой делили по жребию.

Рыбаки пробивали отверстия во льду и проводили через них невод.

За день общий улов мог доходить до тонны.

Сев. С. традиционно занимались оленеводством, в основном для транспортных целей.

В одном хоз-ве обычно имелось ок. 20 (иногда более 50) животных.

Пасли их без оленегонных собак, периодически отпуская на волю и затем собирая.

Практиковалось и приизбенное оленеводство: для стада строили спец. оленьи сараи и дымокуры.

Ноябрь у северных селькупов назывался «месяц отпадения рогов оленей-самцов».

 

До нач. ХХ в. было развито кузнечество.

Из руды, доставляемой с Енисея, кузнец (чачури кум) выплавлял металл при помощи сыродувного процесса и спец. системы из 7 горнов и 14 мехов.

Из полученного железа изготавливались орудия труда, оружие, кольчуги, изображения духов.

Вплоть до ХХ в. пользовались также каменными икостяными орудиями труда (скребки для выделки кожи, зернотерки, наконечники стрел, ножи, крючки, иглы и пр.).

С. умели обрабатывать крапиву, прясть из нее нитки (при помощи прядильного веретена кето), ткать крапивные холсты для шитья одежды, одеял на оленьем меху (то-ит), матрасов (тан-где).

 

Подсобную роль играло собирательство.

Ягоды, клубни сараны, дикий лук заготавливали женщины и дети. Особенное значение имел сбор смородины, черники, клюквы и брусники.

В Нарымском кр. был развит кедровый промысел.

 

На пойменных обских лугах пасли кр. рогатый скот, лошадей, держали свиней и овец.

Традиц. средствами передвижения были собачьи, оленьи (у сев. С.) и ручные нарты, а также лыжи и лодки.

Нарты чаще всего прямокопыльные с шестью копыльями.

Полозья делали из рябины и кедра, копылья – из березы, дугу-баран – из черемухи, нащепы – из ели, планки кузова – из сосны.

Тип оленьих нарт, посадки на них, упряжи у сев. С. – самодийский. Передвигались и на лошадях.

Лыжи (тангыш) – дл. 1,7 м, шир. 20 см – делали из елового дерева. Древесину предварительно выпаривали, чтобы она стала мягкой, «как береста», выгибали в спец. станке, просушивали,обтягивали меховой подкладкой (понджи), сшитой из оленьих (20–30 шт.) или лосиных (12–18 шт.) камусов.

Далее камус подклеивали, смазывая горячим клеем четыре раза, каждый раз подсушивая заготовку.

Затем лыжу обматывали веревкой и сушили.

На место крепления подклеивали подстилку из бересты, в просверленные отверстия продевали крепежные ремни.

Лыжи держали в распорках.

Перед тем как встать на них, деревянную поверхность обрабатывали лосиным или медвежьим салом.

Срок службы сделанных т.о. лыж составлял не менее 5 лет.

На них ходили с длинным шестом (чуро), на одном конце к-рого был костяной наконечник, а на другом – лопатка.

Шестом, в частности, проверяли давность звериного следа.

Охотник, отправляясь на промысел, грузил необходимое снаряжение на ручную нарту, подпрягая к ней 1–2 собак.

Благодаря этому, идя на лыжах, он мог свободно перемещать до 150 кг груза.

Еще в XIX – нач. ХХ в. у С. бытовала лыжа-нарта (кельче).

Она имела вид шир. лыжи с завязками по бокам, иногда с низ. стенками, соединенными с полозьями деревянными гвоздями.

В кельче, впрягая собаку, охотник вывозил мясо добытого лося.

Лодки – долбленые разных видов (анты, ронтык, паба квышанд) и дощатые (завозни – из кедровых плах), для дальних переездов – крытые (илимки). Ездили на них стоя (юж.) или сидя (сев. С.), гребли однолопастным или двухлопастным веслом. Лодки вмещали от 1–2 до 8–10 чел.

Герой селькуп. фольклора Ите ставит сети на берестяной лодке.

Делали большие дощатые лодки-неводники.

 

Среди селькупов выделялись "таксыбылькуп" (товарные люди), занимавшиеся посреднической торговлей.

 

В дорусский период (до XVI в.) у селькупов было высоко развито керамическое производство: из глины изготовлялась не только разнообразная посуда, но и курительные трубки, грузила для сетей, литейные формы, тигли, детские игрушки, культовая скульптура. С XVII в. гончарство полностью исчезло.

В это же время под воздействием торговли пришло в упадок местное ткачество, основанное на обработке крапивного волокна "саатчу" ("сота").

 

Имеются свидетельства о занятиях в прошлом южных селькупов примитивным земледелием — разведением табака, возможно, ячменя ("аариа").

В нарымском диалекте сохранились выражения, указывающие на древность местного земледелия — например, "кырачь меды" (расчищать лесную чащу), "выляль до-тьггы" (рыхлить землю), "сочаптико" (садить, вырастить), "чо-кор" (жернова).

Земледельческая культура селькупов, как и их ремесленное производство, была утрачена,

Определённую роль здесь, очевидно, сыграла колониальная политика русских властей, которые были заинтересованы в селькупах, как поставщиках ценной пушнины, полностью зависимых от русского импорта, но селькупы как самодостаточный этнос были им не нужны.

 

Религия и обрядность

Традиционная религия носит форму Пантеизма.

Несмотря на формальную христианизацию еще в XVII—XVIII вв. у селькупов (особенно северных) сохранялись анимистические представления об окружающем мире.

К примеру, по представлениям селькупов, Вселенная делилась на Неба, Творцом и добрым началом являлся Ном (Ноп), Землю (хозяйкой которой выступает Илынта Кота — Старуха Жизни) и Преисподнюю , где обитал Властитель зла Кызы.

 

Все три сферы связаны рекой, по которой на семивесельной лодке "ронтык" шаман может спуститься в Нижний мир, а также деревом, по зарубкам или ветвям которого шаман взбирается в Небо. Среди шаманов ("тэтыпы") выделяются "сумпытыль куп" (камлающий в светлом чуме) и "камытырыль куп" (шаманящий в темном чуме).

Шаманы непременно обладали музыкальным и поэтическим даром — каждой весной на празднике Прилета Птиц шаман исполнял новую песню.

Согласно этнографическим исследованиям, в древности селькупы практиковали обряд воздушного погребения.

Умерших хоронили в земле, в долбленых стволах деревьев, в лодках. Сверху устанавливали деревянный сруб.

Детей хоронили на ветках высоких деревьев.

С покойным клали его имущество, предварительно подвергнув порче.

 

Фольклор

Селькупский фольклор представлен героическими песнями, историческими преданиями, сказками, загадками, поговорками.

У современных селькупов, особенно в Томской области, многие фольклорные произведения исполняются на русском языке.

 

Из музыкальных инструментов бытовали варган — губная костяная (из оленьего рога) пластинка с вибрирующим язычком, семиструнная арфа — лебедь.

Оба эти инструмента распространены в южной части ареала расселения селькупов.

У северных был известен только шаманский бубен.

Искусство селькупов представлено орнаментами на берестяной посуде, костяных деталях оленьей упряжи, деталях одежды.

 

Народные музыкальные инструменты — кагабылька и пананьюх.

Кагабылька имеет принцип звукоизвлечения, как на балалайке, а пананьюх звучит как гусли или арфа.

Они выдолблены из натурального кедра.

 

Традиционная одежда

Зимней одеждой мужчинам и женщинам у северных селькупов служила парка — распашная шуба из оленьих шкур мехом наружу.

Под парку мужчины надевали рубахи, сшитые из покупной ткани, штаны из ровдуги, а женщины — домотканые платья.

Вплоть до начала XX в. летняя одежда шилась из рыбьей кожи и крапивной ткани.

Зимней обувью мужчинам и женщинам служили сапоги-пимы из камусов или сукна, с голяшками из камусов.

Летом надевали кожаные туфли (чирки), сапоги (лунтаи).

Головной убор шился в форме капора из пыжей (шкурок молодых телят), песцовых или беличьих лапок.

Северные селькупы-оленеводы сохраняют в качестве зимней одежды малицы, сокуи и бакари ненецкого образца.

 

Национальная кухня

В прошлом селькупы питались преимущественно рыбой.

Ее сушили, варили, заготавливали на зиму рыбий жир.

Из сушеной рыбы изготавливали муку — порсу.

Наиболее распространенное повседневное блюдо в зимний период — квашеная рыба.

Квасили ее вместе с ягодами (брусника, клюква, морошка) в ямах.Разнообразили пищевой ассортимент мясом боровой дичи, а у северной группы селькупов — изделиями из оленины.

 

Растительное сырье дополняло основной — мясорыбный пищевой рацион. Выпекались лепешки из ячменной муки («мырса») и сараны («тогул»), приготовлялось собственное хлебное вино («уль»).

Из дикорастущих употреблялись в пищу дикий лук, сарана, различные лесные ягоды.

Из ягод варили варенье без воды и сахара.

В таежной зоне заготавливали кедровый орех.

Чай заменял настой можжевельника, использовали также сушеную малину и листья смородины.

Из можжевельника приготовляли хмельной напиток, прибавляя к нему молодые мухоморы.

С XIX в. в рацион вошли покупные продукты: мука, сахар, чай, крупы

 

«Чопс» — запекание рыбы на открытом огне.

Крупную щуку насаживаем на вертел, проводя его под хребтом и не разрушая кишечник.

Проследить, что бы пламя костра лизало рыбу по возможности равномерно. Переворачивают один раз — со спины на брюхо.

Главное, вовремя снять с огня когда обгоревшая чешуя лопнет и брызнет прозрачный сок.

В результате должна получиться равномерно обгоревшая рыба.

Готовится минут 20.

Когда шкура лопнет, снимаем с огня вместе с палкой.

Стряхиваем на берёзовые веники или на травку.

Разламываем вдоль хребта и солим крупной солью сверху.

Кишки запекаются в комочек и их легко удалить.

 

Читать электронный журнал Космополитен, Бурда и другие.