Краткое описание коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

При составлении описания использовалась информация из публичных источников, в том числе библиографические источники по этнографии.

Подробности

Алеуты

 

Алеуты

(Самоназвание: — унаңан /унанган/ unangan)

 

Взгляд из прошлого

В.И.Немирович-Данченко, "Страна Холода", 1877г. :

- Это — терпеливое, мужественное и честное племя. Собственность между ними неприкосновенна. Они не только не запирают ничего у себя, но имущество и посторонних людей — вполне обеспечено. Нет между ними и убийств. Самые ужасные страдания не вырвут у алеута стона или вопля. Попав в капкан, алеут будет неподвижно ждать, пока из его ноги не вынут глубоко вошедшие в тело зубцы. Алеут совершенно бесстрашен. Он считает за крайнее неприличие удивляться чему бы то ни было. Его ничем не обрадуешь, ничем не испугаешь, ничем не вызовешь в нем сильного впечатления. Алеут сохранил благородную гордость до такой степени, что считает оскорблением не только обидное слово, но и пренебрежительный взгляд. Он свято держит данные им обещания и никогда не лжет.

- Больше всего алеуты любят водку и табак. Особенно же последний. Они смешивают его со стружками сосновой коры и вполне отдаются этому наслаждению, зажмуривая глаза. Трубка обходит круг собеседников. Ожидающие ее наслаждаются созерцанием приятных ощущений того, у кого в руках она находится в данный момент.

Не особенно развитый в умственном отношении, алеут отличается необыкновенною переимчивостью. Он с удивительною легкостью способен усвоить себе ремесло, виденное им вскользь. Таким образом, между ними, в последнее время явились столяры, плотники, кузнецы, слесаря и сапожники. Были даже примеры, что из алеута выходил недурной местный живописец. Большая часть мужчин-алеутов говорит хорошо по-русски, впрочем теперь, с уступкою этих земель американцам,– между ними развивается изучение английского языка.

 

«Описание всех в Российском государстве, обитающих народов» 1772-1776 гг.:

- Алеуты обладают исключительным талантом подражания, а их способности настолько развиты, что они быстро переняли у русских все ремесла, которыми эти последние занимаются на глазах у алеутов. Они крайне ловко повторяют характерные черты и курьезные ужимки тех людей, которые находятся с ними в контакте. Алеуты проявляют большой вкус к чтению и кажутся способными воспринимать абстрактные понятия, как, например, начала математики. Но несмотря на эти способности, а также прекрасную память и живое воображение, алеуты, конечно, не могут равняться с представителями народов, у которых цивилизация насчитывает уже много поколений.

 

Современные источники

 

Общие сведения

Алеуты — коренное население Алеутских островов, о-вов Шумагина, а также западного берега Аляски вплоть до реки Угашика на севере.

К моменту прихода русских, т. e. в середине XVIII века, алеуты насчитывали до 15 тыс. человек.

Однако, из-за занесенных на их территории эпидемий и голода наступившего в результате варварского уничтожения промысловой базы, к 1820 году их численность упала до 2 тыс. человек.

 

Сегодня большая часть живёт в США (Аляска), часть — в России (Камчатский край).

В 2010 году в США по разным оценкам насчитывалось более 17000 алеутов (из них более 2000 человек-носителей языка).

В том числе на Аляске (на Алеутских островах) — 10 708 человек, в штате Вашингтон — 2273 человек, в Калифорнии — 998 человек, в Орегоне — 479 человек и др.

 

Алеуты входят в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации; при этом их численность на территории России в 2002 году составляла 540 человек, в 2010 году — 482 человека.

В России живут на Командорских островах, которые составляют Алеутский район Камчатского края.

Из них в крае — 401 чел., где они в основном проживают в селе Никольское (294 человека) — единственном населённом пункте на острове Беринга и во всём районе (с 1970-х годов).

Составляют 37,1 % населения Алеутского района по переписи 2010 года.

 

Происхождение

Долгое время существовали две гипотезы их происхождения.

Согласно одной, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой — с Аляски.

Г. В. Стеллер высказывался за азиатское происхождение алеутов; в качестве основного аргумента он рассматривал сходство, которое, по его мнению, имеется у алеутских шляп из древесной коры и шляп ительменов и коряков.

Возражая против азиатской гипотезы, известный американский исследователь Аляски В. Долл полагал, что при тех средствах передвижения, которыми располагали алеуты, их переезд алеутов из Азии на острова представляется невероятным.

Американское происхождение алеутов предполагал и В. И. Иохельсон, аргументируя эту гипотезу сходством культуры алеутов с культурой индейцев северо-западного побережья Америки: «Сюда относятся употребление втулок (как украшений), раскраска лица и некоторые другие приёмы украшения.

В общем можно сказать, что особенности материальной и духовной культуры, а также физический склад алеутов указывают на их тесную связь с обитателями Америки, а не Азии».

А. Грдличка считал, что первыми жителями Алеутских островов были праалеуты (англ. Pre-Aleuts), которых примерно в 1000 году до н. э. сменили предки нынешних алеутов, пришедшие с Американского континента и продвигавшиеся на запад вдоль островной цепи.

Позднейшие археологические раскопки подтвердили смену населения островов в это время.

Что касается времени отделения алеутов от эскимосов и выделения их в самостоятельный этнос, то это, по мнению ряда авторов, произошло примерно 8000 лет назад.

В 1877 году, характеризуя антропологический тип алеутов, русский путешественник В. И. Немирович-Данченко писал: «Широкое, плоское лицо с выкатившимися скулами и вкось прорезанными глазами скорее заставляет предполагать родство этого племени с монгольской, чем с американской расой».

Он отмечал также, что цвет тела и лица у алеутов — белый, что отличает их от более смуглых чукчей и эскимосов.

По современным представлениям, алеуты относятся к арктической расе, хотя занимают в её составе особое положение: у них обнаружена примесь южных элементов тихоокеанской ветви монголоидов.

Генетические исследования показали, что алеуты по своему генофонду обнаруживают бо́льшую близость к азиатским эскимосам и чукчам, чем к эскимосам Аляски и коренному населению Камчатки.

Анализ гаплогрупп митохондриальной ДНК у алеутов показал, что у них преобладает древняя гаплогруппа D (в варианте D2a1), широко распространённая среди аборигенного населения севера Американского континента, а также встречается и гаплогруппа A, характерная как для аборигенов Америки, так и для жителей Северной и Центральной Азии.

Это означает, в частности, что по материнской линии вклад европейцев в генофонд алеутов не прослеживается.

Иную картину даёт изучение Y-хромосомных гаплогрупп алеутов: у современных алеутов характерная для европейцев гаплогруппа R преобладает над исконной для аборигенов Америки гаплогруппой Q, так что 85 % Y-хромосом у алеутов имеет европейское происхождение. Следовательно, по отцовской линии генотип алеутов сильно смешан.

 

Язык

Название «алеут» русского происхождения.

Оно было дано после открытия Алеутских островов и впервые встречается в документах в 1747 г.

Этимология этнонима вызывает разногласия у её исследователей. Если Г. А. Меновщиков выводил название «алеут» из алеутского слова аллитхух ‘команда, община’, то И. С. Вдовин полагал, что этноним имеет чукотско-корякское происхождение — от слова аляв-вытэ ‘те, у кого на голове обод’ (необычные деревянные головные уборы алеутов действительно были в прошлом их отличительной особенностью).

Гипотеза, по которой название «алеут» происходит от чукот. алиат ‘остров’, алиут ‘островитяне’, представляется наиболее убедительной.

Названия локальных групп: жители Ближних стровов - сасигнан, Крысьих - каган, о-ва Атки –нигагин.

Четырёхсопочных - акагаи (т. e. «тамошние»), о-ваУмнака и части о-ва Уналашки - каэлянгин, о-вов Креницына и часть Уналашки - кигиган («северо-восточные»), о-ва Унимака -анимгин, о-вов Шумагина- каган таягангин («восточные люди».)

 

Алеуты говорят на алеутском языке, в котором обычно выделяют четыре диалекта:

- восточный диалект (бо́льшая часть Алеутских островов: Умнак, Уналашка, Акутан; острова Прибылова; полуостров Аляска);

- западный диалект (остров Атка на западе Алеутских островов);

- беринговский диалект (остров Беринга — Командорские острова), который почти полностью совпадает с западным, но содержит значительно бо́льшее количество заимствований из русского языка;

- медновский диалект (ранее бытовал на острове Медный — Командорские острова, сейчас его немногочисленные носители живут на острове Беринга).

 

Медновский диалект значительно отличается от всех других.

Сейчас его предпочитают рассматривать как самостоятельный алеутско-медновский язык — смешанный язык, возникший в результате чрезвычайно сильной лингвистической интерференции двух языковых образований:аттуанского диалекта алеутского языка (встречался на острове Атту, самом западном из Алеутских островов, исчез в середине XX века) и русского языка.

В результате его грамматика частично наследует грамматику аттуанского диалекта, частично — грамматику русского языка.

 

С 1970-х гг. алеутский язык с использованием алфавита на основе латиницы преподается в школах на территории штата Аляска.

В российских образовательных учреждениях он не изучается.

В начале XXI века на острове Беринга на беринговском и медновском диалектах говорило не более 12—15 человек старшего поколения; остальные алеуты перешли на русский язык.

Основная часть алеутов США к этому времени перешла на английский язык; на западном диалекте продолжало говорить 80 человек, на восточном — 420—430 человек (из которых около 375 человек — жители островов Прибылова).

 

Хозяйство

Основу традиционного хозяйства составляли зверобойный промысел, рыболовство и птицеловство, дополнявшиеся собирательством.

Алеутские мужчины охотились с байдар на морских животных, а на суше добывали морских котиков и — зимой — тюленей; в некоторых районах они вели охоту на медведей и карибу.

Калана добывали в открытом море при помощи гарпуна (метательного копья на длинной веревке), сивучей и моржей — на лежбищах, нерпу заманивали на берег манком — надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки, на китов охотились с помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконитом.

Через 2-3 дня море выбрасывало на берег тушу животного.

Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок — деревянных дощечек длиной 50-70 см с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом.

Алеуты ловили рыбу, используя длинные удочки, изготавливаемые из водорослей.

К этим прочным и крепким приспособлениям крепились крюки.

Удочки можно было использовать для ловли морской рыбы, такой, как палтус и треска. Речную рыбу ловили при помощи мешкообразных сетей, изготавливаемых из китовых сухожилий.

Охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин) и метательного снаряда (бола) — связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах.

Раскрутив, бола бросали в стаю, и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника.

Отлавливали их и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями.

Алеутские женщины собирали моллюсков и морских ежей, а также дикие растения — ягоды и травы (последние, в частности, использовались для изготовления разнообразных плетёных изделий).

Важную роль в морской охоте играли байдара — плоскодонная лодка с деревянным каркасом, обтянутая сивучьей или нерпичьей кожей, и каяк — закрытая кожаная лодка с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник (прообраз спортивной байдарки). Управляли ею двухлопастным веслом.

До прихода русских оружием алеутов были лёгкие дротики с костяными наконечниками, луки, каменные или костяные ножи.

 

Жилье

Селения располагались на морском побережье, часто в устьях рек и состояли из двух-четырёх больших полуземлянок (улягамах).

Русские путешественники называли их земляными юртами из выкидного леса, которые начисто были лишены очага.

Для них выбирали высокие, открытые места, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов.

Полуземлянки строили из плавника (прибитых к берегу деревьев), сверху покрывали сухой травой, шкурами и дёрном.

В крыше оставляли несколько четырёхугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками.

Полуземлянка вмещала от 10 до 40 семей.

Внутри вдоль стен сооружали нары.

Каждая семья жила на своей части нар, отделенных друг от друга столбами и занавесками. Под нарами хранили утварь.

Летом переселялись в отдельные лёгкие постройки.

В XIX веке традиционная полуземлянка видоизменилась: стены и крышу, сделанные из жердей и досок, обкладывали дёрном.

Наверху находился люк для освещения, сбоку — выход через небольшие сени.

Освещали жилища жировыми лампами, иногда клали печи.

 

Одежда

Традиционной зимней одеждой алеутов была парка — длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок.

Поверх неё надевали камлейку — глухую непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном (прообраз европейской ветровки).

Праздничная одежда (парки и камлейки) по крою не отличалась от повседневной, но её обильно украшали вышитыми полосами, бахромой, ремешками из меха; у мужчин праздничная парка имела высокий стоячий воротник.

Края капюшона и рукавов затягивали шнурками.

Сохранились традиционные промысловые куртки с капюшонами из сивучьих кишок и горл, штаны из нерпичьей кожи.

Мужская и женская одежда была сходна по крою и украшениям.

Позже появился новый тип одежды — бродни (штаны из сивучьих горл), к которым пришивали непромокаемые торбаса — мягкие сапоги из кожи морских животных.

В качестве летней одежды алеуты использовали выношенную зимнюю, однако шили и специальную летнюю — из кишок морских животных и птичьих шкурок.

Нижнего белья как такового алеуты не имели, но использовалась поясная одежда, сшитая из нерпичьих шкур.

Во время промысла для защиты от сырости алеуты в XVIII веке надевали плетёные из травы дождевики (аналогичные ительменским и айнским), а позднее — плетёные соломенные циновки.

Промысловыми головными уборами были деревянные шляпы конической формы (у вождей — тоёнов) либо шляпы без верха, с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников), богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами.

Их надевали на капюшон камлейки.

Шляпы выдалбливали из целого куска дерева, затем распаривали и, придав нужную форму, расписывали в яркие тона с причудливым орнаментом.

С боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрическим орнаментом, в который втирали краску.

На вершину задней пластинки, служившей одновременно и верхушкой шляпы, крепили костяную фигурку птицы или зверя.

В боковые отверстия пластинки вставляли 50-сантиметровые сивучьи усы, количество которых зависело от охотничьего достоинства владельца.

Эти головные уборы носили только мужчины.

Празднично-обрядовыми головными уборами служили шапки разнообразной формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожаные повязки с узорными швами.

 

Питание

Традиционную еду алеутов составляли мясо морских животных и птиц, рыба, морские беспозвоночные, водоросли и дикие растения.

На зиму они заготавливали юколу.

 

 

Творчество

Алеуты выработали своеобразную художественную культуру.

Метательные дротики, охотничьи луки, головные уборы, маски алеутов одновременно являются образцами самобытного орнаментального искусства.

Искусной резьбой были украшены деревянные оправы для женских ножей, колотушки для глушения рыбы.

Охотничьи головные уборы богато украшались накладными гравированными пластинками, бусами, бисером, сивучьими усами, птичьими перьями, после чего расписывались яркими минеральными красками.

Применение многоцветной росписи по дереву отличает искусство алеутов от искусства других народов крайнего Северо-Востока России.

Наоборот, оно находит параллели в искусстве индейцев Северо-Запада Америки, хотя по мотивам роспись алеутов стоит ближе к орнаменту эскимосов.

Своеобразием отличаются и алеутские изделия из мягких материалов.

Самые разнообразные узоры алеуты создавали из волоса оленя, причём в технике, неизвестной другим народам.

Тщательность исполнения характерна для плетёных изделий алеутов — накидок, циновок, ковриков, мешочков, корзинок; материалом служили стебли дикого гороха и дикого ячменя.

У алеутов имелось немало исторических преданий. Было сложено много песен, важнейшими темами которых были морские промыслы и любовная лирика.

 

Традиционное устройство общества

У алеутов к середине XVIII века наблюдались социально-имущественная дифференциация при сохранении основ родового строя.

В. И. Немирович-Данченко отмечал, что до прихода русских алеуты подразделялись на три класса: первый включал тоёнов (родоначальников, старших в роде) и других знатных алеутов, второй — свободных людей, третий —калги- военнопленных, играющих временную роль рабов.

 

Религия
Для традиционных алеутских верований характерно представления Пантеизма о единстве и одухотворенности Мира, личностно-субъективной сознательности его частных проявлений, о душе как жизненной силе.

Бог по-алеутски звучит как Агугум.

Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавались по наследству в качестве личных амулетов.

Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок.

В мифологии бытовали представления о разных мирах.

Культовый костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизировал птицу.

Существовали охотничьи обряды вызывания зверя, особые охотничьи запреты и ношение амулетов, охраняющих владельца.

В конце XVIII века алеуты, были обращены в православие.

Особенностью христианизации алеутов было то, что она была начата не миссионерами, а русскими промышленниками.

Постоянное присутствие среди алеутов священников начинается с лета 1824 года, когда на остров Уналашку прибыл И. Е. Вениаминов (свт. Иннокентий), пробывший здесь десять лет.

Считается, что именно Иван Вениаминов крестил алеутов.

Один из алеутов — Пётр Алеут — почитается Православной Церковью в качестве мученика.

Епископом Алеутских островов и Северной Америки в 1898 – 1907гг. являлся будущий Патриарх Московский и Всея Руси, святитель Тихон (Василий Иванович Беллавин).

 

История

«Обнаружение» русскими Алеутских островов состоялось в 1741 году, во время «Великой Северной (Второй Камчатской) экспедиции» (1733—1743).

 

С 1745 года, на протяжении нескольких десятилетий происходили ожесточенные вооружённые столкновения между экипажами русских торгово-промышленных судов и алеутами.

Во второй половине XVIII века ежегодно на Алеутские острова приходили до четырёх-пяти купеческих кораблей и сменявшие друг друга партии русских зимовали на островах по 5—6 лет.

 

С 1799 года Алеутские острова и прилегающая к ним часть Аляски управлялись Российско-Американской компанией (РАК).

Для освоения необитаемых ранее Командорских островов компания с 1826 года стала переселять туда с близлежащих Алеутских островов промысловых рабочих-алеутов (предков нынешнего населения Командор).

В дальнейшем население Командорских островов пополнялось не только алеутами, но и креолами (потомками европейцев и алеутов) и русскими промышленниками из Атки и Калифорнии, женившимися на алеутках.

Остров Беринга заселяли в основном выходцы с Атки (в 1827 году их было уже 110 человек), остров Медный — выходцы с Атту.

 

Основной целью Российско-Американской компании было использование алеутов в качестве охотников на котиков и каланов, чьи меха являлись основным источником прибылей.

Официальный статус алеутов приближался к статусу инородцев Российской империи; они платили в казну ясак, а с 1821 года признаны российскими подданными (при этом их отнесли к сословию «островитян», а в 1844 году приравняли к «оседлым инородцам»).

 

В 1812 году служащий РАК Иван Кусков с 25 русскими колонистами и 90 алеутами (наряду с собственно алеутами в число последних входили и эскимосы-алутиик) основал крепость Росс (Форт-Росс) на побережье Северной Калифорнии.

В 1828 году в крепости проживали 25 русских и около 100 алеутов-звероловов; местные индейцы-кашая называли алеутов «подводными людьми», поскольку их лодки-каяки сидели на воде так низко, что казались появляющимися из моря.

В 1867 году Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США, после чего в России алеуты остались лишь на Командорах.

 

В 1915 году алеуты приравнены к американским индейцам и перешли под опеку Бюро по делам индейцев.

В 1924 году они права американского гражданства.

В июне 1942 года японские войска десантировались на остров Атту, после чего его жители были перевезены на Хоккайдо.

В 1945 году американские власти переселили их обратно, но по соображениям военного порядка, не на родной остров, а на остров Атка, где они растворились среди местного населения.

Начиная с 1960-х годов положение американских алеутов начинает значительно улучшаться (в частности, удалось справиться с получившим ранее широкое распространение туберкулёзом).

В соответствии с принятым в декабре 1971 года «Актом об урегулировании претензий коренных жителей Аляски», в июне 1972 года была создана «Алеутская корпорация».

Одна из 12 региональных корпораций, созданных на территории штата Аляска на этнической основе, имеющая подразделения в каждом селении, где проживают алеуты, и призванная решать вопросы о землях, некогда отчуждённых у коренного населения.

А также заключать государственные контракты, управлять недвижимостью и инвестициями в различные проекты на контролируемой ею территории.

«Акт» признал также права алеутов на «ведение традиционного образа жизни» и предусматривал выплату им компенсаций за отчуждённые земли.

 

В России, 1882 года, алеуты были заняты на котиковом, бобровом и песцовом промыслах, ловили рыбу и птиц, разводили ездовых собак и занимались огородничеством (репа, редиска, картофель).

С 1871 года котиковый и бобровый промыслы сдавались в аренду различным торгово-промышленным компаниям.

Численность населения островов зарегистрированная в 1899 году: 354 человек на острове Беринга и 283 человека на острове Медном.

 

В 1928 году Командорские острова были выделены в Алеутский национальный район.

В 1969 году село Преображенское (место проживания алеутов острова Медный) по решению местных властей в рамках кампании по ликвидации «неперспективных» деревень было закрыто, а жители села были перевезены на остров Беринга.

После этого основным местом сосредоточения российских алеутов стало село Никольское на данном острове.


Национальная кухня. Рецепты

Охота на китов издавна была традиционным занятием многих народов – алеутов, гренландцев, камчадалов, скандинавов, чукчей, эвенков, японцев. По осени они заготавливали мясо: вялили, заливали китовым жиром или замораживали – да так, что оно могло храниться почти год.
Мясо и рыбу ели в сыром, жареном или вареном виде.

Впрок запасали в основном сушеную рыбу и китовый жир.

Последний держали в пузырях из желудков морских животных.

 

Рецепты:

Строганина.

Целую соленую рыбу отмочить в проточной воде, примерно 3-4 дня. Если ее разделать и порезать на куски — процесс происходит быстрее но рыба теряет вкусовые качества. Отделить мясо от костей и шкуры. Порезать на кусочки 1-1,5 см., добавить уксус, перец, лук, можно и зеленый горошек. Перемешать. Все, можно есть, вернее подавать в качестве закуски.

Второй способ аналогичен первому. Свежезамороженную рыбу настрогать или порезать ножом, добавить уксус, соль, перец, лук дать выстояться 1-3 часа и можно есть. Главное условие — рыба должна быть хорошо промороженная: 6-10 часов при температуре -35.. -45 градусов, или 2-4 дней при -10… -20 градусов.

 

Брюшки в кляре.

У свежей нерки, кижуча, гольца берется брюшко и ребра, кости отделяются, режутся примерно на кусочки по 5-6 см. Делается кляр, на одну рыбину (1,5 -2 кг.) примерно пол стакана муки, одно яйцо (или 2 чайные ложки яичного порошка), добавляется соль, перец по вкусу. Все это разводится молоком или водой (можно и сухое молоко) до сметанообразного состояния. Сковорода с растительным маслом должна быть хорошо разогрета. Кусочки рыбы полностью обмакиваются в кляре, лишнее тесто стряхивается и ложатся на сковородку. Жарится очень быстро. Аналогично жарится и палтус, только толщина кусочков должна быть не более 1,5..2 см.

 

http://identity2010.ru/wp-content/uploads/2010/10/ukola.jpgЮкола.

В основном делают из нерки. Рыбу потрошат, отрезают голову, Разрезают вдоль до самого хвоста но не совсем, получается две половинки соединенные в хвосте. Удаляют хребет вместе с ребрами. Эти две половинки вешают на жерди под навесом. Можно немного подсолить. Высушенная рыба хранится очень долго и сохраняет все питательные вещества.

Пирог рыбный.

На пирог идет треска, нерка, кижуч, голец. Используется пресное тесто. Рыбное филе нарезают мелкими кусочками (1-2 см.) В противень укладывают тесто слоем в 0,5-1 сантиметра. На него примерно таким же слоем укладывают слегка недоваренный рис (можно и картошку сырую), затем слой нашинкованного лука. Затем слой рыбы от 1,5 до 2,5 см. Некоторые хозяйки наоборот — сначала рыба потом рис. Последний слой лука, специи: соль, перец, петрушка (по вкусу). Все это накрывают слоем теста толщиной 0,5 — 1 см. Края защепляют. Получившийся пирог сверху протыкают вилкой раз примерно 10-12, для выхода пара, а то раздуется как колобок. Из остатков теста делают разные украшения и укладывают сверху. Ставят в духовку, время от времени проверяют. Обычно когда оно покроется коричневатой корочкой — значит готово.!

 

Котлеты из трески.

Мясо трески перекручиваем на фарш. Добавляем в него примерно столько же и перекрученного сала. В этот фарш добавляем лук, картошку. Перец, зелень и соль по вкусу. Обжариваем котлеты до появления корочки. Потом все это кладем в кастрюлю, грамм 100-150 воды или какой ни будь подливы, и парим.

 

Чимигин — алеутские «семечки».

Моллюски. Морские улитки диаметром от 1 до 2,5 см. В прибойной полосе ими усыпаны все камни. Берется железная посудина, засыпаем в нее улиток, набирается тут же морская вода, варим их примерно 3-5 минут. Самое главное: нужна иголка или что-то наподобие, чтобы выковыривать их из раковин. Похоже на мясо краба или кальмара- это уж кому как. Очень вкусно. И занятие на долгое время. Дети просто в восторге, когда им на берегу моря сваришь этих «семечек». И действительно, иной раз так увлечешься этими «семечками», что с удивлением заметишь груду пустых раковин возле себя.

 

Утка в походных условиях.

Разводим костер на крупной гальке. Ощипываем утку, потрошим. Сердце и прочий ливер укладываем внутрь. Соль, специи по вкусу. Если есть картошка — туда же. Сгребаем костер в сторону, в ямку — утку, сверху засыпаем горячей галькой. Сверху остатки костра — пусть прогорает минут 20 — 30.

 

Соленые ласты.

Ласты нерпы, котика обрезают по первый сустав. От шкуры не очищают. Укладывают в бочку, заливают крепким тузлуком (соляной раствор), ставят под гнет. Если их нужно заквасить то соли используют не много. Есть можно через пару месяцев. Котиков забивают в основном молодых, мясо у них рыбой почти не пахнет.

 

Свежие ластики

Ласты морского котика варят вместе с картошкой в «мундирах». Едят с картошкой. Горчица или чеснок по вкусу.

Тачи — лопатки морского котика.

Лопатки слегка подсаливают, натирают чесноком и перцем. Ставим их в духовку на противне. Минут через 20-30 можно есть. От обычного мяса отличается очень нежным вкусом. Нет не жил ни прочих атрибутов обычного мяса. Цвет темно-коричневый.

 

Сольтисон по-алеутски.

Из нерпы, котика извлекают желудок вместе с пищеводом. Выворачивают, соскабливают слизь и прополаскивают. Выворачивают в изначальное положение. Надувают, завязывают, вывешивают на ветерке. В высушенный желудок укладывают слоями юколу и нерпичий жир. Жир нарезают полосками. Завязывают и вешают в погребе. Через 2-3 месяца юкола пропитывается жиром, становится мягкой и готова к употреблению. В этих же желудках квасят и ластики, также добавляя нерпичий жир. Вообще-то перетопленный нерпичий жир при нормальной температуре остается жидким как растительное масло.

 

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить