Краткое описание коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

При составлении описания использовалась информация из публичных источников, в том числе библиографические источники по этнографии.

Подробности

Башкиры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Башкиры (башҡорттар)

 

Взгляд из прошлого

«Описание всех в Российском государстве, обитающих народов» 1772-1776 гг.:

Многие башкиры ведут кочевую жизнь, в основном занимаясь коневодством и соколиной охотой.

Другие осели в деревнях, возделывают поля и разводят пчел. Эти последние сейчас все более и более растворяются среди других татар Российской империи. Зиму все башкиры — и кочевые, и оседлые — пережидают в деревянных избах, летом же деревни кочевников пустеют: они перебираются на пастбища в кибитках, крытых войлоком. Они не платят ни налогов, ни податей, и только исключительные обстоятельства могут заставить их отправить кого-либо из своих в рекруты.

Взамен башкиры помимо почтовой службы выполняют те же обязанности, что и казаки, то есть охраняют границу с киргиз-кайсаками и обязаны, как и казаки, предоставить отряды в регулярную армию по первому требованию.

Современные источники

Башки́ры — тюркоязычный народ, проживающий на территории Республики Башкортостан и одноимённой исторической области.

 

Численность и расселение

Численность башкир в мире около 2 млн. человек.

В России, по данным переписи 2010 года, проживает 1 584 554 башкир, из них 1 172 287 чел. в Башкортостане.

Башкиры составляют 29,5 % населения Республики Башкортостан.

Помимо собственно Республики Башкортостан, башкиры живут во всех субъектах Российской Федерации, а также в государствах ближнего и дальнего зарубежья.

Кроме того, в Казахстане (41,8 тыс. человек), Узбекистане (34,8 тыс. человек), Киргизии (4 тыс. человек), Таджикистане (6,8 тыс. человек), Туркмении (4,7 тыс. человек), на Украине (7,4 тыс. человек).

 

Численность башкир по данным переписей населения (человек):

1897

1926

1939

1959

1970

1979

1989

2002

2010

Российская империя, СССР

713 693

843 648

989 040

1 239 681

1 371 452

1 449 157

РСФСР СССР, Российская Федерация

1 321 363

712 366

824 679

953 801

1 180 913

1 290 994

1 345 273

1 673 389

1 584 554

Башкирская АССР РСФСР СССР, Республика Башкортостан Российской Федерации

899 910

625 845

671 188

737 711

892 248

935 880

863 808

1 221 302

1 172 287

 

Язык и письменность

Национальный язык — башкирский язык тюркской группы алтайской языковой семьи.

Основные диалекты: восточный, северо-западный и южный.

Распространён на территории исторического Башкортостана.

Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года башкирский язык является родным для 1 133 339 башкир (71,7 % от общего числа башкир, указавших родные языки).

Татарский язык назвали родным 230 846 башкир (14,6 %).

Русский язык является родным для 216 066 башкир (13,7 %).

Башкирские племена в древности пользовались древнетюркским руническим письмом.

После принятия ислама, которое началось в X веке и продолжалось в течение нескольких столетий, башкиры начали пользоваться арабской письменностью.

На основе этой письменности образовался так называемый письменно-литературный язык тюрки и его локальный вариант поволжский тюрки, на котором писали с XIII по начало XX века.

С середины XIX века начинается формирование национальной башкирской письменности.

В 1923 году утверждается алфавит на основе арабской графики.

В 1929 году появляется башкирский алфавит на основе латиницы (яналиф). В 1940 году введен алфавит на основе кириллицы.

Современный алфавит башкирского языка состоит из 42 букв.

 

Этноним

Существует несколько толкований этнонима башҡорт.

- По версии исследователей XVIII века В. Н. Татищева, П. И. Рычкова, И. Г. Георги слово башҡорт означает главного волка;

- В 1847 году историк-краевед В. С. Юматов писал, что башҡорт означает пчеловода, хозяина пчёл;

- Согласно «Исторической записке о местности прежней уфимской провинции, где был центр древней Башкирии», изданной в Санкт-Петербурге в 1867 году, слово башҡорт означает главу Урала;

- Российский историк и этнограф А. Е. Алекторов в 1885 году выдвинул версию, по которой башҡорт означает отдельный народ;

- Согласно Д. М. Данлопу . этноним башҡорт восходит к формам beshgur, bashgur, то есть пять племён, пять угров. Так как Sh в современном языке, соответствует L в булгарском, следовательно, по мнению Данлопа, этнонимы башҡорт (bashgur) и булгар (bulgar)эквивалентны;

- У башкирского историка Р. Г. Кузеева дано определение этнонима башҡорт в значении баш — главный, основной и ҡор(т) — род, племя[31];

- По мнению учёного-этнографа Н. В. Бикбулатова этноним башҡорт берёт начало от имени известного по письменным сообщениям Гардизи (XI в.) легендарного военачальника Башгирда, обитавшего между хазарами и кимаками в бассейне реки Яик.

- Антрополог и этнолог Р. М. Юсупов считал, что этноним башҡорт, интерпретируемый в большинстве случаев как главный волк на тюркской основе, в более раннее время имел ираноязычную основу в форме бачагург, где бача — потомок, ребёнок, дитя, а гург — волк.

Другой вариант этимологии этнонима башҡорт по мнению Р. М. Юсупова связан также с иранским словосочетанием бачагурд, и переводится как потомок, дитя богатырей, витязей.

В этом случае бача переводится так же как дитя, ребёнок, потомок, а гурд — богатырь, витязь.

После эпохи гуннов этноним мог изменяться до современного состояния следующим образом:бачагурд — бачгурд — бачгорд — башҡорд — башҡорт.

 

Этногенез башкир

Этногенез башкир чрезвычайно сложен.

Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных племён и культур.

В литературе об этногенезе башкир можно увидеть, что существуют три основные гипотезы происхождения башкирского народа: тюркская, финно-угорская, иранская.

Британские генетики из Оксфорда Брайан Сайкс и Сти́вен О́ппенгеймера по частоте распространения гаплогруппы R1b установили родство британцев и башкир.

 

Предполагается, что в формировании Башкир решающую роль сыграли тюркские скотоводческие племена южносибирско-центральноазиатского происхождения.

Которые до прихода на Южный Урал значительное время кочевали в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кыпчакскими племенами.

Здесь их в 9 веке фиксируют письменные источники.

С конца 9 - начала 10 века жили на Южном Урале и прилегающих степных и лесостепных пространствах.

В Сибири, Саяно-Алтайском нагорье и Центральной Азии древнебашкирские племена испытали некоторое влияние тунгусо-маньчжуров и монголов. Расселяясь на Южном Урале, Башкиры частью вытеснили, частью ассимилировали местное финно-угорское и иранское (сармато-аланское) население.

Здесь они, по-видимому, вступили в контакт с некоторыми древнемадьярскими племенами.

В 10 - начале 13 века Башкиры вступают под политическое влияние Волжско-Камской Болгарии, соседствуя с кыпчако-куманами.

 

Антропологические типы башкир

Антропологический состав башкир неоднороден, представляет собой смешение европеоидных и монголоидных признаков.

М. С. Акимова выделила у башкир четыре основных антропологических типа

- субуральский,

- понтийский,

- светлый европеоидный,

- южно-сибирский.

Наиболее древними расовыми типами башкир считаются светлый европеоидный, понтийский и субуральский, а наиболее поздним — южно-сибирский.

Южно-сибирский антропологический тип в составе башкир появился довольно поздно и тесно связан с тюркскими племенами IX—XII веков и кыпчаками XIII—XIV веков.

Памиро-ферганский, закаспийский расовые типы, также присутствующие в составе башкир, связаны с индоиранскими и тюркскими кочевниками Евразии.

 

Этногеномика башкир

Основная доля Y-хромосом башкир относится к гаплогруппе R1b (заменившая в последние несколько тысячелетий почти всю Западную Европу R1b-M269 и азиатская R1b-M73), гаплогруппам R1a (R1a-SRY10831.2, индо-европейская, расплодившаяся в Восточной Европе и Средней Азии) и N1c-TAT, финно-угорская, расплодившаяся в северной Евразии.

Частота гаплогруппы R1b варьируется в значительных пределах и составляет, в среднем, 47,6 %.

Доля гаплогруппы R1a составляет 26,5 %, N1c — 17 %. С меньшей частотой встречаются гаплогруппы: J2, C, O, E1b, G2a, L, N1b, I,T.

Большинство типов мт ДНК башкир (65 %) соответствует линиям мт ДНК Восточной Евразии.

Высокая частота линий G, D, С, Z и F указывает на значительное участие сибирского и центральноазиатского компонента в этногенезе башкир.

С другой стороны, уровень распространения линий мтДНК, специфичных для Европы и Ближнего Востока, специфичных для европейцев также достигает больших значений (до 35 %).

 

Религия

По религиозной принадлежности башкиры мусульмане суннитского направления.

С X века среди башкир распространяется ислам.

Арабский путешественник Ибн Фадлан ещё в 921 году встретил одного башкира, исповедующего ислам.

По мере утверждения ислама в Волжской Булгарии (в 922 году) ислам распространился и у башкир.

В шежере башкир племени Мин, проживающих по реке Дёме, говорится о том, что они «посылают в Булгарию от своего народа девять человек, чтобы узнать, что такое вера Магометанская».

В предании об излечении ханской дочери говорится, что булгары «послали своих учеников-табигинов к башкирам.

Так ислам распространился среди башкир в долинах Белой, Ика, Дёмы, Таныпа».

Заки Валиди приводил сообщение арабского географа Якута аль-Хамауи о том, что в Халбе (в первой половине XIII века) тот встретил башкира, прибывшего на учёбу.

Окончательное утверждение ислама среди башкир произошло в 20-30-е годы XIV века и связано с именем золотоордынского хана Узбека, который утвердил ислам в качестве государственной религии Золотой Орды.

Венгерский монах Иоганка, побывавший в 1320-е годы среди башкир, писал о башкирском хане, фанатично преданном исламу.

К древнейшим свидетельствам введения ислама в Башкортостане относятся развалины памятника близ посёлка Чишмы, внутри которого лежит камень с арабской надписью, гласящей, что здесь покоится Хусейн-Бек, сын Измера-Бека, скончавшийся в 7 день месяца мухаррем 739 годахиджры, то есть в 1339 году.

Есть также свидетельства того, что ислам на Южный Урал проникал и со Средней Азии. Например, в башкирском Зауралье, на горе Ауштау в окрестностях деревни Старобайрамгулово (Аушкуль) (ныне в Учалинском районе) сохранились захоронения двух древних мусульманских миссионеров, датируемые XIII веком.

 

Башкиры сохраняли элементы традиционных верований: почитание объектов (рек, озёр, гор, лесов и т.п.) и явлений (ветров, буранов) природы, небесных светил, животных и птиц (медведя, волка, лошади, собаки, змеи, лебедя, журавля, беркута, сокола и др., культ грачей был связан с культом предков, умирающей и оживающей природы).

Среди многочисленных духов-хозяев (эйе) особое место занимают домовой (йорт эйяхе) и водяной дух (хыу эйяхе).

Верховное небесное божество Тенре слилось впоследствии с мусульманским Аллахом.

Лесной дух шурале, домовой наделены чертами мусульманских шайтанов, Иблиса, джиннов.

Синкретичны демонические персонажи бисура, албасты.

Переплетение традиционных и мусульманских верований наблюдается также в обрядах, особенно родинных и похоронно-поминальных.

 

Жилье и быт

Традиционный тип поселения - аул, расположенный на берегу реки или озера. В условиях кочевой жизни каждый аул имел несколько мест поселения: зимние, весенние, летние, осенние.

В XVII—XIX веках башкиры от полукочевого хозяйствования полностью перешли к земледелию и оседлой жизни, так как многие земли были заняты переселенцами из центральной России и Поволжья.

Первоначально было распространено кучевое расположение жилищ; близкие родственники селились компактно, нередко за общей оградой.

В 18-19 веках стала преобладать уличная планировка, каждая родственная группа образовывала отдельные "концы" или улицы и кварталы.

Среди восточных башкир частично ещё сохранялись полукочевой уклад жизни. Последние, единичные выезды аулов на летовку (летнее кочевье) были отмечены в 20-х годах XX века.

Традиционное жилище Башкир - войлочная юрта (тирмә) со сборным решётчатым каркасом, тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа.

В степной зоне ставили глинобитные, пластовые, саманные дома, в лесной и лесостепной зоне - срубные избы с сенями, дома со связью (изба - сени - изба) и пятистенки, изредка встречались (у зажиточных) крестовые и двухэтажные дома.

Для срубов использовали хвойные породы, осину, липу, дуб.

Временными жилищами и летними кухнями служили дощатые балаганы, плетневые избы, шалаши.

 

Семья

У древних Башкир существовала большесемейная община.

В 16-19 веках параллельно существовали и большие и малые семьи, последние постепенно утверждались как преобладающие.

В наследовании семейного имущества в основном придерживались миноратного принципа.

Среди богатых Башкир бытовало многожёнство.

В брачных отношениях сохранялись обычаи левирата, обручения малолетних детей.

Браки совершались по сватовству, но имело место и умыкание невест (что освобождало от уплаты калыма), иногда по взаимной договорённости.

 

Хозяйство и промыслы

Основным занятием башкир в прошлом было полукочевое (йяйляжное) скотоводство, которое сочеталось с земледелием, охотой, бортничеством, пчеловодством, птицеводством, рыболовством, собирательством и др.

Из ремёсел применялись ткачество, выделка войлока, производство безворсовых ковров, шалей, вышивка, обработка кожи (кожевничество), обработка дерева, металла.

Башкиры занимались производством наконечников стрел, копий, ножей, элементов конской сбруи из железа.

Из свинца отливали пули и дробь для ружей.

Башкиры имели своих кузнецов и ювелиров.

Из серебра производились подвески, бляшки, украшения для женских нагрудников и головных уборов.

Металлообработка базировалась на местном сырье.

Металлургия и кузнечное дело попали под запрет после восстаний.

Русский историк М. Д. Чулков в своей работе «Историческое описание Российской коммерции» (1781—1788 гг.) отмечал: «В прежних годах башкирцы из сей руды плавили в ручных печах самую лучшую сталь, что после учинившегося в 1735 г. бунта им уже не позволялось».

Примечательно, что горное училище в Санкт-Петербурге, первое высшее горно-техническое учебное заведение в России, предложил создать башкирский рудопромышленник Исмагил Тасимов.

 

Башкирская кухня

Полукочевой образ жизни способствовал формированию самобытной культуры, традиций и кухни башкир: зимовка в деревнях и проживание на летних кочевьях вносило разнообразие в рацион и возможности приготовления пищи.

Традиционное башкирское блюдо бишбармак готовится из отварного мяса и халмы, обильно посыпается зеленью с луком и сдабривается курутом.

Это другая заметная особенность башкирской кухни: к блюдам часто подаются молочные продукты — редкое застолье обходится без курута или катыка (кефира).

Большинство блюд башкирской кухни отличается питательностью и простотой приготовления.

 

Национальная одежда и украшения

Традиционная одежда башкир весьма вариативна в зависимости от возраста и конкретного региона.

Одежду шили из овчины, домотканых и покупных тканей.

Были широко распространены различные женские украшения из кораллов, бисера, раковин, монет.

Это нагрудники (яға, һаҡал), чересплечные украшения-перевязи (эмейҙек, дәғүәт), наспинники (иңһәлек), различные подвески, накосники, браслеты, серьги.

Женские головные уборы в прошлом весьма разнообразные, это и чепцеобразный ҡашмау, девичья шапочка таҡыя, меховой ҡама бүрек, многосоставный кәләпүш, полотенцеобразый таҫтар, часто богато украшенный вышивкой.

Весьма красочно украшенное головное покрывало ҡушъяулыҡ.

Среди мужских: меховые шапки-ушанки (ҡолаҡсын), лисьи шапки (төлкө ҡолаҡсын), капюшон (көләпәрә) из белого сукна, тюбетейки (түбәтәй), войлочные шляпы.

Оригинальная обувь восточных башкир: ҡата и сарыҡ, кожаные головки и суконное голенище, завязки с кистями.

Ҡата и женские сарыки украшались на заднике аппликацией.

Повсеместно были распространены сапоги (итек, ситек), и лапти (сабата) (за исключением ряда южных и восточных регионов).

Обязательным атрибутом мужской и женской одежды являлись штаны с широким шагом.

Весьма нарядна верхняя женская одежда.

Это часто богато украшенный монетами, позументами, аппликацией и немного вышивкой халат елән, аҡ саҡман (который к тому же нередко служил и головным покрывалом), безрукавные камзулы, украшенные яркой вышивкой, и обшитые по краям монетами.

Мужские казакины и чекмени (саҡман), полукафтаны (бишмәт).

Башкирская мужская рубаха и женские платья резко отличались по покрою от таковых русских, хотя они также украшались вышивкой, лентами (платья). У восточных башкирок также было распространено украшать платья по подолу аппликацией.

Пояса были исключительно мужской деталью одежды.

Пояса были шерстяные тканные (до 2,5 м в длину), ременные, матерчатые и кушаки с медными или серебряными пряжками.

У правого бока на ремне всегда была привешена большая прямоугольная кожаная сума (ҡаптырга или ҡалта), а с левого бока — нож в деревянных, обшитых кожей, ножнах (бысаҡ ҡыны).

 

Народные праздники, обычаи и обряды

Помимо свадебного празднества (туй) известны религиозные (мусульманские): ураза-байрам, курбан-байрам, мавлид и другие, а также народные праздники.

Праздник окончания весенне-полевых работ сабантуй (включавший общую трапезу, борьбу, конные скачки, соревнования в беге, стрельбе из лука, состязания с юмористическим эффектом) и Каргатуй ("грачиный праздник").

В середине лета проходил джиин (йыйын), праздник, общий для нескольких деревень, а в более далёкие времена - волости, племени.

Летом же происходят девичьи игры на лоне природы, обряд "кукушкин чай", в котором участвуют одни женщины.

В засушливое время проводился обряд вызывания дождя с жертвоприношениями и молениями, обливанием друг друга водой.

 

Национальные виды спорта

К национальным видам спорта башкир относятся: борьба куреш, стрельба из лука, метание копья и охотничьего кинжала, конные скачки и бега,перетягивание каната (аркана) и другие.

Среди конных видов спорта популярны: байга, джигитовка, конные пробеги. В Башкортостане популярны конноспортивные народные игры: аузарыш, кот-алыу, кук-буре, кыз кыуыу.

Спортивные игры и состязания являются неотъемлемой частью физического воспитания башкир, и на протяжении множества веков входят в программу народных праздников.

 

Башкирские народные песни, музыка и танцы

Башкирское народное творчество разнообразно и богато.

Оно представлено различными жанрами, среди которых имеются героический эпос, баиты, сказки и песни.

Одним из древних видов устной поэзии был кубаир.

Среди башкир нередко встречались певцы-импровизаторы — сэсэны, соединяющие в себя дар поэта и композитора.

Среди песенных жанров встречались народные песни (йырҙар), обрядовые песни (сеңләү).

В зависимости от мелодии башкирские песни разделяются на протяжные узун-кюй и короткие кыска-кюй, в котором выделяются плясовые (бейеү көй), частушки такмак (таҡмаҡ).

У башкир имеется традиция горлового пения узляу.

Наряду с песенным творчеством у башкир развита музыка.

Среди музыкальных инструментов наиболее распространены кубыз и курай. Кое-где встречался трехструнный музыкальный инструмент думбыра.

Танцы башкир отличаются своеобразием.

Пляски всегда совершаются под звуки песни или курая с частым ритмом. Присутствующие отбивают такт ладонями и время от времени восклицали: «Эйе!».

 

Эпические произведения башкир

Ряд эпических произведений башкир под названием «Урал-батыр», «Акбузат» сохранили пласты древней мифологии индоиранцев и древних тюрков, и имеет параллели с Эпосом о Гильгамеше, Ригведой, Авестой.

Так, эпос «Урал-батыр» по мнению исследователей несёт в себе три пласта: архаичный шумерский, индоиранский и древнетюркский языческий. Некоторые мотивы и образы «Урал-батыра» встречаются и в других башкирских эпосах («Заятуляк и Хыухылу», «Кунгыр-буга», «Алпамыша», «Кузыйкурпяс и Маянхылу»), а эпосы «Акбузат» и «Бабсак и Кусэк», продолжая сюжетную линию «Урал-батыра», образуют единый цикл башкирских эпических сказаний.

 

Башкирская литература

Башкирская литература своими корнями уходит в глубокую древность. Истоки восходят к древнетюркским руническим и письменным памятникам типа орхоно-енисейских надписей, к рукописным произведениям XI века на языке тюрки и древнебулгарским поэтическим памятникам (Кул Гали и др).

В XIII—XIV веках башкирская литература по типу складывалась как восточная. В поэзии преобладали традиционные жанры — газель, мадхия, касида, дастан, канонизированная поэтика.

Самым характерным в развитии башкирской поэзии является её тесное взаимодействие с фольклором.

 

Ранняя история

Советский филолог, историк античности С. Я. Лурье считал, что предшественники современных башкир упоминаются в V веке до н. э. в «Истории» Геродота под именем аргиппеев.

 

«Отец истории» Геродот сообщал, что аргиппеи обитают «у подножия высоких гор».

Описывая образ жизни аргиппеев Геродот писал: «…Говорят они на особом языке, одеваются по-скифски, а питаются древесными плодами. Имя дерева, плоды которого они употребляют в пищу, понтик, …плод его похож на бобовый, но с косточкой внутри. Спелый плод выжимают через ткань, и из него вытекает чёрный сок под названием „асхи“. Сок этот они …пьют, смешивая с молоком. Из гущи „асхи“ они приготовляют лепёшки».

С. Я. Лурье соотносил слово «асхи» с тюркским «ачи» — кислый.

По версии башкирского языковеда Дж. Г. Киекбаева слово «асхи» напоминает башкирское әсе һыуы — кислая жидкость.

О менталитете аргиппеев Геродот написал: «…Они улаживают распри соседей, и если у них найдет убежище какой-нибудь изгнанник, то его никто не смеет обидеть».

 

Знаменитый востоковед Заки Валиди предполагал, что башкиры упоминаются в труде Клавдия Птолемея (II век н. э.) под именем скифского рода пасиртаев.

 

Интересные сведения о башкирах встречаются и в китайских хрониках дома Суй. Так, в «Книге Суй» (VII в.) в «Повествовании о теле» перечисляются 45 племён, названных составителями телесскими, и среди них упоминается и племена алан и башукили.

Башукили отождествляют с этнонимом башҡорт, то есть с башкирами.

 

В свете того, что предки теле были этническими наследниками гуннов, представляет интерес и сообщение китайских источников о потомках старых гуннов» в бассейне Волги в VIII—IX веках.

В числе этих племён перечисляются Бо-хан и Бей-дин, которые, предположительно, отождествляются, соответственно, с волжскими булгарами и башкирами.

 

Крупный специалист по истории тюрков М. И. Артамонов считал, что башкиры также упоминаются в «Армянской географии» VII века под именем бушков.

 

К IX веку восходят первые письменные сведения о башкирах арабских авторов. Саллам ат-Тарджуман(IX в.), Ибн Фадлан (X в.), Аль-Масуди (X в.), Аль-Балхи (X в.), Саид аль Андалузи[en] (XII в.), Идриси (XII в.), Ибн-Саид (XIII в.), Якут аль-Хамави (XIII в.), Казвини (XIII в.), Димашки (XIV в.), Абу-ль-Фида (XIV в.) и другие писали о башкирах.

 

Первое сообщение арабских письменных источников о башкирах принадлежит путешественнику Салламу ат-Тарджуману.

Около 840 года он посетил страну башкир и указал её примерные пределы.

 

Ибн Русте (903 год) сообщал, что башкиры — «народ самостоятельный, занимавший территорию по обеим сторонам Уральского хребта между Волгою, Камою, Тоболом и верхним течением Яика».

 

Впервые этнографическое описание башкир дал Ибн Фадлан — посол багдадского халифа аль Муктадира к правителю волжских булгар.

Он побывал среди башкир в 922 году.

Башкиры, по утверждению Ибн Фадлана, были воинственными и могущественными, которых он и его спутники (всего «пять тысяч человек», включая военную охрану) «остерегались… с величайшей опасностью».

Они занимались скотоводством.

Башкиры почитали двенадцать богов: зимы, лета, дождя, ветра, деревьев, людей, лошадей, воды, ночи, дня, смерти, земли и неба, среди которых главным был бог неба, который объединял всех и находился с остальными «в согласии и каждый из них одобряет то, что делает его сотоварищ». Некоторые башкиры обожествляли змей, рыб и журавлей.

Наряду с тотемизмом Ибн-Фадлан отмечает у башкир и пантеизм.

Видимо, среди башкир начинает распространяться ислам.

В составе посольства был один башкир мусульманского вероисповедания.

По свидетельству Ибн Фадлана, башкиры — тюрки, живут на южных склонах Урала и занимают обширную территорию до Волги, их соседями на юго-востоке были печенеги, на западе — булгары, на юге — огузы.

 

Другой арабский автор Аль-Масуди, повествуя о войнах вблизи Аральского моря, среди воюющих народов упоминал башкир.

Средневековый географ Шариф Идриси сообщал, что башкиры жили у истоков Камы и Урала.

Он говорил о городе Немжан, расположенного в верховьях Лика. Башкиры занимались плавкой меди в печах, добывали лисьи и бобровые меха, ценные камни.

В другом городе Гурхане, расположенном в северной части реки Агидели, башкиры делали предметы искусства, седла и оружие.

 

Другие авторы Якут, Казвини и Димашки сообщали «о горном хребте башкир, находящемся в седьмом климате», под которым они, как и другие авторы, имели в виду Уральские горы.

 

«Земля башкард лежит в седьмом климате» — писал Ибн-Саид.

 

У Рашид-ад-Дина башкиры упоминаются три раза и всегда в числе крупных народов. «Точно также народы, которых с древнейших времен и до наших дней называли и называют тюрками, обитали в степях…, в горах и лесах областей Дешт-и-Кипчака, русов, черкесов, башкир Таласа и Сайрама, Ибира и Сибира, Булара и реки Анкары».

 

Махмуд ал-Кашгари в своём энциклопедическом «Словаре тюркских языков» (1073/1074 гг.) в рубрике «об особенностях тюркских языков» перечислял башкир в числе двадцати «основных» тюркских народов.

«А язык башкир», — писал он, «очень близкий к кипчакскому, огузскому, киргизскому и другим, то есть тюркский».

 

Башкиры в Венгрии

В IX веке вместе с древними мадьярами предгорья Урала покинули родовые подразделения нескольких древнебашкирских родов, таких как Юрматы, Еней, Кесе и ряда других.

Они вошли в состав древневенгерской конфедерации племён, которая располагалась в стране Леведии, в междуречье Дона и Днепра.

В начале X века венгры вместе с башкирами под предводительством князя Арпада перешли через Карпатские горы и завоевали территорию Паннонии, основав Венгерское королевство.

 

В X веке первые письменные сведения о башкирах Венгрии встречаются в книге арабского учёного Аль-Масуди «Мурудж аз-захаб».

Он называет и венгров, и башкир башгирдами или баджгирдами.

По мнению известного тюрколога Ахмад-Заки Валиди, численное доминирование башкир в венгерской армии и переход политической власти в Венгрии в руки верхушки башкирских племен Юрматы и Еней в XII в. привели к тому, что этноним башгирд (башкир) в средневековых арабских источниках стал служить для обозначения всего населения Венгерского королевства.

 

В XIII веке Ибн Саид аль-Магриби в книге «Китаб баст аль-ард» делит жителей Венгрии на два народа: башкир (башгирд) — тюркоязычных мусульман, которые проживают южнее реки Дунай, и венгров (хункар), которые исповедуют христианство.

Он пишет, что у этих народов разные языки.

Столицей страны башкир был город Керат, расположенный на юге Венгрии.

 

Абу-ль-Фида в произведении «Таквим аль-булдан» пишет, что в Венгрии башкиры жили на берегах Дуная по соседству с германцами.

Они служили в знаменитой венгерской коннице, наводившей ужас на всю средневековую Европу.

 

Средневековый географ Закарийа ибн Мухаммед ал-Казвини (1203—1283) пишет, что башкиры живут между Константинополем и Болгарией.

Он так описывает башкир: «Один из мусульманских богословов башкир рассказывает, что народ башкир очень велик и что большая часть их использует христианство; но есть между ними и мусульмане, которые должны платить дань христианам, как христиане у нас мусульманам. Башкиры живут в избах и не имеют крепостей. Каждое местечко предоставлялось в ленное владение знатной особе; когда же царь заметил, что эти ленные владения давали повод ко многим спорам между владельцами, он отнял у них эти владения и назначил определённое жалованье из государственных сумм. Когда царь башкир во время набега татар вызывал этих господ на войну, они отвечали, что будут повиноваться, только с тем условием, чтобы данные владения были им возвращены. Царь отказал им в том и сказал: выступая в эту войну, вы ведь защищаете себя и детей своих. Магнаты же не послушались царя и разошлись. Тогда напали татары и опустошили страну мечом и огнем, не находя нигде сопротивления»

 

Польский историк Т. Левицкий в статье «Madjar, Madjarstan» приводит информацию о башкирах, принявших в 1241 г. активное участие в вооружённом сопротивлении венгров татаро-монголам из армии Бату-хана. Т. Левицкий приводит сведения об участии башкир в составе объединённого германо-венгерского войска в разгроме одного из отрядов татаро-монголов возле города Шибеника на берегу Адриатического моря.

 

Эпоха монгольского нашествия

Первое сражение башкир с монголами произошло в 1219—1220 годах, когда Чингисхан во главе огромного войска провел лето на Иртыше, где были летние пастбища башкир.

Противостояние двух народов продолжалось долго.

С 1220 по 1234 годы башкиры беспрерывно воевали с монголами, фактически, сдерживая натиск монгольского нашествия на запад.

Л. Н. Гумилёв в книге «Древняя Русь и Великая Степь» писал: «Монголо-башкирская война тянулась 14 лет, то есть значительно дольше, чем война с Хорезмийским султанатом и Великий западный поход…

Башкиры неоднократно выигрывали сражения и наконец заключили договор о дружбе и союзе, после чего монголы объединились с башкирами для дальнейших завоеваний….

Башкиры получают право бийства (ярлыки), то есть, фактически, территориальную автономию в составе империи Чингисхана.

В правовой иерархии Монгольской империи башкиры занимали привилегированное положение как народ, обязанный каганам прежде всего военной службой, и сохраняющий собственную родоплеменную систему и управление.

В правовом отношении возможно вести речь лишь об отношениях сюзеренитета-вассалитета, а не союзных.

Башкирские конные полки приняли участие в рейдах Батый-хана на северо-восточные и юго-западные русские княжества в 1237—1238 и 1239—1240 годах, а также в Западном походе 1241—1242 годов.

 

В составе Золотой Орды

В XIII—XIV веках вся территория расселения башкир находилась в составе Золотой Орды.

18 июня 1391 года при реке Кондурче состоялась Битва народов».

В сражении столкнулись армии двух мировых держав того времени: хана Золотой Орды Тохтамыша, на стороне которого выступили башкиры, и эмира Самарканда Тимура (Тамерлана).

Битва закончилась поражением золотоордынцев.

После распада Золотой Орды территория исторического Башкортостана входила в состав Казанского, Сибирского ханств и Ногайской Орды.

 

Вхождение в состав Российского государства

Установление московского сюзеренитета над башкирами не было единовременным актом.

Первыми (зимой 1554 года) московское подданство приняли западные и северо-западные башкиры, подвластные ранее казанскому хану.

Вслед за ними, в 1554—1557 годах, связи с Иваном Грозным установили башкиры центральной, южной и юго-восточной Башкирии, которые сосуществовали тогда на одной территории с Ногайской Ордой.

Зауральские башкиры были вынуждены пойти на соглашение с Москвой в 80—90-х годах XVI века, после развала Сибирского ханства.

Разгромив Казань, Иван Грозный обратился к башкирскому народу с призывом добровольно прийти под его высочайшую руку.

Башкиры откликнулись и на народных собраниях родов решили перейти под московский вассалитет на основе равноправного соглашения с царём.

Это был второй случай в их многовековой истории. Первым был договор с монголами (XIII в.).

В соглашении чётко были оговорены условия. Московский государь сохранял за башкирами все их земли и признавал вотчинное право на них (примечательно, что кроме башкир, ни один народ, принявший российское подданство, не имел вотчинного права на землю).

Московский царь обещал также сохранять местное самоуправление, не притеснять мусульманскую религию («…дали слово и поклялись башкир, исповедующих ислам, никогда не насиловать в другую религию…»).

Таким образом, Москва пошла на серьёзные уступки башкирам, что, естественно, отвечало её глобальным интересам.

Башкиры, в свою очередь, обязались нести военную службу за свой счёт и платить казне ясак — поземельную подать.

О добровольном присоединении к России и получении башкирами жалованных грамот говорится и в хронике старшины Кидраса Муллакаева сообщенной П. И. Рычкову и опубликованной затем в его книге «История Оренбургская»: «…не только те земли, где они прежде подданства своего …жили, а именно — за Камою рекою и около Белой Волошки (коя после Белою рекою названа), им, башкирцам, подтверждены, но сверх того и другими многими, на которых они ныне жительствуют, пожалованы, как это свидетельствуют и жалованныя грамоты, которыя у многих поныне имеются». Рычков в книге «Топография Оренбургская» писал: «Башкирский народъ въ подданствожъ Россiйское пришелъ».

Исключительность отношений башкир и России отражено в «Соборном Уложении» 1649 года, где у башкир под страхом конфискации имущества и государевой опалы запрещалось «…бояром, околничим, и думным людям, и стольникам, и стряпчим и дворяном московским и из городов дворяном и детям боярским и всяких чинов русским людям поместным всяких земель не покупать и не менять и в заклад, и сдачею и в наём на многие годы не имать».

Согласно «Книге Большому чертежу» (1627): «...А ниже Белыя Воложки 40 верст пала в Каму Ик река, а Ик река вытекла с верху реки Са­мара за 200 верст от Самары, протоку Ик реки 350 верст. А усть реки Бе­лыя Воложки вверх и по реке по Уфе, по обеим сторонам и до Оральтовы горы и дале, все живут башкирцы...»

С 1557 до 1798 годы, в течение более чем двухста лет, башкирские конные полки воевали в рядах Русской армии.

Будучи в составе ополчения Минина и Пожарского, башкирские отряды приняли участие в освобождении Москвы от польских интервентов в 1612 году.

 

Государственно-социальное устройство

После присоединения к Русскому государству социальная структура Башкир определялась в том числе и элементами патриархально-родового быта.

На основе родо-племенного деления (было около 40 племён и племенных групп: бурзян, усерган, тамьян, юрматы, табын, кыпчак, катай, минг, елан, еней, буляр, салйут и др., многие из которых представляли собой осколки древних племенных и этнополитических объединений степей Евразии) были образованы волости.

Волости, крупные по размерам, обладали некоторыми атрибутами политической организации; делились на родовые подразделения, объединявшие группы родственных семей (аймак, тюба, ара), унаследовавшие от родовой общины обычаи экзогамии, взаимопомощи и др. Во главе волости стоял наследственный (после 1736 выборный) старшина (бий).

В делах волостей и аймаков ведущую роль играли тарханы (сословие, освобождённое от податей), батыры, духовенство; отдельным семьям жаловалось дворянство.

 

Башкирские восстания

При жизни Ивана Грозного условия соглашения соблюдались, и он, несмотря на свою жестокость, в памяти башкирского народа остался как «Хороший царь» (башк. Аҡ батша).

С приходом к власти дома Романовых в XVII веке политика царизма в Башкортостане сразу же стала меняться в худшую сторону.

На словах власти заверяли башкир в своей верности условиям соглашения, на деле встали на путь их нарушения.

Это выразилось, в первую очередь, в расхищении вотчинных башкирских земель и строительстве на них застав, острогов, слобод, христианских монастырей, линий.

Видя массовое расхищение своих земель, нарушение исконных прав и свобод, башкиры поднимались на восстания в 1645, 1662—1664 гг., 1681—1684 гг., 1704—11/25 гг.

Царские власти были вынуждены удовлетворить многие требования восставших.

После башкирского восстания 1662—1664 гг. правительство ещё раз официально подтвердило вотчинное право башкир на землю.

В период восстания 1681—1684 гг. — свободу исповедания ислама.

После восстания 1704—11 гг. (посольство от башкир вновь присягнуло на верность императору только в 1725 г.) подтвердило вотчинные права и особый статус башкир и провело судебный процесс, закончившийся осуждением за превышение полномочий и казнью правительственных «прибыльщиков» Сергеева, Дохова и Жихарева, требовавших с башкир налоги, не предусмотренные законодательством, что и послужило одним из поводов к восстанию.

В ходе восстаний башкирские отряды достигали Самары, Саратова, Астрахани, Вятки, Тобольска, Казани (1708 г.) и гор Кавказа (при неудачном штурме своими союзниками — кавказскими горцами и русскими казаками-раскольниками, Терского городка, был пленен и позже казнён один из предводителей башкирского восстания 1704—1711 гг., Мурат Султан).

Людские и материальные потери были огромны.

Самым тяжёлым по потерям для самих башкир является восстание 1735—1740 гг., в ходе которого был избран хан Султан-Гирей (Карасакал).

В ходе данного восстания многие наследные земли башкир были отняты и переданы служилым мещерякам.

По подсчётам американского историка А. С. Доннелли, из башкир погиб каждый четвёртый человек.

Следующее восстание разразилось в 1755—1756 гг.

Поводом послужили слухи о религиозных гонениях и отмена лёгкого ясака (единственного налога на башкир, который брался только с земли и подтверждал их статус вотчинных землевладельцев) при одновременном запрете бесплатной добычи соли, которую башкиры считали своей привилегией.

Восстание было блестяще спланировано, но сорвалось из-за спонтанного преждевременного выступления башкир рода Бурзян, убивших мелкого чиновника Брагина.

Из-за этой нелепой и трагической случайности, планы одновременного выступления башкир всех четырёх дорог, на этот раз в союзе с мишарями, и, возможно, татарами и казахами, оказались сорваны.

Наиболее известным идеологом этого движения был ахун Сибирской дороги Башкортостана, мишарь Габдулла Галиев (Батырша).

В плену мулла Батырша написал своё знаменитое «Письмо императрице Елизавете Петровне», дошедшее до наших дней как интересный образец анализа причин башкирских восстаний их участником.

При подавлении восстания, ряд участвовавших в восстании эмигрировали в Киргиз-Кайсацкую Орду.

Последним крупным башкирским восстанием принято считать участие в Крестьянской войне 1773—1775 гг. Емельяна Пугачёва: один из руководителей этого восстания Салават Юлаев остался в народной памяти и считается башкирским национальным героем.

 

Башкирское войско

Самой значительной из реформ по отношению к башкирам, проведённых царским правительством в XVIII в., было введение кантонной системы управления, действовавшей с некоторыми изменениями вплоть до 1865 года.

По указу от 10 апреля 1798 года башкирское и мишарско-татарское население края было переведено в военно-служилое сословие и обязывалось нести пограничную службу на восточных рубежах России.

В административном отношении были созданы кантоны.

Зауральские башкиры оказались в составе 2-го (Екатеринбургский и Шадринский уезды), 3-го (Троицкий уезд) и 4-го (Челябинский уезд) кантонов. 2-й кантон находился в Пермской, 3-й и 4-й — в Оренбургской губерниях.

В 1802—1803 гг. башкиры Шадринского уезда были выделены в самостоятельный 3-й кантон.

В связи с этим изменились и порядковые номера кантонов.

Бывший 3-й кантон (Троицкий уезд) стал 4-м, а бывший 4-й (Челябинский уезд) — 5-м.

 

Крупные изменения системы кантонного управления были предприняты в 30-х годах XIX в.

Из башкирского и мишарского населения края было образовано Башкиро-мещерякское войско, включавшее 17 кантонов.

Последние были объединены в попечительства.

Башкиры и мишари 2-го (Екатеринбургский и Красноуфимской уезды) и 3-го (Шадринский уезд) кантонов входили в первое, 4-го (Троицкий уезд) и 5-го (Челябинский уезд) — во второе попечительства с центрами соответственно в Красноуфимске и Челябинске.

Законом «О присоединении тептярей и бобылей к Башкиро-мещерякскому войску» от 22 февраля 1855 г. тептярские полки были включены в кантонную систему Башкиро-Мещерякского войска.

Позднее название было изменено на Башкирское войско Законом «О именовании впредь Башкиро-мещерякскаго войска Башкирским войском. 31 октября 1855 г.»

С присоединением казахских земель к России Башкортостан стал одним из многих внутренних областей империи, и необходимость привлечения башкир к пограничной службе отпала.

 

14 мая 1863 было принято «Положение о башкирах», определявшее и закреплявшее правовое положение башкир.

В соответствии с положением башкирское войско упразднялось, кантоны и юрты реорганизовывались и укрупнялись.

Было создано 808 сельских и 130 волостных обществ, в которых старостами и старшинами стали в основном зажиточные башкиры.

2 июля 1865 года было принято высочайшее утвержденное мнение Государственного Совета «О передаче управления башкирами из военного в гражданское ведомство».

Башкиры окончательно переходили из военного в гражданское ведомство, гражданские и некоторые уголовные суда могли разрешаться в общегражданских судах по «обычаям сего народа» и шариату.

 

Участие башкир в Отечественной войне 1812 года

Всего в войне 1812 года и заграничных походах 1813—1814 гг. участвовало 28 пятисотенных башкирских полков.

Кроме того, башкиры выделили для армии 4139 лошадей и 500 000 рублей. Во время заграничного похода в составе русской армии в Германии, в городе Веймере с башкирскими воинами встретился великий немецкий поэт Гёте, которому башкиры подарили лук со стрелами.

Девять башкирских полков вошли в Париж.

Французы прозвали башкирских воинов «северными амурами».

В памяти башкирского народа Отечественная война 1812 года сохранилась в народных песнях «Баик», «Кутузов», «Эскадрон», «Кахым туря», «Любизар». Последняя песня основана на подлинном факте, когда главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов благодарил башкирских воинов за проявленную в бою храбрость словами: «любезники, молодцы».

Имеются данные по некоторым воинам, награжденным серебряными медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года» и «В память войны 1812—1814 гг.» Это Рахмангул Бараков (д. Биккулово), Сайфутдин Кадыргалин (д. Байрамгулово), Нурали Зубаиров (д. Кулуево), Кундузбай Кулдавлетов (д. Субхангулово-Абдырово).

Башкирская конница, подоспевшая в составе отряда князя Кудашева предотвратила взрыв Кремля.

 

Башкирское национальное движение начала XX века

После революций 1917 года прошли Всебашкирские курултаи (съезды) на которых было принято решение о необходимости создания национальной республики в составе федеративной России.

В итоге, 15 ноября 1917 года Башкирское областное (центральное) шуро (совет)провозгласило создание на территориях с преимущественно башкирским населением Оренбургской, Пермской, Самарской, Уфимской губерний территориально-национальной автономии Башкурдистан.

В декабре 1917 года делегаты III Всебашкирского (учредительного) съезда, представлявшие интересы народонаселения края всех национальностей, единогласно проголосовали за утверждение постановления (Фармана № 2) Башкирского областного шуро о провозглашении национально-территориальной автономии (республики) Башкурдистан.

На съезде было образовано правительство Башкортостана, предпарламент — Кесе-Курултай и другие органы власти и управления, а также были приняты решения о дальнейших действиях.

В марте 1919 г. в соответствии с Соглашением Российского рабоче-крестьянского правительства с Башкирским правительством была образована Автономная Башкирская Советская Республика.

 

Образование Республики Башкортостан

11 октября 1990 года Верховным Советом республики была провозглашена Декларация о государственном суверенитете.

31 марта 1992 года Башкортостан подписал федеративный договор о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в её составе и приложение к нему от Республики Башкортостан, определившие договорной характер отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации.

 

Сохранить