Краткое описание коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

При составлении описания использовалась информация из публичных источников, в том числе библиографические источники по этнографии.

Подробности

Орочи

Орочи (орочисэл, нани)

 

Взгляд из прошлого

Л.Шренк, "Об инородцах Амурского края", т.1, 1883; т.2, 1899:

- Орочи — среднего роста, скорее малого, чем большого, женщины даже решительно малого; телосложение их тонко и слабо; таковы они вообще и на вид; все они брюнеты, с буровато-желтым цветом лица, волосы у них черные, густые и длинные, усы, баки и борода, напротив, редкие; череп и лицо — строения монгольского; наибольшая ширина его находится между скулами, тогда как лоб, напротив, узок и низок; нос плоск и широк, глаза с косым разрезом.

Главную основу питания, как самих орочей, так и их единственного домашнего животного — собаки, составляет рыба из породы лососевых. Она из моря проникает в непосредственно впадающие в него реки, а из Амура и Уссури — в их правые притоки. И здесь на первом плане — кета и горбуша. Но охота, которой орочи предаются с большим увлечением, доставляет им известную долю и мясной пищи. Количество последней, по отношению к рыбной, постепенно возрастает по мере удаления на юг, с увеличением лесных и с уменьшением водных богатств. Зато растительная пища вообще бедна у орочей. Она у них почти исключительно ограничивается дикими ягодами и кореньями.

 

Современные источники

Коренной малочисленный народ Сибири и Дальнего Востока

 

Самоназвание

Орочисэл, ед. ч. орочи, (утраченное, старое самоназвание, заимствованое от амурских нанайцев: «на» — земля, «ни» — человек, перевод — «местный житель»; обычно именовали себя по местам проживания, по родовой принадлежности).

 

Этноним

Ульчи и нанайцы издавна, а с XIX века и русские, именовали коренное население Амура орочами.

Этот этноним был внесен в 1930-е гг. в официальные паспорта.

 

Численность и расселение

Всего: 1000 человек, в том числе в РФ по переписи 2002 года 686 человек.

Из них в:

- Хабаровском крае 426 человек (преимущественно в низовьях реки Тумнин с её притоками (Ванинский район), и по реке Хунгари, притоку Амура, по Амуру, у озера Кизи (Ульчский район) и др.)

Наибольшее количество орочей в 2002 году проживало в селе Датта (114 человек).

- Магаданской области 126 человек.

- Сахалинской области 42 человека.

- Приморском крае 24 человека.

 

Кроме того, в Украине по переписи 2001 года 288 человек.

Из них в Киеве 59 человек, Донецкой области 42 человека. Одесской области 33 человека, днепропетровской области 24 человека, Киевской области 20 человек.

При том, что по переписи населения СССР 1989 года в УССР насчитывалось всего 19 орочей, достоверность указанных данных вызывает крайние сомнения.

 

Этногенез

Формирование орочей происходило на склонах Сихотэ-Алиня, на территории от залива Де-Кастри на севере до р. Ботчи на юге.

В этом длительном процессе принимали участие элементы различного этнического происхождения, как местного (нивхские, айнские и др.), так и эвенкийского и др.

В результате сложились пять территориальных групп: амурская, хунгарийская, тумнинская, приморская (хадинская) и коппинская.

 

Язык

Орочский язык относится к южной подгруппе тунгусо-маньчжурских языков, входящих в алтайскую семью языков.

Считается, что орочский язык наиболее близок нанайскому, т.к. в состав орочей влилась значительная по числу группа нанайцев (эвенкийского!) происхождения (самагиров).

Вплоть до начала XX века некоторые исследователи объединяли орочей с удэгейцами, рассматривая их как близкие диалекты.

В 30-е гг. считалось, что удэгейский язык может рассматриваться как единый для обоих этносов литературный язык.

При существующем подразделении собственно тунгусских языков на северную и южную ветви орочский язык вместе с удэгейским может быть условно отнесен к языкам переходного типа как совмещающий характерные для обеих групп особенности

 

В прошлом орочский язык делился на три диалекта: тумнинский (центральный и наиболее крупный, распространенный в бассейне р. Тумнин), хадинский – по рекам Хади, Уй, Коппи, Самарга, хунгарийский, на котором говорили орочи с р. Хунгари, переселившиеся на р. Амур. Хадинский диалект испытал большое влияние удэгейского языка, тумнинский был подвержен воздействию горинского говора нанайского языка.

Отчетливую обособленность до последнего времени сохранял лишь хунгарийский диалект.

 

В орочском языке выделяется 7 гласных и 19 согласных фонем.

К числу важнейших фонетических закономерностей, помимо ассимиляции согласных, относится гармония гласных, имеющая определенную специфику – наблюдается «ступенчатая» гармония гласных.

Ударение в слове, как правило, падает на последний слог.

 

В 1989 г. родным его считало 17,8 %, в то время как русский язык назвали родным 82,2 %.

По переписи 2002 г. в Хабаровском крае из 426 орочей владеют орочским языком 4,2% (18 чел.), русским — 99,8% (425 чел.).Письменность орочей была создана в начале 2000-х годов.

На Украине из 288 орочей родным назвали орочский язык 5 чел. (1,7%), русский — 174 чел. (60,4%), украинский — 52 чел. (18,1%).

 

Традиционное жилище

Постоянные зимние поселения располагались вблизи от мест охотничьего промысла, на реках.

Некоторые селения существовали десятки и даже сотни лет, но все были малочисленны, не превышая пяти-шести жилищ, отстоявших от других на 15-20 и более километров.

Зимние жилища (тувэззэ) представляли собой срубные прямоугольные полуземлянки из плах.

Двускатная крыша покрывалась еловой корой, прижатой сверху толстыми жердями.

Изнутри вдоль стен делали дощатые нары для сна, в центре – очаг-костер, а над ним – дымовое отверстие.

Место напротив двери, за очагом считалось почетным.

Снаружи перед входом делали из коры небольшой коридор – «кладовую». Для утепления полуземлянку покрывали травой, зимой забрасывали снегом. В подобных зимниках нередко жили две-три семьи.

Около зимника в амбарах (дзали) семья хранила юколу, домашнюю утварь, охотничье и рыболовное снаряжение, одежду; имелись навесы (пэулэ) на столбах для сушки юколы и проветривания одежды, а также срубы, в которых выращивали медвежат для медвежьего праздника.

В конце XIX – начале ХХ в. появились срубные жилища русского типа, строили их русские.

 

Летнее жилище (кава) – наземное каркасное корьевое сооружение из жердей с вертикальными стенами, с двускатной крышей, покрытой еловой корой, с входом со стороны реки.

Внутри него располагался двухъярусный помост из жердей для хозяйственных целей, вдоль стен – дощатые нары (дамои), спали на которых изголовьем к стене, а укрывались одеялом из собачьих шкур.

На жердях, подвешенных внутри, сушили одежду, приготавливали юколу.

 

Осенне-летнее жилище было двускатной постройкой (болоджё) из жердей с аналогичной летнему внутренней планировкой.

Конический чум (анга), крытый еловой корой или берестой, служил временным жильем.

Зимой на охоте промысловики группами жили в конических постройках из плах (вэнтэхэн).

На месте промысла строили помосты-лабазы (дакка), где хранили снаряжение, запасы продовольствия, добычу.

Во время перекочевок ставили ветровые заслоны и двускатные палатки (майка) с покрытием из рыбьей кожи.

 

Семья

Патриархальная многопоколенная семья.

Орочи делились на патрилинейные роды.

Некоторые из родов исчезли к началу ХХ в.

Между семьями отдельных родов, а иногда и с представителями других народов заключались дружеские экзогамные союзы (духа).

 

Основной формой социальной организации была территориально-соседская община, состоявшая из всех жителей селения, представителей разных народов.

Существовали большие (хигады) и малые (нугги) семьи; каждая семья являлась самостоятельной экономической единицей.

Как правило, все члены общины, состоящей из семей различной родовой принадлежности, были связаны родственными брачными отношениями.

 

Одной из форм заключения брака был взаимный обмен сестрами.

Вплоть до начала ХХ в. бытовал левират.

Заботу о воспитании детей брали на себя не только родители, но и дядя по матери (авункулат).

Распространены были неравные по возрасту браки, многоженство, сохранялись родовая и общинная взаимопомощь, межродовые суды, кровная месть.

 

Традиционное хозяйство

Основными занятиями были охота и рыболовство, в меньшей степени – морской зверобойный промысел.

Сезон пушного промысла продолжался с октября до марта.

На промысел уходили артелями, но охотились индивидуально.

Семьи охотников оставались в зимних селениях.

На месте промысла группа жила в общем жилище, но каждый охотник имел свой амбар, в котором хранил снаряжение и продовольствие.

Охотничье оружие состояло из лука (бэн), копья (гида), охотничьего ножа (кучэн), самострелов.

Для охоты на водоплавающую и боровую птицу и на белку применялись стрелы с различными наконечниками: костяными четырехгранными, ромбовидными, железными листовидными (дюи матада).

Самострелы (дэнгу) использовали на соболя и лисицу, выдру (усули), медведя (сэмми).

На пушного зверя ставили различного рода ловушки давящего типа (хипитаока, дои, ланги), черканы (капаалана), защемляющие – на лис (касока), на переправах через ручей – петли (хукка).

Обнаружив свежий след соболя, охотник преследовал его до входа в нору, а у выхода устанавливал сетку-рукавчик (адулика) и дымом выгонял соболя.

 

На лося, кабаргу, изюбря, косулю, кабана, оленя, а также на медведя охотились круглый год.

Осенью приманивали лося и изюбря манком – берестяной трубкой (ынггутанки, холбоока), кабаргу – берестяным свистком (пипу, пича).

Зимой и весной крупных копытных преследовали на лыжах по насту или глубокому снегу.

 

Рыболовством занимались круглый год, с помощью острог – двузубых (дюнгни, сэпэнгку), трезубых (мэньмэ, акигда), шестизубых (сичинки). Добывали частиковых, карповых, осетровых рыб, летом и осенью проходных лососей.

Пользовались крючковыми снастями, удочками и острогами для подледного лова, приманками (бэмэукэ).

Широко использовали сети из крапивных нитей – подледные мешкообразные (анга), плавные и ставные (чидя, давамагда).

Лосося ловили также ловушками (уки) и неводами, заимствованными у русских.

 

Для добычи нерпы и сивуча выходили в Татарский пролив и его бухты.

Нерпу били четырехзубым гарпуном (дёббо).

В заливе Де-Кастри охотились с берега или с лодок при помощи гарпуна с многометровым составным или более коротким древком.

Известны были искусственные лежбища из плавающих бревен с крючьями, на которые напарывались животные.

 

Охота с огнестрельным оружием прочно вошла в практику в конце XIX в.

 

В материальной культуре прослеживаются тунгусские и амуро-сахалинские элементы.

 

Из домашних производств известны обработка дерева, бересты, шкур, выделывание ниток из крапивы, кузнечество.

Орочские кузнецы (таучимди) с помощью простейших инструментов и приспособлений – наковальни (дэрэсу), молота (сазди халуа), кузнечных мехов (кугэ) умели выковывать из старых металлических предметов железные наконечники стрел и гарпунов, ножи, а из золота и серебра – украшения.

 

Средствами передвижения зимой служили лыжи и нарты.

Лыжи были двух типов – широкие подволоки, подклеенные камусами (суикта) и голицы (кингилэ).

Упряжное собаководство – амуро-сахалинского типа с попеременной упряжкой «елочкой», упряжь шейная.

Ездили на прямокопыльной нарте с передней, а иногда и задней горизонтальными дугами, а с начала ХХ в. вошли в употребление восточно-сибирская нарта и попарная упряжка.

Для перевозки грузов пользовались нартами бэчимэгдэ и ончоко.

 

На больших долбленых лодках амурского типа (ульмагда), малых долбленках (отонго), больших морских плоскодонках (тамтыэ) и морских долбленых лодках-оморочках (момми) передвигались по горным рекам с помощью шестов, а на глубоких местах – весел и паруса.

Берестяные лодки (дяви) к приходу русских вышли из употребления.

 

Утварь была в основном берестяная: ведра (куккэ), прямоугольные короба для хранения посуды, солонки (капту), ковши, туеса (кондже).

Из дерева изготавливали блюда, чашки (моко), ложки (уня), половники для снятия пены (явка), столики для еды (дэрэ), металлическую посуду покупали.

 

Календарь

Год делился на месяцы, соответствовавшие фенологическим (природным) явлениям и промысловым занятиям: гуси биани – «месяц прилета орла»; туа – «месяц ворона», зонка – «месяц, когда течет с крыши», илакта биани – «месяц цветов»; нада биани – «жаркий месяц» (7-ой), омо хукканку ини – «первый месяц охоты с петлями»; амукин хукканкини – «последний период охоты с петлями»; мийэ – «месяц плеча»; ичэ – «новый месяц» – январь.

 

Январь — половина зимы (беэ ича)

Февраль- теплеть начинает (беэ кусе)

Март — конец зимы ( беэ туа)

Апрель- рыхлый снег (беэ соонко)

Первая половина мая — освобождение рек ото льда (без онко)

Вторая половина мая — природа расцветает (без ипакта)

Июнь — подготовка балаганов к рыбной ловле (беэ джумачи)

Июль — середина лета, жара (хакугды беэани)

Август — пора отдыха, время заготовки пантов (беэ икки иггаса)

Сентябрь- месяц гона изюбрей (беэ гикку)

Октябрь — конец гона изюбрей, время устанавливать на зверя петли(беэ сакту, сактуи, без хука)

Ноябрь — месяц ветров (беэ адыи)

Декабрь — холодное время (беэ мия)

 

Название фаз луны

Беэ самнани какта осини Месяц ломаясь, половинкой стал

Беэ самнами аланга бэдэ осини Месяц ломаясь, древку лука подобен стал

Беэ самнами малакпини Месяц ломаясь, исчез

 

Система измерения длины

Да — русская маховая сажень.

Например, длина речной долбленной лодки у орочей составляла 10 маховых сажень (да)

То — расстояние от конца большого пальца до конца среднего пальца руки

Сие — расстояние от конца большого пальца до конца указательного пальца руки (русская четверть)

Багими ия — расстояние от концов пальцев вытянутой в сторону правой руки до левого плеча

Омоги дуэни — ширина ногтя указательного пальца

Дюдя дуэни — ширина двух пальцев (указательного и среднего)

Иланги — ширина трех пальцев (указательного, среднего и безымянного)

Дынго — ширина кисти руки

Маяпа — расстояние между средним суставом согнутого указательного пальца и концом большого пальца, отогнутого в сторону

Омо нгала — длина правой руки

Хангта — ширина ладони с большим пальцем

Багдэса богдоло дуэни — длина левой руки

Бадэса ичо дуэни — расстояние от концов пальцев вытянутой в сторону правой руки до локтя левой руки

Омо дыя — один шаг

 

Религия и обрядность

Религиозные верования в виде анимистического Пантеизма характерны для верований коренных народов Сибири и Дальнего Востока.

Существовал культ огня с рядом запретов.

Нельзя было плевать в огонь, бросать в него что попало, прикуривать от него.

Весьма почитались Тэму – хозяин (или хозяйка) водной стихии и касатка – священное животное, имеющее власть над морскими зверями и рыбами (промысловый культ).

Известны были и другие духи – хозяин скал, ведающий пушным зверем и рыбой (каггаму), хозяин грома и погоды (агди эзэни).

Космос представлялся состоящим из Верхнего, Среднего и Нижнего миров. Творец Верхнего мира (буа, буа эндури) – верховное божество, управляющее вселенной с помощью множества помощников.

Творцом Среднего мира, людей и животных, считался культурный герой Хадау.

Сотворив земной мир, он поссорился с женой и оба окаменели: Хадау превратился в почитаемую скалу на р. Кеппи, а его жена – в высокую гору на Сахалине.

Манги — предок, богатырь-охотник, сын культурного героя Хадеу, гнавший по небу лосиху с лосенком, похитившим солнце, кроме того, он первый умерший, добровольно ушедший в Буни, чтобы предотвратить перенаселение земли.

Орочи вырезали Манги на посохе и других шаманских атрибутах.

Многие шаманы забайкальских эвенков считали его своим предком, вели от него свой род.

По народным представлениям земля – это огромная лосиха, имеющая восемь ног (иногда огромная кошка), хребет ее – цепь гор, шерсть – деревья, пух – трава и кустарники, паразиты в шерсти – звери, а вьющиеся вокруг нее насекомые – птицы. ; когда махина переступает с ноги на ногу, происходит землетрясение

Óми- душа человека (зародыша или ребенка до года) и животных.

Орочи считали, что Оми птиц находится на луне под наблюдением одной или двух старух: тигровой (Оми людей и животных) или медвежьей (Оми людей).

Из мира нерожденных душ Оми спускается на землю в виде гриба-дождевика.

Попадая в женщину, Оми дает начало жизни ребенка.

 

Тигра почитали как священного зверя, его никогда не убивали, он – предок одного из родов (тотемизм).

Дуэнтэ – «хозяин» медведей, также считался священным.

Дуэнте представляется в виде старика или огромного медведя, след лапы которого — с кабаргу (животное до одного метра), а глубина следа — человеку по колено.

Для медвежьего праздника, подобно другим амурским народам, орочи выращивали медвежат в специальных срубах, а во время праздника происходило ритуальное поедание мяса убитого медведя, устраивались различные состязания.

 

Согласно этнографическим исследованиям, в древности орочи практиковали обряд воздушного погребения.

 

Посредниками между людьми и хозяевами Нижнего и Верхнего миров или между людьми и духами были шаманы, как мужчины, так и женщины, если им во сне являлся дух умершего шамана.

Каждый шаман имел своего личного духа-покровителя и множество духов-помощников.

Ритуальной одеждой и предметами культа служили бубен с колотушкой, пояс с погремушками, юбка (хосэ), а к спинке халата прикрепляли крылья орла или другой птицы.

На шаманскую одежду наносили изображения духов-помощников (змей, червей, лягушек, ящериц, птиц, рыб), аналогичные фигуркам на бубнах, колотушках.

Шаманы делились на добрых и злых: верили, что злой шаман (амба самани) поедает души зверей и людей.

Во второй половине XIX в. орочи были номинально крещены и формально приняли христианскую веру.

 

Традиционная одежда

Одежда и обувь – амурского типа: распашные халаты из ткани покроя кимоно, с правой полкой, надставленной из другого куска (левая пола скашивалась от шейного выреза к правой подмышке) и боковыми клиньями. Рукава длинные, суживаются к концам.

Застежка на три пуговицы с правой стороны.

Борта, шейный вырез, подол и полы орнаментированы.

Халаты шили без подкладки (покто), на подкладке (каптима); зимний – на вате (хокто), на лисьем меху (сулякима тэггэ), из собачьих шкур мехом наружу (эруэ), женские – из рыбьих кож (умами, уккэди).

Нагрудники (лэли) оформляли металлическими подвесками и другими украшениями.

Комплект женской одежды дополняли ушные серьги (ика), ожерелья (монголи), носовые серьги (сандэха).

Серебряные браслеты носили как женщины, так и мужчины.

 

Для промысла шили куртки из ровдуги (качуи), из шкур кабарги, оленя (конгго), из двух шкур с голов лосей (мята), фартук из рыбьих кож (бэпи).

Одежду подпоясывали поясами (уму): у мужчин на поясе висели ножи, кресало, трут, пороховница, у женщин – нож для кройки (гиресу), костяной игольник.

Нижней одеждой служили короткие штаны (хооки) из ткани, рыбьей кожи, ровдуги, женские – с малым нагрудником (дыбба).

Женские короткие ноговицы из ткани на вате, а мужские длинные из ткани, рыбьих кож (ойи), из лосиной шкуры (такима ойи) или из шкур собак (индахсама ойи), и ровдуги (носама амусю) поддерживались специальными поясками (тэлэ).

Деталями праздничной мужской одежды служил фартук (бэпи) из ровдуги, женской – наплечные пелерины (сини), съемные круглые меховые воротники (монгоско).

Наиболее состоятельные женщины имели шелковые шубы на меху.

 

Летом женщины носили берестяную шапку (ау) конической формы, зимой – ватную или меховую шапку, а со второй половины XIX в. – платки. Мужчины-охотники на матерчатую накидку в виде шлема надевали круглую шапочку (апу) из белого меха оленя.

Шею закрывали шарфом из беличьих хвостов.

Рукавицы (коокто) имели на ладони вырез, позволявший высвобождать руку, не снимая их.

Обувь была, как и у других народов Амура – поршневидная и башмаковидная.

Для ходьбы на лыжах надевали унта – поршни амурского покроя с загнутым и заостренным носком и короткими голенищами из рыбьей кожи, шкур морского зверя или ровдуги.

У женских поршней из рыбьей кожи (пондоко) носок был тупой.

Поршни из лосиной ровдуги имели шипы и предназначались для ходьбы по льду.

Башмаковидные сапоги тунгусского покроя (торбаса) шили из камусов сохатых.

Голенища у мужских сапог – выше колен, у женских – короткие.

Верхний край оторачивали мехом, внутрь надевали меховые чулки.

Не принято было стричь волосы.

Мужчины заплетали их в одну косу (чохчо), женщины – в две (патучи). Заплетенные косы обматывали красным шнуром, женщины вплетали в косы нитки бисера и бляхи из металла.

 

Национальная кухня

Традиционная пища – рыба.

Из нее варили бульон (окто), суп, заправленный юколой, перцем или черемшой (улэты).

Кусочки отварной рыбы смешивали с ягодами и заливали нерпичьим жиром или, размяв в руках, смешивали с мелконарезанными головными хрящами кеты или горбуши и приправляли черемшой.

Особенно популярной была тала – мелко нарезанная сырая кета или горбуша, калуга, ленок, таймень.

Из лососевых готовили юколу, снимая с каждой стороны 4-5 тонких слоев филе: вялили на солнце, реже коптили и ели сырой, вареной и жареной. Любили улаты – кусочки вареной юколы, приправленные перцем и черемшой.

Красную икру сушили.

Большим лакомством считались хрящи осетровых и носики лососевых.

Мясо ели сырым, отварным, жареным, мороженым, вяленым.

Собачье мясо служило ритуальной пищей.

Лакомством считались сердце, печень сохатого, медведя, а сырой костный мозг был лучшим угощением.

Приготавливали студнеобразные блюда из разваренной мездры с лосиной шкуры, рыбьей кожи.

Важное значение имело собирательство: заготавливали голубику, клюкву, красную и черную смородину и др. ягоды, черемшу, клубни сараны.

Из ягод черемухи пекли лепешки (ияа), десятки съедобных трав и корней потребляли с рыбными супами и мясной пищей, употребляли вареных двустворчатых моллюсков.

Лакомством считались чумиза, фасоль, которые покупали у маньчжурских и китайских торговцев.

 

Пищу варили в больших котлах, а на промысле – в котелках (ико), чай кипятили в чайниках (тянки), рыбу и мясо жарили на сковородах (коворода), картофель или овощи варили в чугунках (тугунка).

 

Бянси (рыбные пельмени)

Приготовить крутой тесто из муки, воды и соли.

В качестве начинки берут измельченное рыбное филе (сазан, кета и др.) с добавлением лука, чеснока, перца черного, черемши.

Готовые пельмени отварить в подсоленной воде.

Подать пельмени на стол политые маслом или жиром.

 

Картофельная тала (Дудуэсэ талани)

Очищенный картофель нарезать очень мелко (как лапшу) и опустить его на несколько минут в кипящую слабо подсоленную воду.

Затем откинуть на дуршлаг (картошка не должна еще свариться до готовности).

В недоваренный картофель положить нарезанную мелкими кусочками вымоченную соленую кету, добавить рыбий жир или растительное масло.

В качестве приправы можно подать дикий лук или черемшу.

На 1 кг. картофеля — 300 гр. отмоченной рыбы, 1 головку лука, соль и перец по вкусу.

 

Суп из свежей рыбы с картофелем (Су гдя си лени)

В кастрюлю с холодной подсоленной водой положить очищенный, мелко нарезанный картофель.

Когда вода закипит, добавить очищенную и нарезанную кусками рыбу. Варить на слабом огне 30-40 минут (в зависимости от размеров кусков рыбы).

Готовый суп заправить лавровым листом, луком или черемшой и молотым перцем.

Для супа взять рыбу, не очень постную и костистую.

Удэгейцы предпочитают кету (дава), тайменя, хариуса, ленка, а также других рыб из породы лососевых.

 

Рыбные котлеты (Вандзя)

Очистить рыбу от чешуи, обрезать плавники, убрать внутренности, срезать филе.

Для приготовления фарша рыбное филе очень мелко нарезать, добавить зеленый лук или черемшу, соль, перец и все хорошо перемешать. Сформировать котлеты и варить в кипящей воде 3-5 минут, затем заправить растительным маслом и подать на стол горячими.

 

Жаркое из мяса изюбра

Разделать изюбра, вырезать мякоть с окороков крупными кусками и поместить в холодную воду на 24 часа.

Затем куски мяса промыть, обсушить и посыпать солью.

Положить на сковороду или противень с разогретым жиром и обжаривать со всех сторон до образования румяной корочки.

После этого мясо надо поставить в духовой шкаф, добавить немного мясного бульона или воды и жарить до готовности 1,5-2 часа.

Периодически мясо надо вынимать и поливать образовавшимся соком.

 

Жаренная рыба (Сугдя кекты)

Подготовленную рыбу посолить и обжарить на сковороде с маслом.

При подаче на стол посыпать рыбу мелко нарезанной зеленью полевого лука или черемши. (Караси, сазан, хариус, ленок и др.)

 

Солима (десертная еда)

Пресные лепешки, испеченные на сковороде, а также жаренные лепешки с нерпичьим жиром или растительным маслом.

Жаренные лепешки нарезать на маленькие кусочки, добавить ягоду (голубицу, смородину, черемуху, бруснику), сахар.

Заправить растительным маслом.

 

Пекта (суп с клецками)

Сварить мясной бульон и одновременно приготовить тесто для клецек в тарелку всыпать муку, вбить яйцо, добавить соль, воду и замесить тесто.

На 2 л. бульона -1,5 стакана муки, 1 яйцо, 1/4 стакана воды. соль по вкусу.

 

Шашлык из рыбы (рыба, запеченная над костром в собственном соку)

Самый вкусный шашлык получается из только что пойманной рыбы (живой).

Для приготовления шашлыка взять хариуса, ленка или сазана весом не более 1 кг.

Очистить от чешуи, обмыть, разрезать по спинке, убрать внутренности, еще раз тщательно промыть, обсушить чистой материей, посолить, поперчить и нанизать на специальную палку, один конец которой в виде плоского острия пики, а второй заострен как колышек.

Палка, на которой будет жариться шашлык, должна быть достаточно прочной, длиной 80-100 сантиметров.

Шашлык жарить над костром, в котором горят смолистые дрова, дающий много жара, но мало дыма.

Для этого палку с нанизанной рыбой помещают наклонно над костром (нижний конец палки втыкают в землю и наклоняют верхний конец ее над костром).

По мере зажаривания шашлыка с одной стороны (обращенной к огню), повернуть рыбу другой стороной.

Жарить шашлык 10-15 минут в зависимости от толщины рыбы.

К шашлыку можно подать свежие (соленые) помидоры, лук и другие приправы (например, соевый соус).

 

Куди (каша из ячменной крупы)

Налить в кастрюлю воду, положить соль, а когда закипит — масло.

В кипящую воду всыпать крупу и варить 30-40 минут.

Готовую кашу разложить по тарелкам и полить маслом.

На 1,5 л воды -1,5 стакана крупы, 3-4 столовые ложки сливочного или растительного масла, 1 чайная ложка соли.

 

Хунта (Паштет из рыбы)

Мясо тайменя, нарезанное большими кусками, положить в котел без воды и тушить на медленном огне до тех пор, пока мясо не отстанет от костей. Кости отделить и выбросить, а мясо про должать тушить до полного выкипания жидкости.

Рыбье мясо при этом станет светло-коричневого цвета.

 

Фольклор

Фольклор сходен с фольклором других тунгусо-маньчжуров Приморья и Приамурья и отражает формирование народа во взаимодействии с различными родовыми группами нанайцев, ульчей, удэгейцев, древней тунгусо-маньчжурской цивилизацией (древние формы шаманизма, тотемические воззрения, предания о происхождении родов, фольклорные описания дворцов и их владетелей, массовых состязаний воинов, больших парусных лодок с десятками гребцов, конных повозок и др.).

 

Существуют мифы о тигре – помощнике верховного духа боа или старике эндури.

Другим персонажем орочского пантеона является медведь, у которого много параллелей с ролью тигра.

Хозяин медведей и хозяин тигров живут на лунной земле, где каждый имеет свою половину территории.

На тигровой половине луны живут души людей и животных, а на медвежьей только души людей.

Жены медведя и тигра вскармливают души умерших, чтобы они снова ожили в виде детей, и посылают их на Землю.

 

Значительное место в мифологии занимают мифы о духах-хозяевах зверей, рек, моря, главным из которых является морская старуха (тэму).

К малым жанрам фольклора относятся формулы молитвенных обращений во время религиозных обрядов, шутки, анекдоты, прибаутки (хримба), загадки (ганга).

Лирические песни-импровизации (дяри) всегда индивидуальны.

 

Музыка орочей лирическая, эпическая, игровая, звукоподражательная, инструментальная, обрядово-шаманская и ритуальная, связанная с медвежьим праздником.

Музыкальные инструменты дудуманку – однострунный смычковый лютневый, пупан – тальниковая свистковая флейта, тэнкэрэ – тростниковый духовой язычковый, муэнэ – дуговой металлический варган, кункай – пластинчатый бамбуковый варган, конокто – бубенчик, каухаракта – колокольчик, ачиан – пластинчатые металлические подвески-погремушки, пэайа – круглые подвески-погремушки, лэли – набор разнообразных подвесок-погремушек на женском переднике.

 

В шаманской традиции главное место занимает ритуальное пение шамана (йaйa), которое сопровождается «магическим» звучанием бубна (унту) и набора конусных подвесок на специальном поясе (сиса).

Содержание шаманских песнопений импровизируется.

Церемониальная музыка, звучавшая на медвежьем празднике, включала инструментальные наигрыши, исполняемые на ударном бревне (узазинки) в сопровождении скандированных напевов.